Когда я говорю, что первичным является бытие, то я говорю не о том бытии, которое уже рационализовано и выработано
категориями разума, как то мы видим в старой онтологии, а о первожизни, предшествующей всякой рационализации, о бытии еще темном, хотя темность эта не означает ничего злого.
Критицисты пытались признать творческий характер познания, но, в сущности, они перенесли всю необходимость природы в
категории разума и покорились необходимости с другого конца.
Рационализм и критицизм делают основой философствования тоже частные, хотя и более высокие сферы
категорий разума, по-иному дробя дух человека и пытаясь сделать познание нечеловеческим.
Неточные совпадения
Если же
разум оставить на самого себя, то бродя в пустоте и строя
категорию за
категорией, он может обличить свои законы, но никогда не дойдет ни до понятия о духе, ни до понятия о бессмертии и проч.
Канта не считают рационалистом, того Канта, который допускал веру лишь в пределах
разума, который рационалистически отвергал чудесное, который все бытие сковал рациональными
категориями, поставил реальность в зависимость от познающего субъекта.
Вина, совершенный грех, и есть онтологическая основа ограничивающих
категорий нашего
разума, источник дефектов познания.
Научному пониманию мира в
категории причинности открывается в мире только закономерность и необходимость, но не открывается в мире
разум, смысл.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум,
разум) — одна из основных
категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Бог недоступен
разуму как предмет познания, есть для него Ding an sich, находится вне досягаемости для его
категорий.
Свобода не может быть рационализирована, она не поддается познанию рассудочными
категориями, но в ней живет божественный
разум.
Критическая философия есть послушное сознание необходимости не природы, а самого сознания, не материи, а
разума, есть послушание необходимости через послушание
категориям.
Для Гегеля «различные
категории не суть собрания отдельных изолированных идей, которые мы находим в наших умах и которые мы прилагаем к вещам одну за другой, подобно тому как мы стали бы перебирать связку ключей, пробуя их один за другим на многих замках; он пытается доказать, что
категории не суть внешние орудия, которыми пользуется
разум, но элементы целого или стадии сложного процесса, который в своем единстве есть самый
разум» (там же, с. 182).
Это послушание необходимости, эта духовная пассивность может получить разные философские формулировки: власть материи и власть идеи, власть ощущений и власть
категорий, власть чувственности и власть рассудка, власть природы с ее неумолимыми законами и власть
разума с его нормами.