Неточные совпадения
Но каждый раз, как он начинал говорить с ней, он чувствовал, что тот
дух зла и обмана, который владел ею, овладевал и им, и он говорил с ней совсем не то и не тем тоном, каким хотел говорить.
— Вы для возбуждения плоти, для соблазна мужей трудной жизни пользуетесь искусствами этими, а они — ложь и фальшь. От вас, покорных рабынь гибельного демона, все
зло жизни, и суета, и пыль словесная, и грязь, и преступность — все от вас! Всякое тление души, и горестная смерть, и бунты людей, халдейство ученое и всяческое хамство, иезуитство, фармазонство, и ереси, и все, что для угашения
духа, потому что
дух — враг дьявола, господина вашего!
Ново и неприятно было и то, что мать начала душиться слишком обильно и такими крепкими
духами, что, когда Клим, уходя спать, целовал ей руку,
духи эти щипали ноздри его, почти вызывая слезы, точно
злой запах хрена.
— Тогда Саваоф, в скорби и отчаянии, восстал против
Духа и, обратив взор свой на тину материи, направил в нее
злую похоть свою, отчего и родился сын в образе змея. Это есть — Ум, он же — Ложь и Христос, от него — все
зло мира и смерть. Так учили они…
Она повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Калечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним
духом выпьет чару зелена вина и не крякнет; потом говорила о
злых разбойниках, о спящих царевнах, окаменелых городах и людях; наконец, переходила к нашей демонологии, к мертвецам, к чудовищам и к оборотням.
В петербургской службе ему нечего было делать с своею латынью и с тонкой теорией вершать по своему произволу правые и неправые дела; а между тем он носил и сознавал в себе дремлющую силу, запертую в нем враждебными обстоятельствами навсегда, без надежды на проявление, как бывали запираемы, по сказкам, в тесных заколдованных стенах
духи зла, лишенные силы вредить.
Свобода предполагает, что жизнь не окончательно регулирована и рационализирована, что в ней есть
зло, которое должно быть побеждено свободным усилием
духа.
Люди
духа иногда с легкостью отворачиваются от войны, как от чего-то внешне-материального, как чуждого
зла, насильственно навязанного, от которого можно и должно уйти в высшие сферы духовной жизни.
В природной органической жизни
дух и плоть еще не дифференцированы, но означает это не высшее состояние
духа, а элементарное его состояние, всегда связанное с тяжелой борьбой за существование и
злым принуждением.
Быть сильным
духом, не бояться ужасов и испытаний жизни, принимать неизбежное и очистительное страдание, бороться против
зла — остается императивом истинно-христианского сознания.
Дух не открывается прогрессивно в историческом процессе, и торжествуют явные и
злые процессы, но нужно видеть повсюду возможные зачатки и наитие
духа и духовного царства.
Духи добрые сражаются с
духами злыми, но вооружения их более тонкие и совершенные.
Сказавши это, высыпал он горячую
золу из трубки в пук соломы и начал раздувать ее. Отчаяние придало в это время
духу бедной свояченице, громко стала она умолять и разуверять их.
Дух времени, обоготворенный Гегелем, в сущности, всегда заключает в себе обманное и
злое начало, потому что время в известном смысле есть обман и
зло.
От
духа небытия и лжи родился соблазн
зла.
Возложить на Творца ответственность за
зло творения есть величайший из соблазнов
духа зла, отравляющий источники религиозной жизни.
Начало
зла и образ диавола не есть самобытная сила, конкурирующая с Богом, а — карикатура бытия,
дух небытия.
Утверждение свободы внутренней, свободы
духа, свободы во Христе не может не вести к творческому перерождению всего общества и всей природы, к творчеству истории как пути к спасению и избавлению от
зла и страданий.
Весь природный порядок, пространственный, временный, материальный, закономерный, который явился результатом греха, соблазненности наущениями
духа зла, есть наполовину подделка бытия, ложь и призрак, так как в нем царит смерть, рабство и страдание.
[Этим я лишь отрицаю религиозный дуализм, который разрывает мир на добрый
дух и
злую плоть.
Всего менее можно осмыслить отношение между добром и
злом в сознании дуализма
духа и материи.
Никакой своей цели, своего нового бытия
дух зла не мог выдумать, так как вся полнота бытия заключена в Боге; выдумка его могла быть лишь ложью, лишь небытием, выдавшим себя за бытие, лишь карикатурой.
Отец мой каждый день выезжал верхом; у него была славная рыже-чалая английская лошадь, с длинной тонкой шеей и длинными ногами, неутомимая и
злая. Ее звали Электрик. Кроме отца, на ней никто ездить не мог. Однажды он пришел ко мне в добром расположении
духа, чего с ним давно не бывало; он собирался выехать и уже надел шпоры. Я стал просить его взять меня с собою.
Он стремглав, закрывши глаза, бросился вниз с крутого откоса, двумя скачками перепрыгнул рельсы и, не останавливаясь, одним
духом взобрался наверх. Ноздри у него раздулись, грудь порывисто дышала. Но в душе у него вдруг вспыхнула гордая, дерзкая и
злая отвага.
Но прошлого года на Рождестве майор был не в
духе: где-то проигрался, да и в остроге к тому же нашалили, вот он и запретил со
зла, а теперь, может быть, не захочет стеснять.
«И хорошо, если бы дело шло только об одном поколении. Но дело гораздо важнее. Все эти крикуны на жалованье, все честолюбцы, пользующиеся дурными страстями толпы, все нищие
духом, обманутые звучностью слов, так разожгли народные ненависти, что дело завтрашней войны решит судьбу целого народа. Побежденный должен будет исчезнуть, и образуется новая Европа на основах столь грубых, кровожадных и опозоренных такими преступлениями, что она не может не быть еще хуже, еще
злее, еще диче и насильственнее.
И вот для решения вопроса, самая постановка которого показывает непонимание учения, были произнесены на этом собрании, как это описывает книга Деяний, в первый раз долженствовавшие внешним образом утвердить справедливость известных утверждений, эти страшные, наделавшие столько
зла, слова: «угодно святому
духу и нам», т. е. утверждалось, что справедливость того, что они постановили, засвидетельствована чудесным участием в этом решении святого
духа, т. е. бога.
И неужели люди низших сословий, все миллионы этих людей могут совершать с спокойным
духом все очевидно
злые дела, истязания и убийства, к которым их принуждают, только потому, что боятся наказаний?
— Только бы с Пятовыми помириться, — соображала про себя Татьяна Власьевна, — а там помаленьку и с другими со всеми помиримся. Только бы отогнать злого-то
духа, разделителя от милушки!.. Устрой, Господи, все на пользу.
Злые сердцем, нищие
духом, жестокие, но безрассудные, они сознают только требования своего темперамента, но не могут выяснить ни объекта своих ненавистей, ни способов отмщения.
Саша (встает). Но как у вас хватает
духа говорить все это про человека, который не сделал вам никакого
зла? Ну, что он вам сделал?
Сердце его забилось ожиданием; он начал подвигаться тише, стараясь произвесть как можно менее шуму и готовясь к отчаянному сопротивлению в случае неожиданного нападения хозяев этого мрачного жилища; даже если бы то были существа бесплотные,
духи зла и обмана!..
Канон угодника святого
Спешит он в страхе прочитать,
Чтоб наважденье
духа злогоОт грешной мысли отогнать...
И усильям
духа злогоВседержитель волю дал,
И свершается все снова
Спор враждующих начал.
В битве смерти и рожденья
Основало божество
Нескончаемость творенья,
Мирозданья продолженье,
Вечной жизни торжество!
— Романтики, столь же верные преданиям феодализма, с дикой нетерпимостью не сходили с арены; то был бой насмерть, отчаянный и
злой; они готовы были воздвигнуть костры и завесть инквизицию для окончания спора; горькое сознание, что их не слушают, что их игра потеряна, раздувало закоснелый
дух преследования, и доселе они не смирились.
— Началась, — говорит, — эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая личность оторвалась от чудотворной силы народа, от массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный и
злой комок мелких желаний, комок, который наречён был — «я». Вот это самое «я» и есть злейший враг человека! На дело самозащиты своей и утверждения своего среди земли оно бесполезно убило все силы
духа, все великие способности к созданию духовных благ.
— Природа, дескать, берёт нас в
злой и тяжкий плен через женщину, сладчайшую приманку свою, и не будь плотского влечения, кое поглощает собою лучшие силы
духа человеческого, — может, человек и бессмертия достиг бы!
Крутицкий. Вот он какой! Вот он какой! Насилу
дух перевел. От него бегать надо. Он
злой человек. (Задумывается).
Но если все это правда и штабс-капитан Рыбников действительно японский шпион, то каким невообразимым присутствием
духа должен обладать этот человек, разыгрывающий с великолепной дерзостью среди бела дня, в столице враждебной нации, такую
злую и верную карикатуру на русского забубенного армейца!
Отвожу я от тебя чорта страшного, отгоняю вихоря бурного, отдаляю от лешего одноглазого, от чужого домового, от
злого водяного, от ведьмы Киевской, от
злой сестры ее Муромской, от моргуньи-русалки, от треклятыя бабы-яги, от летучего змея огненного, отмахиваю от ворона вещего, от вороны-каркуньн, защищаю от кащея-ядуна, от хитрого чернокнижника, от заговорного кудесника, от ярого волхва, от слепого знахаря, от старухи-ведуньи, а будь ты, мое дитятко, моим словом крепким в нощи и в полунощи, в часу и в получасьи, в пути и дороженьке, во сне и наяву укрыт от силы вражией, от нечистых
духов, сбережен от смерти напрасный, от горя, от беды, сохранен на воде от потопления, укрыт в огне от сгорения.
В христианской культуре эти духи-демоны превратились в
злых лихорадок; это случилось под влиянием представлений средневековой церкви об Иродиаде, считавшейся орудием дьявола.
Мировая кровь и мировая плоть празднуют брачную ночь, пока еще не снизошел на них
злой и светлый
дух, чтобы раздробить и разъединить их.
Злой пастух!
Весь твой
духНыне пременился:
Ты иной
Красотой,
Знать, теперь пленился?
Записка была от университетского моего товарища, который некогда имел на всех нас сильное влияние смелостью своего
духа и крепостью
золи, о котором я не один раз говорил в моих «Воспоминаниях».
И, наконец, он подал знак рукой,
И тот исчез быстрей китайской тени.
Проворный, хитрый, с смелою душой,
Он жил у Саши как служебный гений,
Домашний
дух (по-русски домовой);
Как Мефистофель, быстрый и послушный,
Он исполнял безмолвно, равнодушно,
Добро и
зло. Ему была закон
Лишь воля господина. Ведал он,
Что кроме Саши, в целом божьем мире
Никто, никто не думал о Зафире.
Теперь, друзья, скажите напрямик,
Кого винить?… По мне, всего прекрасней
Сложить весь грех на чорта, — он привык
К напраслине; к тому же безопасней
Рога и когти, чем иной язык…
Итак заметим мы, что
дух незримый,
Но гордый, мрачный,
злой, неотразимый
Ни ладаном, ни бранью, ни крестом,
Играл судьбою Саши, как мячом,
И, следуя пустейшему капризу,
Кидал его то вкось, то вверх, то книзу.
То: „Он меня недостоин: он стал
Зол и печален и
духом упал...
Груша (встает и ставит на стол закуски). Вот только с сердцем-то не сообразишь, а то не стоит он того, чтобы об нем плакать-то. Пойду песню запою, со
зла, во все горло, что только
духу есть! (Уходит; слышится заунывная песня.)
— Но я вам все расскажу, все. Вы, может быть, думаете, что я не расскажу, что я
зол на вас, нет! Вот рука моя! Я только в упадке
духа, больше ничего. Но, ради бога, скажите мне все сначала: как вы здесь сами? По какому случаю? Что же касается до меня, то я не сержусь, ей-богу, не сержусь, вот вам рука моя. Здесь только пыльно; я немного запачкал ее; но это ничего для высокого чувства.
Большинство людей, которых называют
злыми, сделались такими только оттого, что они принимали свое дурное расположение
духа за свое законное состояние и отдавались ему и не делали усилий, чтобы воздерживаться от него.