Неточные совпадения
Возвышалось, подавляя друг друга, еще много капризно разбросанных построек необыкновенной
архитектуры, некоторые из них напоминали о приятном
искусстве кондитера, и, точно гигантский кусок сахара, выделялся из пестрой их толпы белый особняк художественного отдела.
Пускаются в дело все
искусства от
архитектуры до поэзии для воздействия на души людей и для одурения их, и воздействие это происходит неперестающее. Особенно очевидна эта необходимость гипнотизирующего воздействия на людей для приведения их в состояние одурения на деятельности армии спасения, употребляющей новые, не привычные нам приемы труб, барабанов, песней, знамен, нарядов, шествий, плясок, слез и драматических приемов.
Вот эти слова, писанные в рукописи не самим Петром, но его рукою поправленные и дополненные: «Дабы то (то есть строение кораблей) вечно утвердилось в России, умыслил
искусство дела того ввесть в народ свой и того ради многое число людей благородных послал в Голландию и иные государства учиться
архитектуры и управления корабельного.
И что дивнейше, — аки бы устыдился монарх остаться от подданных своих в оном
искусстве и сам восприял марш в Голландию, и в Амстердаме на Ост-Индской верфи, вдав себя с прочими волонтерами своими в научение корабельной
архитектуры, в краткое время в оном совершился, что подобало доброму плотнику знать, и своими трудами и мастерством новый корабль построил и на воду спустил» (Устрялов, том II, стр. 400).
Ряд
искусств начинают обыкновенно с
архитектуры, из всех многоразличных деятельностей человека для осуществления более или менее практических целей, уступая одной строительной деятельности право возвышаться до
искусства.
Все отрасли промышленности, все ремесла, имеющие целью удовлетворять «вкусу» или эстетическому чувству, мы признаем «
искусствами» в такой же степени, как
архитектуру, когда их произведения замышляются и исполняются под преобладающим влиянием стремления к прекрасному и когда другие цели (которые всегда имеет и
архитектура) подчиняются этой главной цели.
Как решить этот вопрос, не входит в сферу нашего рассуждения; но как решен будет он, точно так же должен быть решен вопрос и о степени уважения, которой заслуживают создания
архитектуры в значении чистого
искусства, а не практической деятельности.
Итак, если даже причислять к области изящных
искусств все произведения, создаваемые под преобладающим влиянием стремления к прекрасному, то надобно будет сказать, что произведения
архитектуры или сохраняют свой практический характер и в таком случае не имеют права быть рассматриваемы как произведения
искусства, «ли на самом деле становятся произведениями
искусства, но
искусство имеет столько же права гордиться ими, как произведениями ювелирного мастерства.
Этрусские вазы и галантерейные вещи древних всеми признаны за «произведения
искусства»; их относят к отделу «скульптуры», конечно, не совсем справедливо; но неужели к
архитектуре должны мы будем причислять мебельное
искусство?
«Но
архитектура как
искусство гораздо более, нежели другие отрасли практической деятельности, подчиняется исключительно требованиям эстетического чувства, совершенно отказываясь от стремления удовлетворять житейским целям».
Гораздо в меньшей степени, нежели
архитектура, подчиняются практическим соображениям садоводство, мебельное, ювелирное и модное
искусство, которым, однако же, не посвящается особенной главы в курсах эстетики.
Называя
искусством всякую деятельность, производящую предметы под преобладающим влиянием эстетического чувства, должно будет значительно расширить круг
искусств; потому что нельзя не признать существенного тожества
архитектуры, мебельного и модного
искусства, садоводства, лепного
искусства и т. д.
По нашему понятию о сущности
искусства, стремление к произведению прекрасного в смысле грациозного, изящного, красивого не есть еще
искусство; для
искусства, как увидим, нужно более; потому произведений
архитектуры ни в каком случае мы не решимся назвать произведениями
искусства.
В частности, высшие достижения
искусства вообще относятся к области иератической: египетская, ассиро-вавилонская, эллинская
архитектура и скульптура, христианское
искусство средних веков и раннего Возрождения, иконография, пластика и танцы, музыка и пение, священная мистериальная драма.
Далее подлежало бы отрицанию и все церковное
искусство — иконопись,
архитектура, музыка, пение и т. д.
Немцы вытеснили сравнительно слабый отряд французов из Эльзас-Лотарингии и двинулись дальше, в глубь страны. Здесь повторилась та же история, что и в Бельгии. Разрушается прекрасный, наполненный лучшими произведениями
искусства, замок Шантильи. A несколько позднее, громится и разрушается теми же гигантскими немецкими сорокадюймовыми снарядами один из величайших по красоте и старинной готической
архитектуре Реймсский собор.
Был занят без боя и полуразрушенный Брюссель, пышная по своей
архитектуре с последними сооружениями чудес техники и
искусства XX века, столица Бельгии.
Мы были уже до отъезда из Мадрида достаточно знакомы с богатствами тамошнего Музея, одного из самых богатых — даже и после Лувра, и нашего Эрмитажа. О нем и после Боткина у нас писали немало в последние годы, но испанским
искусством, особенно
архитектурой, все еще до сих пор недостаточно занимаются у нас и писатели и художники, и специалисты по истории
искусства.
Никогда, даже и в студенческое время, я не жил так молодо, содержательно, с такой хорошей смесью уединения, дум, чтений и впечатлений от «столицы мира», которыми я не злоупотреблял, почему все, что я видел «по ту сторону реки», делалось гораздо ярче и ценнее: начиная с хранилищ
искусства и памятников
архитектуры, кончая всякими зрелищами, серьезными или дурачливыми.
Сравнение средневековой готической
архитектуры и античной классической
архитектуры должно сделать ясным наше противоположение двух типов
искусства.
Понятно, что весь Петербург заговорил об этом чуде
архитектуры и декоративного
искусства.