Неточные совпадения
Если в католичестве было
ложное, сбившееся с пути
учение о церкви, хотя была сама Церковь, то в протестантизме сама идея церкви начала постепенно истребляться.
Католическое
учение о церковной иерархии с папой во главе было
ложной религиозной антропологией и обнаруживало отсутствие подлинной религиозной антропологии — откровения богочеловечества, в котором Сам Христос есть Царь и Первосвященник и не имеет заместителей.
И
ложная антропология западного католичества, и полное отсутствие антропологии в восточном православии одинаково свидетельствуют о неполном и одностороннем характере христианства в истории, о неизбежности раскрытия полной религиозной антропологии, религиозного
учения о человеке и человечестве, не языческого и не ветхозаветного.
Ложное мнение научных людей, что
учение о сверхъестественном составляет сущность христианского
учения и что жизненное
учение его неприложимо, вместе с вытекающим из этого
ложного мнения недоразумением и составляет другую причину непонимания христианства людьми нашего времени.
Таковы два главные недоразумения относительно христианского
учения, из которых вытекает большинство
ложных суждений о нем. Одно — что
учение Христа поучает людей, как прежние
учения, правилам, которым люди обязаны следовать, и что правила эти неисполнимы; другое — то, что всё значение христианства состоит в
учении о выгодном сожитии человечества как одной семьи, для чего, не упоминая о любви к богу, нужно только следовать правилу любви к человечеству.
И вот эта-то деятельность церквей, внушающая людям
ложное понимание
учения Христа, и служит препятствием понимания его для большинства людей, так называемых верующих.
Одни люди, религиозные, каких у нас в России миллионы, так называемые сектанты, признают этот порядок
ложным и подлежащим уничтожению на основании понятого в настоящем его смысле евангельского
учения; другие считают его
ложным на основании социалистических, коммунистических, анархических теорий, проникших теперь уже в низшие слои рабочего народа.
По этому
учению важно не то, чтобы исповедовать в жизни ту истину, которая открылась тебе, и вследствие этого неизбежно быть вынужденным осуществлять ее в жизни или по крайней мере не совершать поступков, противных исповедуемой истине: не служить правительству и не усиливать его власть, если считаешь власть эту вредною, не пользоваться капиталистическим строем, если считаешь этот строй неправильным, не выказывать уважения разным обрядам, если считаешь их вредным суеверием, не участвовать в судах, если считаешь их устройство
ложным, не служить солдатом, не присягать, вообще не лгать, не подличать, а важно то, чтобы, не изменяя существующих форм жизни и, противно своим убеждениям, подчиняясь им, вносить либерализм в существующие учреждения: содействовать промышленности, пропаганде социализма и успехам того, что называется науками, и распространению образования.
В самом деле, что такое ересь? Перечитайте все богословские сочинения, трактующие о ересях, о том предмете, который первый представляется для определения, так как каждое богословие говорит об истинном
учении среди окружающих его
ложных, т. е. ересей, и нигде не найдете даже подобия какого-нибудь определения ереси.
Одна из этих причин это та, что как верующие, так и неверующие твердо убеждены, что
учение Христа понято ими давно и так полно, несомненно и окончательно, что никакого другого значения, кроме того, которое они придают ему, и не может быть в нем. Причина этого состоит в продолжительности предания
ложного понимания и потому непонимания его.
Так учил Христос. А учил он так потому, что знал, что как в его время были люди, учившие людей
ложному закону бога, так и впредь будут такие люди. Он знал это и учил тому, что не надо слушать людей, называющих себя наставниками, потому что
учения их затемняют то простое и ясное
учение, которое открыто всем людям и заложено в сердце каждого человека.
Если люди живут в грехах и соблазнах, то они не могут быть спокойны. Совесть обличает их. И потому таким людям нужно одно из двух: или признать себя виноватыми перед людьми и богом, перестать грешить, или продолжать жить грешной жизнью, делать дурные дела и называть свои злые дела добрыми. Вот для таких-то людей и придуманы
учения ложных вер, по которым можно, живя дурной жизнью, считать себя правыми.
Вредно распространение между людьми мыслей о том, что наша жизнь есть произведение вещественных сил и находится в зависимости от этих сил. Но когда такие
ложные мысли называются науками и выдаются за святую мудрость человечества, то вред, производимый таким
учением, ужасен.
И вот тут-то люди и принимают так легко
ложное церковное
учение, которое заменяет сущность христианства разными догмами.
То же и с
учениями о вере.
Ложные учителя привлекают людей к доброй жизни тем, что пугают наказаниями и заманивают наградой на том свете, где никто не был. Истинные же учителя учат только тому, что начало жизни, любовь, само живет в душах людей и что хорошо тому, кто соединился с ним.
В том, что исторический опыт до сих пор не давал хороших результатов для
учения о добродетели, виновато то
ложное предположение, что побуждение, выведенное из понятия долга, будто бы слишком слабо и отдаленно, а что сильнее действует на душу более близкое побуждение, проистекающее из расчета на выгоды, которых надо ждать отчасти в этом, а также и в будущем мире за исполнение закона.
Разбойники не развращают умышленно людей, — правительства же для достижения своих целей развращают целые поколения детей и взрослых
ложными религиозными и патриотическими
учениями.
В споре с Евномием св. Григорий занимает вообще не свойственную ему позицию скептического номинализма в теории познания (в
учении об «именах»): для того чтобы отвергнуть неправомерное преувеличение или, лучше сказать,
ложное понимание соотношения, существующего между именем Божиим и существом Божиим у Евномия, св.
Я никогда не был адептом толстовского
учения и даже не очень любил толстовцев, но толстовское восстание против
ложного величия и
ложных святынь истории, против лжи всех социальных отношений людей проникло в моё существо.
Он принял
ложную постановку вопроса об отношении Бога и добра и в своем ответе на ложно поставленный вопрос построил
учение о Боге как восточном деспоте и самодуре.
Учение о свободе воли покоится на
ложных предпосылках, на старой психологии, которая не может быть удержана.
Сделаны были
ложные выводы из
учения о первородном грехе, оправдывающие всякое существующее зло и несправедливость.
Как ни удивительно такое странное
учение, объяснимое только фанатизмом суеверия, оно существует, и, как всякое дикое фанатическое
учение, производит свое гибельное влияние, направляя деятельность человеческой мысли на путь
ложный и праздный.
Ни в чем с такою яркостью не выражается то
ложное направление знания, которому следует современное общество, как то место, которое занимают в этом обществе
учения тех великих учителей жизни, по которым жило и образовывалось и продолжает жить и образовываться человечество.
Кант со своим
учением об интеллигибельном характере и свободе, быть может, был ближе к истине, чем другие философы, хотя он сделал
ложные заключения из своего
учения.
Детские сердца, еще не успевшие напиться отравой их
ложных внушений, еще неиспорченные, обновились в купели нового
учения.
Люди, признававшие себя членами непогрешимой церкви, считали, что позволить
ложным толкователям
учения развращать людей есть преступление и что поэтому убийство таких людей есть угодное богу дело.
Мы составили себе ни на чем, кроме как на нашей злости и личных похотях основанное
ложное представление о нашей жизни и о жизни мира, и веру в это
ложное представление, связанное внешним образом с
учением Христа, считаем самым нужным и важным для жизни. Не будь этого веками поддерживаемого людьми доверия ко лжи, ложь нашего представления о жизни и истина
учения Христа обнаружились бы давно.
Так что хотя освобождение от
ложных религиозных форм, всё убыстряясь и убыстряясь, совершается, люди нашего времени, откинув веру в догматы, таинства, чудеса, святость библии и другие установления церкви, не могут все-таки освободиться от тех
ложных государственных
учений, которые основались на извращенном христианстве и скрывают истинное.
У меня должно было быть какое-нибудь
ложное представление о значении
учения Христа для того, чтобы я мог так не понять его.
Когда я понял
учение Христа, только тогда я понял также, что то, что люди эти называют верой, не есть вера, и что эту-то самую
ложную веру и опровергает апостол Иаков в своем послании. (Послание это долго не принималось церковью и, когда было принято, подверглось некоторым извращениям: некоторые слова выкидываются, некоторые переставляются или переводятся произвольно. Я оставлю принятый перевод, исправляя только неточности по Тишендорфскому тексту.)
А между тем
учение это в его истинном значении было не только ясно выражено в тех, признаваемых церквами божественным откровением, книгах евангелия, которое было нераздельно с извращенным
учением, но
учение это было до такой степени свойственно, родственно душам человеческим, что, несмотря на всё загромождение и извращение
учения ложными догматами, наиболее чуткие к истине люди всё чаще и чаще воспринимали
учение в его истинном значении и всё яснее и яснее видели противоречие устройства мира с истинным христианским
учением.
Так что для восприятия христианского
учения в его истинном значении людям христианского мира, более или менее понявшим истину христианства, нужно освободиться не только от веры в
ложные формы извращенного христианского
учения, но еще и от веры в необходимость, неизбежность того государственного устройства, которое установилось на этой
ложной церковной вере.