Неточные совпадения
Даже в Восточной Индии, где
цивилизация до сих пор встречает почти неодолимое сопротивление в
духе каст, каждый занятый пришельцами вершок земли немедленно приносил им соразмерную выгоду богатыми дарами почвы.
— То есть в двух словах, — упирая на каждое слово, проговорил опять отец Паисий, — по иным теориям, слишком выяснившимся в наш девятнадцатый век, церковь должна перерождаться в государство, так как бы из низшего в высший вид, чтобы затем в нем исчезнуть, уступив науке,
духу времени и
цивилизации.
Поэтому в русской природе, в русских домах, в русских людях я часто чувствовал жуткость, таинственность, чего я не чувствую в Западной Европе, где элементарные
духи скованы и прикрыты
цивилизацией.
Я утверждаю примат
духа и над природой, и над обществом и
цивилизацией.
Но уже не французы, а я сам должен сказать, что в России
духи природы еще не окончательно скованы человеческой
цивилизацией.
Но сейчас я остро сознаю, что, в сущности, сочувствую всем великим бунтам истории — бунту Лютера, бунту разума просвещения против авторитета, бунту «природы» у Руссо, бунту французской революции, бунту идеализма против власти объекта, бунту Маркса против капитализма, бунту Белинского против мирового
духа и мировой гармонии, анархическому бунту Бакунина, бунту Л. Толстого против истории и
цивилизации, бунту Ницше против разума и морали, бунту Ибсена против общества, и самое христианство я понимаю как бунт против мира и его закона.
Он пишет, что грядущая материальная
цивилизация приведет к тирании над человеческим
духом и в ней некуда будет укрыться.
Леон Блуа, редкий во Франции писатель апокалиптического
духа, был враждебен буржуазному обществу и буржуазной
цивилизации, его не любили и мало ценили [См. изумительную книгу Л. Блуа «Exegese des lieux communs».
— И богатство есть, и фабрики, и заводы; даже полиция есть. Но чтоб была
цивилизация — вот с чем я никогда не соглашусь! Плоха, брат, та
цивилизация, от которой мертвечиной пахнет, в которой жизни
духа нет!
Во всех европейских законодательствах правила для акционерных компаний находятся еще, так сказать, в первичном и начинающем состоянии, так как это явление нового мира, новой
цивилизации и новой культуры; но, тем не менее, сколько можно судить по
духу всех законоположений, то иски от частных лиц могут быть обращаемы только к запасному капиталу общества или к его имуществу, но никак не к имуществу акционеров!
— Что, Михайло Михайлыч, призадумались? Небось, приятно поглядеть на дела рук своих? В прошлом году на этом самом месте была голая степь, человечьим
духом не пахло, а теперь поглядите: жизнь,
цивилизация! И как всё это хорошо, ей-богу! Мы с вами железную дорогу строим, а после нас, этак лет через сто или двести, добрые люди настроят здесь фабрик, школ, больниц и — закипит машина! А?
Суд над
цивилизацией не может совершать природа, его может совершать только
дух.
Основной дуализм не есть ни дуализм естественного и сверхъестественного, ни дуализм материального и психического, ни дуализм природы и
цивилизации, а дуализм природы и свободы, природы и
духа, природы и личности, объектности и субъектности.
Цивилизация означает бóльшую степень объективации и социализации, культура же более связана с личностью и
духом.
Объективация
духа в мире истории и
цивилизации может быть понята как отчуждение от человека его духовной природы.
Этот актуализм, порожденный технической
цивилизацией, в сущности, означает не активность, а пассивность человеческого
духа.
Объективация
духа в жизни обществ и государств находится во власти того полезного заблуждения, что общество, государство,
цивилизация могут иметь своей опорой Истину, что Истина может быть полезна для дела человеческой организации.
Дух воплощается в истории, в исторических царствах и
цивилизациях, в «объективных» ценностях культуры.
Дух оказывается поставленным между пассивным созерцанием прошлого, отрицанием творчества и актуализмом современной технической
цивилизации, отрицающей самый
дух и духовность.
Борьба двух
духов, двух типов культуры религиозной и безрелигиозной
цивилизации всегда была имманентной самой Западной Европе, она велась на европейской почве.
И в России происходит борьба двух
духов, двух типов культуры, или, точнее, —
духа с угашением и ослаблением
духа, подлинной культуры и
цивилизации.
Противоположение России и Европы для многих русских писателей и мечтателей было лишь противоположением двух
духов, двух типов культуры, было лишь формой духовной борьбы с тенденциями современной
цивилизации, угашающей
дух.
Дух и культуру я не только сближаю, но отождествляю, ибо культура всегда духовна по своей природе, не духовной может быть лишь
цивилизация, культура же всегда связана со священным приданием, с культом предков.
Торжество буржуазного
духа привело в XIX и XX веках к ложной механической
цивилизации, глубоко противоположной всякой подлинной культуре.
И вот является соблазн думать, что эта мировая тенденция современной
цивилизации не имеет власти над Россией и русским народом, что мы другого
духа, что она есть лишь явление Запада, народов Европы.
Они отрицали современную европейскую
цивилизацию, ее «буржуазный», мещанский
дух, обличали в ней измену великим преданиям и заветам прошлого европейской культуры.
Французские романтики, французские символисты, французские католики XIX века, как Барбэ д’Оревильи, Вилье де Лиль-Адан, Гюисманс, Л. Блуа, всем существом своим и всей страдальческой своей жизненной судьбой противились господствующему
духу века, т. е. европейской и французской
цивилизации XIX века, которая ранила их не менее, чем славянофилов, Достоевского, К. Леонтьева.
Тут-то Петр и оказал великую помощь своему народу, сокращая срок учения, заставляя немедленно проходить практическую школу, не оставляя долго русских людей в страдальческом положении учеников, употребляя неимоверные усилия, чтобы относительно внешних, по крайней мере, средств не только уравнять свой народ с образованными соседями, но и дать ему превосходство над ними, что и было сделано устройством войска и флота, блестящими победами и внешними приобретениями, так как именно это вдруг дало русскому народу почетное место в Европе, подняло его
дух, избавило от вредного принижения при виде опередивших его в
цивилизации народов.
Два
духа борются в мире, и начинает побеждать
дух мещанской
цивилизации вследствие измены христианским основам культуры.
Все явление Ницше, с его страстной мечтой о трагической, дионисической культуре, было страстным и болезненным протестом против торжествующего
духа европейской
цивилизации.
Но нельзя было сделать отсюда того вывода, что в России не будет побеждать эта мировая тенденция современной
цивилизации, этот безрелигиозный
дух, что
дух не пойдет и у нас на убыль.
Русские люди всегда духовно противились власти буржуазно-мещанской
цивилизации XIX века, не любили ее, видели в ней умаление
духа.
Но наряду с этим будет действовать и воля к расширению власти фиктивной
цивилизации, будет действовать и антихристов
дух.