Неточные совпадения
Науки бывают разные; одни трактуют об удобрении полей, о построении жилищ человеческих и скотских, о воинской доблести и непреоборимой твердости — сии суть полезные; другие, напротив, трактуют о вредном франмасонском и якобинском вольномыслии, о некоторых якобы природных человеку
понятиях и правах, причем касаются даже строения
мира — сии суть вредные.
Так, например, если сказанная особа — жена ученого, можно узнать, какие
понятия имеет ее муж о строении
миров, о предержащих властях и т. д.
Вронский защищал Михайлова, но в глубине души он верил этому, потому что, по его
понятию, человек другого, низшего
мира должен был завидовать.
— Я не могу допустить, — сказал Сергей Иванович с обычною ему ясностью и отчетливостью выражения и изяществом дикции, — я не могу ни в каком случае согласиться с Кейсом, чтобы всё мое представление о внешнем
мире вытекало из впечатлений. Самое основное
понятие бытия получено мною не чрез ощущение, ибо нет и специального органа для передачи этого
понятия.
Весь
мир женский, получивший для него новое, неизвестное ему значение после того, как он женился, теперь в его
понятиях поднялся так высоко, что он не мог воображением обнять его.
Я имел самые странные
понятия о красоте — даже Карла Иваныча считал первым красавцем в
мире; но очень хорошо знал, что я нехорош собою, и в этом нисколько не ошибался; поэтому каждый намек на мою наружность больно оскорблял меня.
— Она будет очень счастлива в известном, женском смысле
понятия о счастье. Будет много любить; потом, когда устанет, полюбит собак, котов, той любовью, как любит меня. Такая сытая, русская. А вот я не чувствую себя русской, я — петербургская. Москва меня обезличивает. Я вообще мало знаю и не понимаю Россию. Мне кажется — это страна людей, которые не нужны никому и сами себе не нужны. А вот француз, англичанин — они нужны всему
миру. И — немец, хотя я не люблю немцев.
Он сел в кресло и, рассматривая работу, которая как будто не определялась
понятием живописи, долго пытался догадаться: что думал художник Босх, создавая из разрозненных кусков реального этот фантастический
мир?
Несколько человек заменяли ей толпу; то что другой соберет со многих встреч, в многие годы и во многих местах, — давалось ей в двух, трех уголках, по ту и другую сторону Волги, с пяти, шести лиц, представлявших для нее весь людской
мир, и в промежуток нескольких лет, с тех пор, как
понятия у ней созрели и сложились в более или менее определенный взгляд.
Вера проповедует своеобразие
понятий, а сама не следует им открыто, она скрывается, обманывает его, бабушку, весь дом, весь город, целый
мир!
Мудрено ли, что при таких
понятиях я уехал от вас с сухими глазами, чему немало способствовало еще и то, что, уезжая надолго и далеко, покидаешь кучу надоевших до крайности лиц, занятий, стен и едешь, как я ехал, в новые, чудесные
миры, в существование которых плохо верится, хотя штурман по пальцам рассчитывает, когда должны прийти в Индию, когда в Китай, и уверяет, что он был везде по три раза.
Несомненный результат размышлений о Боге: о Боге нельзя мыслить рациональными
понятиями, которые всегда взяты из этого
мира, на Бога не похожего.
Россия — величайшая в
мире сухопутная империя, целый огромный
мир, объемлющий бесконечное многообразие, великий Востоко-Запад, превышающий ограниченное
понятие индивидуальности.
Христианство сначала понимало, что с тем
понятием о браке, которое оно развивало, с тем
понятием о бессмертии души, которое оно проповедовало, второй брак — вообще нелепость; но, делая постоянно уступки
миру, церковь перехитрила и встретилась с неумолимой логикой жизни — с простым детским сердцем, практически восставшим против благочестивой нелепости считать подругу отца — своей матерью.
Вот этого-то общества, которое съезжалось со всех сторон Москвы и теснились около трибуны, на которой молодой воин науки вел серьезную речь и пророчил былым, этого общества не подозревала Жеребцова. Ольга Александровна была особенно добра и внимательна ко мне потому, что я был первый образчик
мира, неизвестного ей; ее удивил мой язык и мои
понятия. Она во мне оценила возникающие всходы другой России, не той, на которую весь свет падал из замерзших окон Зимнего дворца. Спасибо ей и за то!
Объективированный
мир подлежит рациональному познанию в
понятиях, но сама объективация имеет иррациональный источник.
Меня очень утомила игра интеллектуальными
понятиями богословия и метафизики, и я верю лишь духовно-опытному доказательству существования Бога и божественного
мира.
Это было что-то вроде обета. Я обозревал весь известный мне мирок. Он был невелик, и мне было не трудно распределить в нем истину и заблуждение. Вера — это разумное, спокойное настроение отца. Неверие или смешно, как у капитана, или сухо и неприятно, как у молодого медика. О сомнении, которое остановить труднее, чем было Иисусу Навину остановить движение
миров, — я не имел тогда ни малейшего
понятия. В моем мирке оно не занимало никакого места.
Но почти до конца своей жизни он сохранил умственные запросы, и первые
понятия, выходящие за пределы известного мне тогда
мира,
понятия о том, что есть бог и есть какая-то наука, исследующая природу души и начало
мира, мы, дети, получили от этого простодушного полуобразованного человека.
Мой умственный горизонт заполнялся новыми фактами,
понятиями, вопросами реального
мира.
Следовательно, художник должен — или в полной неприкосновенности сохранить свой простой, младенчески непосредственный взгляд на весь
мир, или (так как это совершенно невозможно в жизни) спасаться от односторонности возможным расширением своего взгляда, посредством усвоения себе тех общих
понятий, которые выработаны людьми рассуждающими.
Что так старательно развивалось и подготовлялось Раисой Павловной в течение нескольких лет, Прейном было кончено разом: одним ударом Луша потеряла чувство действительности и жила в каком-то сказочном
мире, к которому обыденные
понятия и мерки были совершенно неприложимы, а прошлое являлось каким-то жалким, нищенским отребьем, которое Луша сменяла на новое, роскошное платье.
Вы можете, в настоящее время, много встретить людей одинакового со мною направления, но вряд ли встретите другого меня. Есть много людей, убежденных, как и я, что вне администрации в
мире все хаос и анархия, но это большею частию или горлопаны, или эпикурейцы, или такие младенцы, которые приступиться ни к чему не могут и не умеют. Ни один из них не возвысился до
понятия о долге, как о чем-то серьезном, не терпящем суеты, ни один не возмог умертвить свое я и принесть всего себя в жертву своим обязанностям.
Какая отрада, какое блаженство, — думал Александр, едучи к ней от дяди, — знать, что есть в
мире существо, которое, где бы ни было, что бы ни делало, помнит о нас, сближает все мысли, занятия, поступки, — все к одной точке и одному
понятию — о любимом существе!
С особенным жаром настаивал он на том, что мама его непременно хочет сделать из него купца — а он знает, знает наверное, что рожден художником, музыкантом, певцом; что театр — его настоящее призвание; что даже Панталеоне его поощряет, но что г-н Клюбер поддерживает маму, на которую имеет большое влияние; что самая мысль сделать из него торгаша принадлежит собственно г-ну Клюберу, по
понятиям которого ничего в
мире не может сравниться с званием купца!
Впрочем, существенно вы одно запомните, что ни линии, ни точки в вещественном
мире нет; первая есть четвероугольник, а вторая все-таки круг, многоугольник, и он в чистом виде существует только в нашем уме; это — прирожденное нам
понятие из
мира духовного, и Сен-Мартен главным образом хочет показать в этих цифрах, как невещественные точка и линия сливаются с вещественными треугольником и кругом, хотя то и другие никогда не утрачивают своих различий.
Если более или менее добрые, более или менее злые могут не различаться в языческом
мире, то христианское
понятие о добром и злом так ясно определило признаки добрых и злых, что их нельзя уже смешивать.
В самом деле, ведь стоит только вдуматься в положение каждого взрослого, не только образованного, но самого простого человека нашего времени, набравшегося носящихся в воздухе
понятий о геологии, физике, химии, космографии, истории, когда он в первый раз сознательно отнесется к тем, в детстве внушенным ему и поддерживаемым церквами, верованиям о том, что бог сотворил
мир в шесть дней; свет прежде солнца, что Ной засунул всех зверей в свой ковчег и т. п.; что Иисус есть тоже бог-сын, который творил всё до времени; что этот бог сошел на землю за грех Адама; что он воскрес, вознесся и сидит одесную отца и придет на облаках судить
мир и т. п.
— Что и требовалось доказать, — проговорил с комической унылостью Шубин. — Засим, я полагаю, мне приличнее не мешать вашей уединенной прогулке. Профессор спросил бы вас: а на основании каких данных вы сказали: нет? Но я не профессор, я дитя, по вашим
понятиям; но от детей не отворачиваются, помните. Прощайте.
Мир моему праху!
Как ни старательно он прислушивался к говору толпы, но слова: «помпадур», «закон» — ни разу не долетели до его слуха. Либо эти люди были счастливы сами по себе, либо они просто дикие, не имеющие даже элементарных
понятий о том, что во всем образованном
мире известно под именем общественного благоустройства и благочиния. Долго он не решался заговорить с кем-нибудь, но, наконец, заметил довольно благообразного старика, стоявшего у воза с кожами, и подошел к нему.
Понятия и предрассудки того
мира, из которого я вышел, еще были свежи во мне.
Маркушка был слишком реалист, чтобы усвоить себе отвлеченные богословские
понятия; между тем он считал себя очень грешным человеком, значит, там, вверху, в надзвездном
мире ожидала его карающая беспощадная рука, которая воздает сторицей за все земные неправды.
Он жил в исключительной, ограниченной своей сфере; вне дома для него не существует интересов; он недоверчиво смотрит на
мир, выходящий из предела его обыкновенных узких
понятий.
Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние ваканции в свою деревню, и один пробыл в ней всё лето. Осенью он неустановившейся ребяческой рукой написал к своей тётке, графине Белорецкой, которая, по его
понятиям, была его лучший друг и самая гениальная женщина в
мире, следующее переведенное здесь французское письмо...
С искажением этих стремлений в массе совпадает водворение многих нелепых
понятий о
мире и человеке; эти
понятия, в свою очередь, мешали общему благу.
Да еще мало того, как бы она осмелилась не верить да допытываться, когда старшие и лучшие люди так положительно успокоиваются в убеждении, что принятые ими
понятия и образ жизни — наилучшие в
мире и что все новое происходит от нечистой силы?
Они-то именно, по выражению г. Устрялова, «коснели в старых
понятиях, которые переходили из рода в род, из века в век; спесиво и с презрением смотрели на все чужое, иноземное; ненавидели все новое и в каком-то чудном самозабвении воображали, что православный россиянин есть совершеннейший гражданин в
мире, а святая Русь — первое государство» (Устрялов, том I, «Введение», XXIX).
И вообще надобно сказать, что мысль, будто бы «прекрасное редко встречается в действительности», основана на смешении
понятий «вполне» и «первое»: вполне величественных рек очень много, первая из величественных рек, конечно, одна; великих полководцев много, первым полководцем в
мире был кто-нибудь один из них.
Что касается позднейших превращений этого основного воззрения под влиянием
понятий о
мире, доставленных наукою, эти видоизменения мы считаем лишним исчислять и еще менее находим нужды подвергать их особенной критике, потому что все они, подобно
понятию новейших эстетиков о трагическом, представляясь следствием стремления согласить непримиримое — фантастические представления полудикого и научные
понятия, — страждут такою же несостоятельностью, как и
понятие новейших эстетиков о трагическом: различие только то, что натянутость соединения противоположных начал в предшествующих попытках сближения была очевиднее, нежели в
понятии о трагическом, которое составлено с чрезвычайным диалектическим глубокомыслием.
Итак, должно сказать, что новое
понятие о сущности прекрасного, будучи выводом из таких общих воззрений на отношения действительного
мира к воображаемому, которые совершенно различны от господствовавших прежде в науке, приводя к эстетической системе, также существенно различающейся от систем, господствовавших в последнее время, и само существенно различно от прежних
понятий о сущности прекрасного.
С этой же минуты он окончательно делается продуктом принявшей его среды. Являются особенные обряды, своеобразные обычаи и еще более своеобразные
понятия, которые закрывают плотною завесой остальные обрывки воспоминаний скудного школьного прошлого. Безазбучность становится единственною творческою силой, которая должна водворить в
мире порядок и всеобщее безмолвие.
Задача реформационного
мира была понять, но
понятием не замыкается воля.
Так, у касты ученых, у людей знания в средних веках, даже до XVII столетия, окруженных грубыми и дикими
понятиями, хранилось и святое наследие древнего
мира, и воспоминание прошедших деяний, и мысль эпохи; они в тиши работали, боясь гонений, преследований, — и слава после озарила скрытый труд их.
Желая присвоить России лучшие творения древней и новой чужестранной Литературы, Она учредила Комиссию для переводов, определила награду для трудящихся — и скоро почти все славнейшие в
мире Авторы вышли на языке нашем, обогатили его новыми выражениями, оборотами, а ум Россиян новыми
понятиями.
Чтобы понять общее благо, нужно много основательных и твердых знаний об отношении человека к обществу и ко всему внешнему
миру; чтобы полюбить общее благо, нужно воспитать в себе эти здравые
понятия, довести их до степени сердечных, глубочайших убеждений, слить их с собственным существом своим.
Оно похоже на нежелание вводить в душевный
мир этой девушки
понятия, чуждые ей…
Основатель разумной системы осуществил уже, впрочем, некоторую долю своих намерений и дал
миру маленькое
понятие о том, что может он совершить на пользу человеческих обществ.
Поэтому он употребил последние десять лет на распространение в английском народонаселении здравых
понятий и на приготовление его к той мирной реформе, которую теперь он в состоянии возвестить
миру.
Там видна жизнь своего времени, и рисуется
мир души человеческой с теми особенностями, какие производит в нем жизнь народа в известную эпоху; а здесь ничего нет, кроме праздных выдумок, стоящих в разладе с жизнью и происходящих от фантастического, произвольного смешения
понятий и верований разных времен и народов.
— Ну, еще пуще стал на
миру тосковать… Вижу, что толку нету, — мечусь, все равно как в лесу… Теперь, конечно, маленькое
понятие имею, да и то… Ну а тогда вовсе стал без ума. Надумал, например, в арестанты поступить…