Неточные совпадения
И кто хочет свершения
исторических судеб человечества, его
развития ввысь, тот обязан принять жестокость и боль, заковать себя в броню.
Есть только один
исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества — путь национального роста и
развития, национального творчества.
Капитализм осужден не только потому, что в нем есть моральное зло эксплуатации, но также и потому, что капиталистическая экономика перестала быть продуктивной, мешает дальнейшему
развитию производственных сил и
исторической необходимостью обречена на смерть.
Историческая судьба русского народа была жертвенна, — он спасал Европу от нашествий Востока, от татарщины, и у него не хватало сил для свободного
развития.
Иронией высказывается досада, что истина логическая — не одно и то же с истиной
исторической, что, сверх диалектического
развития, она имеет свое страстное и случайное
развитие, что, сверх своего разума, она имеет свой роман.
Все условия для его
развития были соединены —
историческое значение, географическое положение и отсутствие царя.
Это основы нашего быта — не воспоминания, это — живые стихии, существующие не в летописях, а в настоящем; но они только уцелели под трудным
историческим вырабатыванием государственного единства и под государственным гнетом только сохранились, но не развились. Я даже сомневаюсь, нашлись ли бы внутренние силы для их
развития без петровского периода, без периода европейского образования.
В мировом и
историческом процессе нет необходимости прогресса, закономерного
развития.
Пределом внутреннего
развития философии Канта остается Гегель, а не Коген или Риккерт, в этом
исторический смысл кантианства, классического кантианства, а не эпигонства.
Немцы правильно развивались, кричат славянофилы, — подавайте и нам правильное
развитие!"Да где ж его взять, когда самый первый
исторический поступок нашего племени призвание себе князей из-за моря — есть уже неправильность, ненормальность, которая повторяется на каждом из нас до сих пор; каждый из нас, хоть раз в жизни, непременно чему-нибудь чужому, не русскому сказал:"Иди владети и княжити надо мною!"
Так точно и
исторические законы о логическом
развитии и необходимом возмездии — представляются в происшествиях частной жизни далеко не так ясно и полно, как в истории народов.
Не место здесь пускаться нам в
исторические изыскания; довольно заметить, что наша история до новейших времен не способствовала у нас
развитию чувства законности (с чем и г. Пирогов согласен; зри Положение о наказаниях в Киевском округе), не создавала прочных гарантий для личности и давала обширное поле произволу.
Преобразования же Петра давно уже сделались у нас достоянием народной жизни, и это одно уже должно заставить нас смотреть на Петра как на великого
исторического деятеля, понявшего и осуществившего действительные потребности своего времени и народа, а не как на какой-то внезапный скачок в нашей истории, ничем не связанный с предыдущим
развитием народа.
Это — идея об отношении
исторических событий к характеру, положению и степени
развития народа.
Без сомнения, великие
исторические преобразователи имеют большое влияние на
развитие и ход
исторических событий в свое время и в своем народе; но не нужно забывать, что прежде, чем начнется их влияние, сами они находятся под влиянием понятий и нравов того времени и того общества, на которое потом начинают они действовать силою своего гения.
Народные различия вообще зависят всего более от
исторических обстоятельств
развития народа.
Когда смотришь на
развитие народов естественно, о
исторической точки зрения, то определение Гизо кажется почти совершенно удовлетворительным.
Зная это, всякий, кому может попасться в руки книга г. Жеребцова, думает, конечно, и о реформе Петра как о явлении совершенно законном и естественном, вызванном
исторической необходимостью, обусловленном самим предшествующим
развитием древней Руси.
Эти заголовки достаточно уже показывают сущность взгляда автора на
исторические события в России. Для желающих знать подробности
развития этого взгляда сообщим следующие мысли г. Жеребцова.
Не принимая в расчет состояния общественной нравственности, ни
исторических обстоятельств
развития порока, ни общего положения администрации, ни отношений одного класса к другому, сатирики рады свалить всю беду на бедную личность чиновника, которая часто вовсе без вины виновата.
8-е марта показало самым наглядным и убедительным образом, чего стоит свобода личного мнения, во сколько ценится независимость убеждения и вообще чтó значит «сметь свое суждение иметь», и этим-то самым 8-е же марта для меньшинства образованного общества поднесло первую склянку отрезвляющего спирта: оно сделало поворот в известной части наименее зависимого общественного мнения, и в этом, так сказать,
историческая заслуга 8-го марта; в этом лежит его право на память в летописях санкт-петербургского
развития и прогресса.
Но мне совершенно чужд монизм, эволюционизм и оптимизм Фихте, Шеллинга и Гегеля, их понимание объективации духа, универсального Я, разума в мировом и
историческом процессе, особенно гегелевское учение о самораскрытии духа и
развитии к свободе в мировом процессе, о становлении Божества.
Для Сергея Андреевича и Киселева взгляды их противников были полны непримиримых противоречий, и они были убеждены, что те не хотят видеть этих противоречий только из упрямства: Даев и Наташа объявляли себя врагами капитализма — и в то же время радовались его процветанию и усилению; говорили, что для широкого
развития капитализма необходимы известные общественно-политические формы, — и в то же время утверждали, что сам же капитализм эти формы и создаст;
историческая жизнь, по их мнению, направлялась не подчиняющимися человеческой воле экономическими законами, идти против которых было нелепо, — но отсюда для них не вытекал вывод, что при таком взгляде человек должен сидеть сложа руки.
В церкви
исторической, соответствующей первым, младенческим стадиям
развития нового человека, не было еще подлинного откровения о человеке.
Застенок Ивановского монастыря, служивший тюрьмой Салтыковой, разобран вместе с церковью только в 1860 году. Провидение, видимо, не хотело, чтобы к великому в истории России и незабвенному для русского народа 1861 году оставался этот
исторический памятник злоупотреблений помещичьей власти в эпоху высшего
развития крепостничества.
Бытовая религиозность, бытовой догматизм имеют огромное
историческое значение, воспитывают человека на разных ступенях его
развития.
Когда происходит великий
исторический переворот в жизни народа, то всегда есть в нем некоторая объективная линия, соответствующая общенациональным, общегосударственным
историческим задачам, линия истинно творческая, в которой целый народ влечется инстинктом
развития и тайным голосом своей судьбы.
В сущности, буржуазная революция означает национальную, всенародную революцию, момент в
исторической судьбе целого народа, в его освобождении и
развитии.
Чтобы сколько-нибудь уяснить темную область раскола, постараюсь набросать
исторические очерки
развития каждого религиозного разномыслия, его догматику и обрядность.