Неточные совпадения
Школы в селе не было, но большинство крестьян было грамотное или, лучше сказать, полуграмотное, так как между крестьянами преобладал трактирный промысел. Умели написать на клочке загаженной бумаги: «силетка адна, чаю порц: адна ище порц.: румка вотки две румки три румки вичина» и т. д. Далее этого
местное просвещение не шло.
Тут, как и в России в подобных случаях, сказалась досадная мужицкая темнота: просили не
школ, не правосудия, не заработков, а разных пустяков: кто казенного довольствия, кто усыновления ребенка, — одним словом, подавали прошения, которые могли быть удовлетворены и
местным начальством.
Маленький Тарас после отца попал в кантонисты и вынес тяжелую
школу в
местном батальоне, а когда пришел в возраст, его отправили на промыслы.
В апреле, совсем неожиданно, приехал в свою усадьбу
местный землевладелец, он же и главный попечитель
школы, Андрей Степаныч Аигин. Прибыл он затем, чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей. Операция предстояла несложная, но Аигин предположил пробыть в деревне до мая, с тем чтобы, кстати, учесть управителя, возобновить на всякий случай связи с
местными властями и посмотреть на
школу.
За строгим соблюдением программы, в особенности в смысле ее нерасширения, наблюдал
местный священник; попечителем
школы состоял сельский староста, а высший надзор был предоставлен помещику, который постоянно жил за границей, но изредка наведывался и в усадьбу.
О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами; нужны
школы,
местная газета с честным направлением, театр, публичные чтения, сплоченность интеллигентных сил; нужно, чтоб общество сознало себя и ужаснулось.
Завещаю завести в каждом городе на счет казны народное училище. Через каждые три месяца
местные священники обозревают эти
школы.
Приехал из Арматлука столяр Капралов, — его выбрали заведовать
местным отделом народного образования. Он был трезв, и еще больше Катю поражало несоответствие его простонародных выражений с умными, странно-интеллигентными глазами. Профессор и Катя долго беседовали с ним, наметили втроем открытие рабоче-крестьянского клуба, дома ребенка,
школы грамоты. Капралов расспрашивал, что у них по народному образованию делается в городе, на лету ловил всякую мысль, и толковать с ним было одно удовольствие.
Только под самый конец этого пятилетнего периода образовался род общества, которое открыло
школу для девочек
местных православных из простого люда, и я там целый год преподавал грамматику и арифметику.
В помещении одинцовской
школы заседала приехавшая вчера комиссия по чистке аппарата. Ребята из бригады пошли для развлечения послушать. Чистили
местного учителя Богоявленского. Маленький человечек с маленьким красным носиком, с испуганными глазами и испуганной бороденкой.
Особенно испытал на себе печать моего гневливого нетерпения бедный монастырек, который я избрал для своего жительства и при котором желал основать
школу для
местных инородцев.