Неточные совпадения
— В самом серьезном, так сказать, в самой сущности дела, — подхватил Петр Петрович, как бы обрадовавшись вопросу. — Я, видите ли, уже десять лет не посещал Петербурга. Все эти наши новости, реформы,
идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге. Ну-с, а
моя мысль именно такова, что всего больше заметишь и узнаешь, наблюдая молодые поколения наши. И признаюсь: порадовался…
— Во Франции, друг
мой, в Англии. В Германии, где организованный рабочий класс принимает деятельное участие в государственной работе. Все это — страны, в которых доминирует национальная
идея…
— Тебе
мое… самочувствие едва ли понятно, ты забронирован
идеей, конспиративной работой, живешь, так сказать, на высоте, в башне, неприступен.
— Боже
мой! До чего мы бедны
идеями… Где у нас орлы?
— Корреспонденций
моих — не печатают. Редактор, старый мерин, пишет мне, что я слишком подчеркиваю отрицательные стороны, а это не нравится цензору. Учит: всякая критика должна исходить из некоторой общей
идеи и опираться на нее. А черт ее найдет, эту общую
идею!
— Если откинуть фантастическую
идею диктатуры пролетариата — у Ленина многому могли бы поучиться наши министры, он экономист исключительных знаний и даровитости… Да, на
мой взгляд, и диктатура рабочего класса…
«Переделать портрет, — думал он. — Прав ли Кирилов? Вся цель
моя, задача,
идея — красота! Я охвачен ею и хочу воплотить этот, овладевший мною, сияющий образ: если я поймал эту „правду“ красоты — чего еще? Нет, Кирилов ищет красоту в небе, он аскет: я — на земле… Покажу портрет Софье: что она скажет? А потом уже переделаю… только не в блудницу!»
Теперь же я постарался смягчить впечатление и уложить бедного князя спать: «Выспитесь, и
идеи будут светлее, сами увидите!» Он горячо пожал
мою руку, но уже не целовался.
Мне грустно, что разочарую читателя сразу, грустно, да и весело. Пусть знают, что ровно никакого-таки чувства «мести» нет в целях
моей «
идеи», ничего байроновского — ни проклятия, ни жалоб сиротства, ни слез незаконнорожденности, ничего, ничего. Одним словом, романтическая дама, если бы ей попались
мои записки, тотчас повесила бы нос. Вся цель
моей «
идеи» — уединение.
«
Идея» утешала в позоре и ничтожестве; но и все мерзости
мои тоже как бы прятались под
идею; она, так сказать, все облегчала, но и все заволакивала передо мной; но такое неясное понимание случаев и вещей, конечно, может вредить даже и самой «
идее», не говоря о прочем.
Все, что было в силах
моих, я отслужил тогда России, пока в ней был; выехав, я тоже продолжал ей служить, но лишь расширив
идею.
Я всю прошлую ночь мечтал об устроенной Версиловым встрече двух братьев; я всю ночь грезил в лихорадке, как я должен держать себя и не уронить — не уронить всего цикла
идей, которые выжил в уединении
моем и которыми мог гордиться даже в каком угодно кругу.
— Я часто стал слышать слово «беспорядок»; вы тогда тоже испугались
моего беспорядка, вериг,
идей, глупостей?
Идея о том, что я уже дня три-четыре не видал его, мучила
мою совесть; но именно Анна Андреевна меня выручила: князь чрезвычайно как пристрастился к ней и называл даже мне ее своим ангелом-хранителем.
— Однако вижу, что ты чрезвычайно далеко уйдешь по новой своей дороге. Уж не это ли «твоя
идея»? Продолжай,
мой друг, ты имеешь несомненные способности по сыскной части. Дан талант, так надо усовершенствовать.
Мы — носители
идеи,
мой милый!..
— Друг
мой, не претендуй, что она мне открыла твои секреты, — обратился он ко мне, — к тому же она с добрым намерением — просто матери захотелось похвалиться чувствами сына. Но поверь, я бы и без того угадал, что ты капиталист. Все секреты твои на твоем честном лице написаны. У него «своя
идея», Татьяна Павловна, я вам говорил.
«И к чему все эти прежние хмурости, — думал я в иные упоительные минуты, — к чему эти старые больные надрывы,
мое одинокое и угрюмое детство,
мои глупые мечты под одеялом, клятвы, расчеты и даже „
идея“?
Несколько фантастических и чрезвычайно странных
идей, им тогда высказанных, остались в
моем сердце навеки.
Да замыслив
мою «
идею», я, я сам — разве я поклонился золотому тельцу, разве мне денег тогда надо было?
Я так и прописываю это слово: «уйти в свою
идею», потому что это выражение может обозначить почти всю
мою главную мысль — то самое, для чего я живу на свете.
— Женевские
идеи — это добродетель без Христа,
мой друг, теперешние
идеи или, лучше сказать,
идея всей теперешней цивилизации. Одним словом, это — одна из тех длинных историй, которые очень скучно начинать, и гораздо будет лучше, если мы с тобой поговорим о другом, а еще лучше, если помолчим о другом.
— Друг
мой, — вырвалось у него, между прочим, — я вдруг сознал, что
мое служение
идее вовсе не освобождает меня, как нравственно-разумное существо, от обязанности сделать в продолжение
моей жизни хоть одного человека счастливым практически.
Да,
моя «
идея» — это та крепость, в которую я всегда и во всяком случае могу скрыться от всех людей, хотя бы и нищим, умершим на пароходе.
Мало опровергнуть прекрасную
идею, надо заменить ее равносильным прекрасным; не то я, не желая ни за что расставаться с
моим чувством, опровергну в
моем сердце опровержение, хотя бы насильно, что бы там они ни сказали.
В том-то и «
идея»
моя, в том-то и сила ее, что деньги — это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество.
Именно таинственные потому, что были накоплены из карманных денег
моих, которых отпускалось мне по пяти рублей в месяц, в продолжение двух лет; копление же началось с первого дня
моей «
идеи», а потому Версилов не должен был знать об этих деньгах ни слова.
Сколько я мучил
мою мать за это время, как позорно я оставлял сестру: «Э, у меня „
идея“, а то все мелочи» — вот что я как бы говорил себе.
Но в просьбе вашей сообщить
мое мнение собственно об этой
идее должен вам решительно отказать: во-первых, на письме не уместится, а во-вторых — и сам не готов к ответу, и мне надо еще это переварить.
Я это испытал на себе: лишь только я начал развивать эту
идею о новой заповеди — и сначала, разумеется, шутя, я вдруг начал понимать всю степень
моей, таившейся во мне, любви к твоей матери.
Я передал эту
идею Версилову, заметив и прежде, что из всего насущного, к которому Версилов был столь равнодушен, он, однако, всегда как-то особенно интересовался, когда я передавал ему что-нибудь о встречах
моих с Анной Андреевной.
— Оставим
мое честное лицо, — продолжал я рвать, — я знаю, что вы часто видите насквозь, хотя в других случаях не дальше куриного носа, — и удивлялся вашей способности проницать. Ну да, у меня есть «своя
идея». То, что вы так выразились, конечно случайность, но я не боюсь признаться: у меня есть «
идея». Не боюсь и не стыжусь.
— Так про кого же вы? Так уж не про Катерину ли Николаевну? Какой мертвой петлей? — Я ужасно испугался. Какая-то смутная, но ужасная
идея прошла через всю душу
мою. Татьяна пронзительно поглядела на меня.
— Право, не знаю, как вам ответить на это,
мой милый князь, — тонко усмехнулся Версилов. — Если я признаюсь вам, что и сам не умею ответить, то это будет вернее. Великая мысль — это чаще всего чувство, которое слишком иногда подолгу остается без определения. Знаю только, что это всегда было то, из чего истекала живая жизнь, то есть не умственная и не сочиненная, а, напротив, нескучная и веселая; так что высшая
идея, из которой она истекает, решительно необходима, к всеобщей досаде разумеется.
— То есть не удостоишь открыть. Не надо,
мой друг, я и так знаю сущность твоей
идеи; во всяком случае, это...
О, я ведь предчувствовал, как тривиальны будут все возражения и как тривиален буду я сам, излагая «
идею»: ну что я высказал? Сотой доли не высказал; я чувствую, что вышло мелочно, грубо, поверхностно и даже как-то моложе
моих лет.
Может быть, иному читателю захотелось бы узнать: куда ж это девалась
моя «
идея» и что такое та новая, начинавшаяся для меня теперь жизнь, о которой я так загадочно возвещаю?
Но на
моей стороне была
идея и верное чувство, на его — один лишь практический вывод: что так никогда не делается.
Я и до нее жил в мечтах, жил с самого детства в мечтательном царстве известного оттенка; но с появлением этой главной и все поглотившей во мне
идеи мечты
мои скрепились и разом отлились в известную форму: из глупых сделались разумными.
Что мог я извлечь и из этого? Тут было только беспокойство обо мне, об
моей материальной участи; сказывался отец с своими прозаическими, хотя и добрыми, чувствами; но того ли мне надо было ввиду
идей, за которые каждый честный отец должен бы послать сына своего хоть на смерть, как древний Гораций своих сыновей за
идею Рима?
Я, может быть, лично и других
идей, и захочу служить человечеству, и буду, и, может быть, в десять раз больше буду, чем все проповедники; но только я хочу, чтобы с меня этого никто не смел требовать, заставлять меня, как господина Крафта;
моя полная свобода, если я даже и пальца не подыму.
Из всеобщей политики и из социальных вопросов я почти ничего не мог из него извлечь, а эти-то вопросы, ввиду
моей «
идеи», всего более меня и тревожили.
Но эта новая жизнь, этот новый, открывшийся передо мною путь и есть
моя же «
идея», та самая, что и прежде, но уже совершенно в ином виде, так что ее уже и узнать нельзя.
Эта
идея бодрила меня и, как ни смутно было на душе
моей от многого, веселила меня.
— Друг
мой, это — вопрос, может быть, лишний. Положим, я и не очень веровал, но все же я не мог не тосковать по
идее. Я не мог не представлять себе временами, как будет жить человек без Бога и возможно ли это когда-нибудь. Сердце
мое решало всегда, что невозможно; но некоторый период, пожалуй, возможен… Для меня даже сомнений нет, что он настанет; но тут я представлял себе всегда другую картину…
Нет, не незаконнорожденность, которою так дразнили меня у Тушара, не детские грустные годы, не месть и не право протеста явились началом
моей «
идеи»; вина всему — один
мой характер.
К тому же страдание и страдание: унизительное страдание, унижающее меня, голод например, еще допустит во мне
мой благодетель, но чуть повыше страдание, за
идею например, нет, он это в редких разве случаях допустит, потому что он, например, посмотрит на меня и вдруг увидит, что у меня вовсе не то лицо, какое, по его фантазии, должно бы быть у человека, страдающего за такую-то, например,
идею.
А я вспомнил и больше: в то лето, три — четыре раза, в разговорах со мною, он, через несколько времени после первого нашего разговора, полюбил меня за то, что я смеялся (наедине с ним) над ним, и в ответ на
мои насмешки вырывались у него такого рода слова: «да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная
идея, а человек, которому хотелось бы жить.
Только в том и была разница, что Natalie вносила в наш союз элемент тихий, кроткий, грациозный, элемент молодой девушки со всей поэзией любящей женщины, а я — живую деятельность,
мое semper in motu, [всегда в движении (лат.).] беспредельную любовь да, сверх того, путаницу серьезных
идей, смеха, опасных мыслей и кучу несбыточных проектов.
Старик Бушо не любил меня и считал пустым шалуном за то, что я дурно приготовлял уроки, он часто говаривал: «Из вас ничего не выйдет», но когда заметил
мою симпатию к его
идеям régicides, [цареубийственным (фр.).] он сменил гнев на милость, прощал ошибки и рассказывал эпизоды 93 года и как он уехал из Франции, когда «развратные и плуты» взяли верх. Он с тою же важностию, не улыбаясь, оканчивал урок, но уже снисходительно говорил...