Неточные совпадения
— Из этой шаткости основного
критерия мы получаем такие факты, как смену марксизма Петра Струве его неославянофильским патриотизмом, смену его «Критических заметок» сборником «Вехи», разложение партии социал-демократов на две враждебные фракции, провокатора в центральном комитете партии террористов и вообще обилие политических провокаторов, обилие фактов предательства…
В политике, которая в наше время играет господствующую роль, обычно говорят не об истине и лжи, не о добре и зле, а о «правости» и «левости», о «реакционности» или «революционности», хотя такого рода
критерий начинает терять всякий смысл.
Ценность национальности в истории, как и всякую ценность, приходится утверждать жертвенно, поверх блага людей, и она сталкивается с исключительным утверждением блага народа, как высшего
критерия.
Если мы отвергаем так называемый объективный
критерий истины, и в смысле реализма наивного, и в смысле реализма рационалистического, и в смысле идеализма трансцендентально-критического, то совсем не для того, чтобы утверждать «субъективность» произвольную, «психологизм» в гуссерльском смысле слова, в противоположность глубокой реальности.
Точка зрения Ленина, который даже утверждает абсолютную истину, очень невыгодно отличается от точки зрения Энгельса, который считает, что
критерий истины практический, т. е. исповедует философию действия.
Это делает Розанова совершенно исключительным, небывалым явлением, к которому трудно подойти с обычными
критериями.
Все, что писал Розанов, — писатель богатого дара и большого жизненного значения, — есть огромный биологический поток, к которому невозможно приставать с какими-нибудь
критериями и оценками.
Наше предвидение будущего должно быть совершенно свободно от обычного оптимизма или пессимизма, от оценок по
критериям благополучия.
Старая традиционная точка зрения признает объективный
критерий истины.
Катастрофа этой войны очень резко разделяет людей и совсем не по тем
критериям, по которым обычно они разделялись.
Если бы я во что бы то ни стало стоял за наименование, то я бы ему ответил: «Твой
критерий формально верный, но ошибка твоя в утверждении, что православие это ты, православие это не ты, а я».
Ложно искание гарантий и безошибочных
критериев в религиозной жизни.
К. Леонтьеву чужда русская болезнь совести, примат морального
критерия.
Так же рационально-логическое не может быть
критерием истинности догматов.
Эстетический
критерий был для него универсальным, и он совпадал с биологическим
критерием.
Дух Св. не знает других
критериев, кроме самого Духа Св.
Общение в любви, соборность есть
критерий познания.
Ничто низшее, юридическое, похожее на жизнь государства, не может быть
критерием подлинности действия Духа Св.
Все, что служит революции — морально, революция есть единственный
критерий добра и зла.
Критерий истины стали искать внутри самого познающего субъекта, в его отношении к себе, а не к бытию.
Лосский утверждает, что само содержание опыта заключает твердость знания и
критерий истины, что истина входит в нас и насилует нас.
Критерий знания,
критерий ценности — не этический, а биологический.
Это
критерий бытия и небытия, жизни и смерти, развития и упадка.
Должен быть восстановлен и на незыблемых основаниях утвержден реалистический тезис относительно бытия, реалистический
критерий истины и реалистическое понимание процесса познания.
Поэтому оправдывать себя перед гносеологами по
критериям, выдуманным самими гносеологами, я отказываюсь, и отказываюсь вполне правомерно: я отрицаю их
критерии, не признаю их суда, считаю противозаконной всю их деятельность.
Позволительно подвергнуть сомнению то произвольное предположение, что
критерий истины непременно интеллектуалистичен и рационалистичен.
«Если истина есть не копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление ее, сообразное с законами познавательной деятельности, а сама действительность в дифференцированной форме, то
критерием истины может быть только наличность самой познаваемой действительности, наличность познаваемого бытия в акте знания.
Прагматизм отказывается от отвлеченно-рационалистических
критериев знания, от интеллектуалистической гносеологии.
Научность не есть ни единственный, ни последний
критерий истинности.
Можно ли примириться с дуализмом знания и веры, дуализмом двух разумов и двух
критериев истины?
Для Лосского
критерий истины лежит не в законах логики, вообще не в субъекте, а в самой действительности, в непосредственной данности в ней связи причины со следствием.
И прежде всего, по принятому нами
критерию, мы различаем авторов, служащих представителями естественных, правильных стремлений народа, от авторов, служащих органами разных искусственных тенденций и требований.
— Ты берёшь очень опасный
критерий для определения положительного, — сухо заметил ей брат.
Но так ли уж прочны и неизменны
критерии сентиментальности?
Народные же массы все более проникаются чисто утилитарным пониманием власти, а утилитаризм в качестве основного и решающего
критерия в политике есть нечто иное, как революция en permanence, либо скрытая и тлеющая под пеплом, либо уже вспыхнувшая.
Потому здесь не имеет решающего значения и количественный
критерий: едва ли хоть один вселенский собор был действительно вселенским в том смысле, чтобы на нем были представители всех поместных церквей, и наоборот, собор, имевший внешние признаки вселенского, мог оказаться «разбойничьим» и еретическим (Ефесский [На Эфесском соборе 449 г. под председательством александрийского епископа Диоскора было осуждено учение папы Льва I о двух природах в одном лице («дифизитство») и отлучен константинопольский епископ Флавиан.
Хозяйство должно сохранять значение только средства для достойной жизни, причем подлинным
критерием здесь является религиозный ее идеал.
Для рационалистической философии, для которой высшим
критерием является непрерывность мышления и рациональное преодоление антиномий, тварность есть вообще ложная, ибо противоречивая, идея, которой не место в критической метафизике.
Находить здесь правую меру, для которой нет внешних
критериев, а есть только внутренний (так сказать, религиозно-эстетический), и есть задача «духовного художества», руководимого лишь духовным вкусом, чувством духовного такта…
Не таковы ли почти все основные догматы христианства, и недаром их с таким презрением и негодованием отвергают те, кто рассудочную проверку считают высшим и единственным
критерием религиозной истины: пример налицо — Л. Толстой.
Вследствие этого она соборна, ибо соборность есть только следствие кафоличности, ее выражение, но отнюдь не внешний ее
критерий.
Далеко не многие понимают, что художественное мироощущение с его
критерием эстетически составляет принадлежность не только служителей искусства и его ценителей, но прежде всего и в наибольшей степени тех, кто самую жизнь свою делают художественным произведением, — святых подвижников.
Здесь спор возможен не по существу, а разве только о степени, о
критерии. Но не это важно для Ницше.
Но он может происходить по разным
критериям, не непременно по родовой наследственности и рождению.
В действительности
критерий истинности находится в субъекте, а не в объекте.
Критерий оценки помещается не в личности, а в находящемся над личностью общественном организме.
Историческая необходимость делается
критерием оценок, и сознание этой необходимости признается единственной свободой.
Персонализм видит
критерий оценки в личности, в глубине совести и полагает, что тут в большей глубине раскрывается различие между добром и злом, чем коллективной традиции, представляющейся органической.
По этому
критерию он судит о других людях.
Но эти различения и эти оценки невозможно сделать на основании
критерия максимума жизни, который ведь чисто количественный, а не качественный.