Неточные совпадения
На первый раз разговор не
имел других последствий, но мысль о поросячьих
духах глубоко запала в душу предводителя.
Он видел, что Россия
имеет прекрасные земли, прекрасных рабочих и что в некоторых случаях, как у мужика на половине дороги, рабочие и земля производят много, в большинстве же случаев, когда по-европейски прикладывается капитал, производят мало, и что происходит это только оттого, что рабочие хотят работать и работают хорошо одним им свойственным образом, и что это противодействие не случайное, а постоянное, имеющее основание в
духе народа.
Но Левин не
имел духа выговорить ему.
Скрепя сердце и стиснув зубы, он, однако же,
имел присутствие
духа сказать необыкновенно учтивым и мягким голосом, между тем как пятна выступили на лице его и все внутри его кипело...
В продолжение этого времени он
имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда человек не принадлежит ни к дороге, ни к сиденью на месте, видит из окна проходящих плетущихся людей, толкующих об своих гривнах и с каким-то глупым любопытством поднимающих глаза, чтобы, взглянув на него, опять продолжать свою дорогу, что еще более растравляет нерасположение
духа бедного неедущего путешественника.
Русский возница
имеет доброе чутье вместо глаз; от этого случается, что он, зажмуря глаза, качает иногда во весь
дух и всегда куда-нибудь да приезжает.
Андрий стоял ни жив ни мертв, не
имея духа взглянуть в лицо отцу. И потом, когда поднял глаза и посмотрел на него, увидел, что уже старый Бульба спал, положив голову на ладонь.
— Вот они, великомученики нашей церкви, церкви интеллектуалистов, великомученики
духа, каких не знает и не
имеет церковь Христа…
Вспомнились слова Марины: «Мир ограничивает человека, если человек не
имеет опоры в
духе». Нечто подобное же утверждал Томилин, когда говорил о познании как инстинкте.
— Ну, да! А — что же? А чем иным, как не идеализмом очеловечите вы зоологические инстинкты? Вот вы углубляетесь в экономику, отвергаете необходимость политической борьбы, и народ не пойдет за вами, за вульгарным вашим материализмом, потому что он чувствует ценность политической свободы и потому что он хочет
иметь своих вождей, родных ему и по плоти и по
духу, а вы — чужие!
— Потом я, может быть, вам сообщу подробнее об этой нашей встрече, но теперь нахожу нужным предупредить вас, — загадочно проговорил Васин, — что он показался мне тогда как бы в ненормальном состоянии
духа и… ума даже. Впрочем, я и еще
имел один визит, — вдруг улыбнулся он, — сейчас перед вами, и тоже принужден был заключить об не совсем нормальном состоянии посетителя.
— Да, простите меня, я нынче не в
духе и не
имею права на других наводить тоску, — сказал Нехлюдов.
Дядюшка Оскар Филипыч принадлежал к тому типу молодящихся старичков, которые постоянно улыбаются самым сладким образом, ходят маленькими шажками, в качестве старых холостяков любят дамское общество и непременно
имеют какую-нибудь странность: один боится мышей, другой не выносит каких-нибудь
духов, третий целую жизнь подбирает коллекцию тросточек разных исторических эпох и т. д.
Я
имею основание считать себя экзистенциалистом, хотя в большей степени мог бы назвать свою философию философией
духа и еще более философией эсхатологической.
Проблема «
духа и машины»
имеет огромное значение для русского сознания, она предстоит перед Россией, как проблема ее будущего.
Я все время
имею в виду не демократические программные требования и задания, которые заключают в себе некую правду и справедливость, а тот
дух отвлеченной демократии, ту особую общественную метафизику и мораль, в которой преобладает внешнее над внутренним, агитация над воспитанием, притязательность над ответственностью, количества над качествами, уравнительная механика масс над творчеством свободного
духа.
В мировой борьбе народов русский народ должен
иметь свою идею, должен вносить в нее свой закал
духа.
Поэтому история в высшей степени драматична, поэтому в ней постоянно происходит столкновение и борьба царства
Духа и царства Кесаря, которое
имеет тенденцию быть царством тоталитарным.
Кажется, что война есть исключительное погружение в материю и не
имеет никакого отношения к
духу.
Никакая наука не может ничего сказать о том, существуют ли или не существуют иные миры, но только потому, что ученый, исключительно погруженный в этот данный ему мир, не
имеет свободы
духа, необходимой для признания других планов мира.
И есть свобода, от которой человек не
имеет права отказываться, если хочет сохранить достоинство человека, — такова свобода совести, свобода
духа.
Национальный организм, всегда представляющий собой бытие партикуляристическое, а не универсальное, не вмещает в себе вселенского, всечеловеческого
духа, но
имеет претензию быть всем и все поглощать.
Ходил очень странный слух, между самыми, впрочем, темными людьми, что отец Ферапонт
имеет сообщение с небесными
духами и с ними только ведет беседу, вот почему с людьми и молчит.
«И почему бы сие могло случиться, — говорили некоторые из иноков, сначала как бы и сожалея, — тело
имел невеликое, сухое, к костям приросшее, откуда бы тут
духу быть?» — «Значит, нарочно хотел Бог указать», — поспешно прибавляли другие, и мнение их принималось бесспорно и тотчас же, ибо опять-таки указывали, что если б и быть
духу естественно, как от всякого усопшего грешного, то все же изошел бы позднее, не с такою столь явною поспешностью, по крайности чрез сутки бы, а «этот естество предупредил», стало быть, тут никто как Бог и нарочитый перст его.
— Страшные словеса ваши! А что, великий и блаженный отче, — осмеливался все больше и больше монашек, — правда ли, про вас великая слава идет, даже до отдаленных земель, будто со Святым
Духом беспрерывное общение
имеете?
За чаем стали опять говорить о привидениях и злых
духах. Захаров все домогался, какой черт у гольдов. Дерсу сказал, что черт не
имеет постоянного облика и часто меняет «рубашку», а на вопрос, дерется ли черт с добрым богом Эндури, гольд пресерьезно ответил...
Владимир не
имел духа отвечать на вопросы.
Я не
имею духу говорить о нем с улыбкой, так горестно он кончил свою жизнь, а все-таки до самой смерти он был очень смешон.
Вопросы были двух родов. Они
имели целью раскрыть образ мыслей, «не свойственных
духу правительства, мнения революционные и проникнутые пагубным учением Сен-Симона» — так выражались Голицын junior и аудитор Оранский.
Бахметев
имел какую-то тень влияния или, по крайней мере, держал моего отца в узде. Когда Бахметев замечал, что мой отец уж через край не в
духе, он надевал шляпу и, шаркая по-военному ногами, говорил...
Но для такого углубления в самого себя надобно было
иметь не только страшную глубь души, в которой привольно нырять, но страшную силу независимости и самобытности. Жить своею жизнию в среде неприязненной и пошлой, гнетущей и безвыходной могут очень немногие. Иной раз
дух не вынесет, иной раз тело сломится.
Чуб сам уже
имел это благоразумное намерение; но ему досадно показалось, что принужден слушаться приказаний кузнеца. Казалось, какой-то злой
дух толкал его под руку и вынуждал сказать что-нибудь наперекор.
Это происходило оттого, что все мужчины чувствовали при ней какую-то робость и никак не
имели духу сделать ей признание.
Мысль, не взятая в целостность
духа,
имеет тенденцию объективировать и экстериоризировать, и это и порождает противоречие, создает парадокс.
Ортодоксия
имеет социологическую природу и означает авторитет организованного коллектива над свободной личностью, над свободным
духом человека.
Доктор волновался молча и глухо и как-то всем телом чувствовал, что не
имеет никакого авторитета в глазах жены, а когда она была не в
духе или капризничала, он начинал обвинять себя в чем-то ужасном, впадал тоже в мрачное настроение и готов был на все, чтобы Прасковья Ивановна не дулась.
И менее всего он
имел свободу
духа в Московской России.
В нем было веяние нового
духа, на него
имел влияние западный христианский гуманизм, Арндт и др.
Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух — образы и символы невыразимого Божества, и это
имеет огромное экзистенциальное значение.
Но он не
имел ни свободы политической, ни свободы
духа.
Воля у него также означает свободу, но свобода не
имеет темного, иррационального истока, воля соединена с разумом, нет рассеченности, есть целостность, целостность
духа.
В «Легенде» Достоевский
имел, конечно, в виду не только католичество, не только всякую религию авторитета, но и религию коммунизма, отвергающую бессмертие и свободу
духа.
Дух дан в непосредственном, нерационализированном опыте, а не в том рационализированном опыте, с которым
имеет дело психология.
Ожидание Третьего Царства, Царства
Духа Святого, по существу своему церковно и вне Церкви не может
иметь никакого смысла.
Приметив мое смятение, известием о смерти его отца произведенное, он мне сказал, что сделанное мне обещание не позабудет, если я того буду достоин. В первый раз он осмелился мне сие сказать, ибо, получив свободу смертию своего отца, он в Риге же отпустил своего надзирателя, заплатив ему за труды его щедро. Справедливость надлежит отдать бывшему моему господину, что он много
имеет хороших качеств, но робость
духа и легкомыслие оные помрачают.
Оно, уповаю, не сделает вас наглыми; ибо вы твердый
имеете дух и обидою не сочтете, если осел вас улягнет или свинья смрадным до вас коснется рылом.
Все вышесказанное изрек пирной мой товарищ одним
духом и с толикою поворотливостию языка, что я не успел ничего ему сказать на возражение, хотя много кой-чего
имел на защищение ямбов и всех тех, которые ими писали.
Но нет, нисходи, познай подземные ухищрения человека и, возвратясь в отечество,
имей довольно крепости
духа подать совет зарыть и заровнять сии могилы, где тысящи в животе сущие погребаются.
Сиятельнейший князь, я низок и душой и
духом, но спросите всякого даже подлеца, не только низкого человека: с кем ему лучше дело
иметь, с таким ли, как он, подлецом, или с наиблагороднейшим человеком, как вы, искреннейший князь?
На следующее утро Федор Иваныч с женою отправился в Лаврики. Она ехала вперед в карете, с Адой и с Жюстиной; он сзади — в тарантасе. Хорошенькая девочка все время дороги не отходила от окна кареты; она удивлялась всему: мужикам, бабам, избам, колодцам, дугам, колокольчикам и множеству грачей; Жюстина разделяла ее удивление; Варвара Павловна смеялась их замечаниям и восклицаниям. Она была в
духе; перед отъездом из города О… она
имела объяснение с своим мужем.