Неточные совпадения
Он неохотно и ‹не› очень много затратил времени на этот труд, но затраченного оказалось вполне достаточно для того, чтоб решительно не согласиться с философией истории, по-новому изображающей процесс
развития мировой культуры.
В одном из своих аспектов
мировая война должна быть признана неотвратимым и роковым моментом в
развитии и диалектике империализма.
В сущности тот, кто принимает
мировой процесс, историческое
развитие, тем самым принимает жестокость и боль и оправдывает их.
Тот же, кто не хочет никакой жестокости и боли, — не хочет самого возникновения мира и
мирового процесса, движения и
развития, хочет, чтоб бытие осталось в состоянии первоначальной бездвижимости и покоя, чтобы ничто не возникало.
В
мировом и историческом процессе нет необходимости прогресса, закономерного
развития.
Метафизическое же
развитие германского идеализма после Канта у Фихте, Шеллинга, Гегеля при всем обнаружившемся тут гении шло в ложном направлении, в направлении монизма, устранении вещи в себе, окончательной замене трансцендентности Божества становящимся в
мировом процессе Божеством, эволюцией, утере свободы, в необходимости торжествующего
мирового Логоса.
Ныне мы вступаем в эпоху
мирового религиозного кризиса, и
развитие религиозного сознания может продолжиться лишь в связи с положительным обращением к истории и земле.
Весь ход человеческой культуры, все
развитие мировой философии ведет к осознанию того, что вселенская истина открывается лишь вселенскому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному.
Язычество было необходимой, элементарной ступенью в процессе
мирового откровения; без этой ступени никогда мир не пришел бы к христианскому сознанию; в язычестве была неумирающая правда, правда божественности
мировой души, божественности матери-земли, которая должна войти в дальнейшее
развитие религиозного сознания.
Вот почему последние результаты
мирового философского
развития должны производить впечатление возврата к наивному реализму, к чему-то очень старому, очень примитивному.
Лики
мировой мойры определяются как естественные «законы»
мирового и исторического
развития.
Теперешний человек соответствует настоящей стадии в
развитии земли; предыдущие ступени его существования духовно и физически отличаются от теперешней, и еще более надо это же сказать про последующие
мировые эпохи: человек есть только звено, его не было и он должен быть преодолен; эволюция ведет не к сверхчеловеку, но от человека и за человека.
Нечестиво и нелепо говорить о «трагедии в Боге», которая логикой своего
развития, как бы неким «божественным фатумом», с необходимостью приводит к
мировому процессу.
В этой свободе твари, опирающейся на тварное ничто, божественные начала бытия существуют не в силе и славе своей, не в лике вечности, в которой они не ведают
развития и восполнения, ибо не нуждаются в них, но во временном становлении, как тема и вместе задача
мирового процесса, его данностъ-заданностъ, что дает наиболее точную формулу для определения и тварной свободы, и тварного творчества.
Но мне совершенно чужд монизм, эволюционизм и оптимизм Фихте, Шеллинга и Гегеля, их понимание объективации духа, универсального Я, разума в
мировом и историческом процессе, особенно гегелевское учение о самораскрытии духа и
развитии к свободе в
мировом процессе, о становлении Божества.
Но для него это стало путем к раскрытию становления,
развития мирового духа, в то время как отсюда могли быть сделаны и совсем другие выводы.
Гносеология критическая, как и рационалистическая и эмпирическая, есть лишь гносеология, соответствующая одному из состояний человека, одной из
мировых эпох [Тысячу раз прав оккультизм, когда допускает
развитие высших духовных органов ведения, соответствующих высшему
развитию духовности.
Учение о Троичности Божества должно признать
развитие в Боге и понять возникновение и течение
мирового процесса как внутреннее драматическое движение Божественной Троицы.
Есть мистический опыт, который хочет вернуть к состоянию первоначального покоя в лоне Божьем и отвергает всякое движение, всякую творческую динамику, т. е. самый смысл
мирового божественного
развития.
Это —
мировой путь
развития и лишь через него может быть выявлена национальная сущность и национальное призвание.