Неточные совпадения
Более всего не терпят людей самостоятельной и оригинальной
мысли, не вмещающихся ни в какие привычные рутинные
категории.
Мысль не работает над новыми явлениями и темами, не проникает в конкретность мировой жизни, а упрощенно применяет свои старые схемы, свои сокращенные
категории, социологические, моральные или религиозные.
Привычные
категории мысли русской интеллигенции оказались совершенно непригодны для суждения о таких грандиозных событиях, как нынешняя мировая война.
Нужно начать
мыслить не по готовым схемам, не применять традиционные
категории, а
мыслить творчески над раскрывающейся трагедией мировой истории.
Но наша национальная
мысль очень мало об этом думает или думает по старым шаблонам, по привычным
категориям.
Никакие готовые, традиционные
категории мысли не годны для решения этих вопросов.
Диалектическая метода, если она не есть развитие самой сущности, воспитание ее, так сказать, в
мысль — становится чисто внешним средством гонять сквозь строй
категорий всякую всячину, упражнением в логической гимнастике, — тем, чем она была у греческих софистов и у средневековых схоластиков после Абеларда.
Эта фраза была сказана по поводу моего доклада, в котором я высказал
мысль, что в основание человеческого общения должна быть положена евангельская
категория ближнего.
Теология находится во власти социоморфизма, она
мыслит Бога в
категориях социальных отношений властвования.
Наиболее враждебен я всякой натуралистической метафизике, которая объективирует и гипостазирует процессы
мысли, выбрасывая их во вне и принимая их за «объективные реальности», которые применяет к духу
категории субстанции, натурализует дух.
Уже
категория бытия, которая играет такую роль в истории философии, начиная с Греции, есть продукт объективации
мысли.
На Западе
мысль и знание очень дифференцированы, все распределено по
категориям.
Очень ошиблись бы те, которые заключили бы нашу
мысль в интеллектуально-рационалистические
категории.
Первое выражает смысл положительного, конкретного понятия, а другое есть язык чувств, представлений,
мысли, заключенной в конечные
категории.
В дальнейшем развитии той же
мысли Эриугена подробно (в книгах I и II) останавливается на выяснении того, что к Божеству совершенно не приложимы
категории мышления (которых, вслед за Аристотелем, он насчитывает десять: сущность, количество, качество, отношение, положение, состояние (habitus), место, время, действие, страдание).
Тем не менее участники мистерий нечто получали — какую-то природную благодать, но какова она, трудно выразить в
категориях христианской религиозной
мысли, и мы не ставим себе эту задачу.
Это зависит, конечно, и от того, что Маркс, хотя и признанный отец «экономического материализма», совершенно не задавался основным для экономизма вопросом о природе хозяйства: он
мыслил его лишь в
категориях технически-вещных или меркантильно-бухгалтерских, заимствованных из политической экономии.
Бог не есть отвлеченная идея, не есть отвлеченное бытие, выработанное
категориями отвлеченной
мысли.
Это парадокс человеческой судьбы и судьбы мира, и его
мыслить должно парадоксально, рациональными
категориями об этом
мыслить нельзя.
Мышление отцов Церкви целиком вращалось в
категориях и понятиях греческой
мысли.
Парадокс этот коренится в том, что мы тут
мыслим в
категориях добра и зла, т. е. в
категориях, порожденных грехопадением, о божественном бытии, лежащем по ту сторону добра и зла.
О рае можно
мыслить лишь апофатически, всякое же катафатическое мышление о рае порождает непреодолимые противоречия, так как
категории посюсторонней жизни переносятся на потустороннюю жизнь.
Именно потому, что мы несем в себе первородный грех и живем в падшем мире, обреченном вращаться в
категориях добра и зла, в различениях и оценках,
мысль наша вращается в непреодолимых парадоксах.
Чтобы понять ее, мы пытаемся перевести на
категории собственной
мысли, восходящей к греческой традиции.
Индусская
мысль стоит по ту сторону западных
категорий бытия и небытия, и в этом было ее своеобразное величие.
Если в отношении к бытию возможно образовывать рациональные понятия и можно даже сказать, что
категория бытия есть продукт
мысли и заключает в себе рационализацию, то это невозможно в отношении к последней Тайне, которая раскрывается не в объективации, а в существовании.
Мы плохо понимаем индусскую и вообще восточную
мысль, которая сложилась вне
категорий, выработанных греческой и европейской философией.
Это отношение не может быть понято ни монистически, ни дуалистически, оно лежит по ту сторону наших
категорий мысли.
Все привычные
категории мысли и формы жизни самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего.
Вот почему о русском коммунизме совсем нельзя
мыслить в
категориях новой истории, применять к нему
категории свободы или равенства в духе французской революции,
категории гуманистического мировоззрения,
категории демократии и даже гуманистического социализма.
Тогда понятна станет вся смехотворность этих критериев, весь жалкий провинциализм
мысли, протекающей в этих
категориях.
Пьер не понимал того, что̀ говорил благодетель, но он знал (
категория мыслей так же ясна была во сне), что благодетель говорил о добре, о возможности быть тем, чем были они.
Я объясняю это тем, что мой образ
мыслей истолковывают в
категориях новой истории, что его хотят отнести к одному из направлений новой истории, в то время как существо моей
мысли в том и заключается, что все
категории мысли новой истории, все ее направления кончены и начинается мышление иного мира, мира нового средневековья.