Неточные совпадения
Они отрицали современную европейскую
цивилизацию, ее «буржуазный», мещанский
дух, обличали в ней измену великим преданиям и заветам прошлого европейской культуры.
Противоположение России и Европы для многих русских писателей и мечтателей было лишь противоположением двух
духов, двух типов культуры, было лишь формой духовной борьбы с тенденциями современной
цивилизации, угашающей
дух.
Два
духа борются в мире, и начинает побеждать
дух мещанской
цивилизации вследствие измены христианским основам культуры.
И вот является соблазн думать, что эта мировая тенденция современной
цивилизации не имеет власти над Россией и русским народом, что мы другого
духа, что она есть лишь явление Запада, народов Европы.
Борьба двух
духов, двух типов культуры религиозной и безрелигиозной
цивилизации всегда была имманентной самой Западной Европе, она велась на европейской почве.
Французские романтики, французские символисты, французские католики XIX века, как Барбэ д’Оревильи, Вилье де Лиль-Адан, Гюисманс, Л. Блуа, всем существом своим и всей страдальческой своей жизненной судьбой противились господствующему
духу века, т. е. европейской и французской
цивилизации XIX века, которая ранила их не менее, чем славянофилов, Достоевского, К. Леонтьева.
Все явление Ницше, с его страстной мечтой о трагической, дионисической культуре, было страстным и болезненным протестом против торжествующего
духа европейской
цивилизации.
Но нельзя было сделать отсюда того вывода, что в России не будет побеждать эта мировая тенденция современной
цивилизации, этот безрелигиозный
дух, что
дух не пойдет и у нас на убыль.
И в России происходит борьба двух
духов, двух типов культуры, или, точнее, —
духа с угашением и ослаблением
духа, подлинной культуры и
цивилизации.
Дух и культуру я не только сближаю, но отождествляю, ибо культура всегда духовна по своей природе, не духовной может быть лишь
цивилизация, культура же всегда связана со священным приданием, с культом предков.
Неточные совпадения
Даже в Восточной Индии, где
цивилизация до сих пор встречает почти неодолимое сопротивление в
духе каст, каждый занятый пришельцами вершок земли немедленно приносил им соразмерную выгоду богатыми дарами почвы.
— То есть в двух словах, — упирая на каждое слово, проговорил опять отец Паисий, — по иным теориям, слишком выяснившимся в наш девятнадцатый век, церковь должна перерождаться в государство, так как бы из низшего в высший вид, чтобы затем в нем исчезнуть, уступив науке,
духу времени и
цивилизации.
Поэтому в русской природе, в русских домах, в русских людях я часто чувствовал жуткость, таинственность, чего я не чувствую в Западной Европе, где элементарные
духи скованы и прикрыты
цивилизацией.
Я утверждаю примат
духа и над природой, и над обществом и
цивилизацией.
Но уже не французы, а я сам должен сказать, что в России
духи природы еще не окончательно скованы человеческой
цивилизацией.