Неточные совпадения
И смерть, как единственное средство восстановить в его сердце любовь к ней, наказать его и одержать победу в той
борьбе, которую поселившийся в ее сердце злой
дух вел с ним, ясно и живо представилась ей.
А она чувствовала, что рядом с любовью, которая связывала их, установился между ними злой
дух какой-то
борьбы, которого она не могла изгнать ни из его, ни, еще менее, из своего сердца.
«По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В
борьбе за материальные интересы люди иногда являются личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория
борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов
духа, не угашает священного стремления человека познать самого себя».
— Ну, да! А — что же? А чем иным, как не идеализмом очеловечите вы зоологические инстинкты? Вот вы углубляетесь в экономику, отвергаете необходимость политической
борьбы, и народ не пойдет за вами, за вульгарным вашим материализмом, потому что он чувствует ценность политической свободы и потому что он хочет иметь своих вождей, родных ему и по плоти и по
духу, а вы — чужие!
— Я собираюсь с
духом, — сказала она наконец, — как трудно, если б вы знали! — прибавила потом, отворачиваясь в сторону, стараясь одолеть
борьбу.
Она мучилась и задумывалась, как она выйдет из этого положения, и не видала никакой цели, конца. Впереди был только страх его разочарования и вечной разлуки. Иногда приходило ей в голову открыть ему все, чтоб кончить разом и свою и его
борьбу, да
дух захватывало, лишь только она задумает это. Ей было стыдно, больно.
«О чем молится? — думал он в страхе. — Просит радости или слагает горе у креста, или внезапно застиг ее тут порыв бескорыстного излияния души перед всеутешительным
духом? Но какие излияния: души, испытующей силы в
борьбе, или благодарной, плачущей за луч счастья!..»
Отношение человека к Богу предполагает драматическую
борьбу между царством
Духа и царством Кесаря, прохождение через дуализм, во имя окончательного монизма, который может раскрыться лишь эсхатологически.
Война мира славянского и мира германского не есть только столкновение вооруженных сил на полях битвы; она глубже, это — духовная война,
борьба за господство разного
духа в мире, столкновение и переплетение восточного и западного христианского мира.
И для
борьбы с внутренней тьмой необходима мобилизация всего
духа, избравшего путь света.
В мировой
борьбе народов русский народ должен иметь свою идею, должен вносить в нее свой закал
духа.
Нам, русским, необходимо духовное воодушевление на почве осознания великих исторических задач,
борьба за повышение ценности нашего бытия в мире, за наш
дух, а не на почве того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
Поэтому история в высшей степени драматична, поэтому в ней постоянно происходит столкновение и
борьба царства
Духа и царства Кесаря, которое имеет тенденцию быть царством тоталитарным.
Борьба за свободу
духа может принимать героический характер.
В природной органической жизни
дух и плоть еще не дифференцированы, но означает это не высшее состояние
духа, а элементарное его состояние, всегда связанное с тяжелой
борьбой за существование и злым принуждением.
Оправдание России в мировой
борьбе, как и всякой страны, всякого народа, может быть лишь в том, что внесет в мир большие ценности, более высокого качества духовную энергию, чем Германия, притязания которой на мировое владычество она отражает, что своим неповторимым индивидуальным
духом она подымает человечество на более высокую ступень бытия.
Борьба за большую социальную справедливость должна происходить независимо от того, во что выльется царство Кесаря, которое не может не быть мещанским царством и не может не ограничивать свободы
духа.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от
духов и демонов природы,
борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
И в этот грозный час нашей истории мы пытаемся противопоставить русский
дух германской машине, хотим понять эту войну, как
борьбу духа с машиной.
Борьба против буржуазного общества и буржуазного
духа, с которым социализм и коммунизм недостаточно борются, совсем не отрицает заслуг буржуазного и гуманистического периода истории, утверждения свободы мысли и науки, уничтожения пыток и жестоких наказаний, признания большей человечности.
Но и тогда в этом высшем состоянии будет
борьба, движение, историческое творчество, новое перераспределение тел и
духов.
Я совершенно отошел от политики и посвятил себя
борьбе за
дух и за изменение сознания интеллигенции.
Я считал это
борьбой за эмансипацию
духа, долгое время подавленного.
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового
духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и
борьба Л. Шестова против необходимых законов логики и этики, хотя и при ином отношении к познанию.
В течение 20 лет я вел
борьбу за свободу, за свободу
духа, свободу совести, свободу мысли, не пропускал ни одного случая, чтобы не протестовать против гасителей
духа, насильников над мыслью и совестью.
Все внешнее, все кажущееся извне данным есть лишь символизация моего
духа, моего духовного пути и духовной
борьбы.
Но когда я веду
борьбу против насилия над свободой
духа, когда борюсь за попираемую ценность, то я бываю страшно нетерпим на этой почве и порываю с людьми, с которыми у меня были дружеские связи.
Обыкновенно борения
духа я проецировал во вне и выражал их в форме
борьбы с враждебными течениями.
С коммунизмом я вел не политическую, а духовную
борьбу,
борьбу против его
духа, против его вражды к
духу.
В начале века велась трудная, часто мучительная,
борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, —
борьба во имя свободы творчества и во имя
духа.
Борьба рационалистического
духа с иконой, лампадой и ладаном роковым образом превращается в
борьбу с культурой, с культурной символикой, с мистическими истоками культуры.
Святые люди, отшельники, затворники, схимники, столпники, пустынники, мученики — не чета мне по крепости
духа, — и они падали в
борьбе с искушением дьявольской плоти.
После такой
борьбы долго она была молчалива, грустна, потом вдруг впадала в безотчетно веселое расположение
духа, не изменяя, однако же, своему характеру: что веселило ее — не развеселило бы другого.
— Что пролетело по душе его в эти минуты, какая
борьба совершилась у железной воли с отцовскою любовью и разумностью, как уступил победу упорный
дух?.. трудно себе представить; но когда раздался за дверью голос Мазана: «Кушанье готово», дедушка вышел спокоен, и ожидавшие его жена и дочери, каждая у своего стула, не заметили на слегка побледневшем лице его ни малейшего гнева; напротив, он был спокойнее, чем поутру, даже веселее, и кушал очень аппетитно.
Ободренные первым успехом
борьбы с разделительной силой злого
духа, когда они помирили Гордея Евстратыча с Пятовым, старики порешили теперь воспользоваться «гласом девственницы». Бабушка Татьяна сама переговорила с Феней, а та с жаром ухватилась за это предложение, только просила об одном, что сначала переговорит с Гордеем Евстратычем о Нюше, а потом уж о Савиных и Колобовых.
Но Савины и Колобовы думали несколько иначе и даже послали на о. Крискента два доноса — один преосвященному, а другой в консисторию, находя выборы нового старосты неправильными. Узнав об этом, о. Крискент не только не смутился, но выказал большую твердость
духа и полную готовность претерпеть в
борьбе с разделительными силами, волновавшими теперь его словесное стадо.
— Алеша умный, Алеша добрый, — проговорил Костя, лениво поднимая голову, — но, милая моя, чтобы узнать, что он умный, добрый и интересный, нужно с ним три пуда соли съесть… И какой толк в его доброте или в его уме? Денег он вам отвалит сколько угодно, это он может, но где нужно употребить характер, дать отпор наглецу и нахалу, там он конфузится и падает
духом. Такие люди, как ваш любезный Алексис, прекрасные люди, но для
борьбы они совершенно не годны. Да и вообще ни на что не годны.
Иногда они со страхом говорят о своей совести, порою искренно мучаются в
борьбе с ней, — но совесть непобедима лишь для слабых
духом; сильные же, быстро овладевая ею, порабощают ее своим целям.
Вредный административный антагонизм исчез совершенно; земские управы, изнемогши в
борьбе с мостами и перевозами, оставили за собой лишь уездную и губернскую статистику, но зато довели эту науку до такого совершенства, что старик Кеттле, приехав однажды в Балахну ("Балахня — стоит рот распахни", — говорит народная пословица), воскликнул: nunc dimittis [ныне отпущаеши] — и тут же испустил многомятежный
дух свой.
Потому что шли новые и новые, и каждый день моей работы в забытой глуши нес для меня изумительные случаи, каверзные вещи, заставлявшие меня изнурять мой мозг, сотни раз теряться и вновь обретать присутствие
духа и вновь окрыляться на
борьбу.
Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. От меня не скрыто лишь, что в упорной, жестокой
борьбе с дьяволом, началом материальных сил, мне суждено победить, и после того материя и
дух сольются в гармонии прекрасной и наступит царство мировой воли. Но это будет, лишь когда мало-помалу, через длинный, длинный ряд тысячелетий, и луна, и светлый Сириус, и земля обратятся в пыль… А до тех пор ужас, ужас…
Эта победа над собою возможна и действительна, когда есть
борьба; рост
духа труден, как рост тела.
Дух и материя для него не в гармоническом развитии, а в
борьбе, в диссонансе.
То, что казалось бы другому доказательством нежнейшей любви, — пренебрегал он часто как приметы обманчивые, слова, сказанные без намерения, взгляды, улыбки, брошенные на ветер, первому, кто захочет их поймать; другой бы упал
духом и уступил соперникам поле сражения… но трудность
борьбы увлекает упорный характер, и Печорин дал себе честное слово остаться победителем: следуя системе своей и вооружась несносным наружным хладнокровием и терпением, он мог бы разрушить лукавые увертки самой искусной кокетки…
Я прибавлю, что, по моему мнению, он уже никогда не выздоравливал совершенно и что смерть Пушкина была единственной причиной всех болезненных явлений его
духа, вследствие которых он задавал себе неразрешимые вопросы, на которые великий талант его, изнеможенный
борьбою с направлением отшельника, не мог дать сколько-нибудь удовлетворительных ответов.
В заключение своей статьи Белинский высказывает горячее желание, чтобы дарование Кольцова не заглохло под тяжестью обстоятельств жизни, но развивалось и крепло. Он оканчивает напоминанием поэту о твердости
духа и неутомимой
борьбе с жизнью и приводит его же стихотворение «К другу», заключающееся следующими стихами...
Другие приняли участие в ссоре, — почему? — не потому, чтобы имели собственные, эгоистические причины драться между собою, — нет! — но по бескорыстному влечению помогать поссорившимся, — это идея самоотверженной любви к ближним, в славянском
духе — и если муж Агнесы Ростиславовны пал в этой
борьбе, он пал страдальцем за высокую идею славянского братства.
И вдруг не сонное видение, не образ, зримый только
духом, а как есть человек во плоти, полный жизни, явился перед нею… Смутилась старица… Насмеялся враг рода человеческого над ее подвигами и богомыслием!.. Для чего ж были долгие годы душевной
борьбы, к чему послужили всякого рода лишения, суровый пост, измождение плоти, слезная, умная молитва?.. Неужели все напрасно?.. Минута одна, и как вихрем свеяны двадцатипятилетние труды, молитвы, воздыхания, все, все…
Человек рожден в грехах. От тела все грехи, но
дух живет в человеке и борется с телом. Вся жизнь человека это —
борьба духа с телом. И хорошо тому человеку, который в
борьбе этой на стороне не тела, — того тела, которое наверное будет побеждено, а на стороне
духа, — того
духа, который наверное победит, хотя бы в последний час жизни.
Поэтому аскетический мотив учения Платона следует понимать не в смысле метафизического осуждения тела, но как требование практического, религиозно-этического аскетизма, — во имя
борьбы с греховной плотью ради победы
духа, приводящей к просветлению и тела.