Неточные совпадения
— Будучи несколько, — впрочем, весьма немного, — начитан и зная Европу, я нахожу, что в лице интеллигенции своей Россия создала нечто совершенно исключительное и огромной
ценности. Наши земские врачи, статистики, сельские учителя, писатели и вообще
духовного дела люди — сокровище необыкновенное…
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства
духовного, культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни
ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Это также трудно допустить; 3) Внутреннее преодоление хаоса, победа духа над техникой,
духовное восстановление иерархии
ценностей, соединенное с осуществлением социальной правды.
Тех, кто верит в бесконечную
духовную жизнь и в
ценности, превышающие все земные блага, ужасы войны, физическая смерть не так страшат.
Еще более приходится признать, что в
духовной жизни германского народа, в германской мистике, философии, музыке, поэзии были великие и мировые
ценности, а не один лишь культ силы, не один призрачный феноменализм и пр.
Творчество
духовной культуры всегда означает соблюдение иерархии
ценностей, единственной иерархии, которая может быть оправдана.
Творчество
ценностей духовной культуры совсем не пропорционально государственной и экономической силе первенствующих стран.
Ошибка гуманизма была совсем не в том, что он утверждал высшую
ценность человека и его творческое призвание, а в том, что он склонялся к самодостаточности человека и потому слишком низко думал о человеке, считая его исключительно природным существом, не видел в нем
духовного существа.
Нам, русским, необходимо
духовное воодушевление на почве осознания великих исторических задач, борьба за повышение
ценности нашего бытия в мире, за наш дух, а не на почве того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
Вся общественная и политическая деятельность должна быть изнутри одухотворена и вдохновлена высшими целями и абсолютными
ценностями, за ней должно стоять
духовное возрождение, перерождение личности и народа.
Но при этом остается и материалистический элемент, который играет главным образом отрицательную роль в борьбе против самостоятельности
духовных начал и
ценностей.
Для осуществления социальной правды, для уничтожения эксплуатации человека человеком, для создания бесклассового общества совсем не нужно свободного творчества, философии и эстетических
ценностей, вредна религиозная и мистическая настроенность, противоречит цели социальной революции аристократическое понимание
духовной культуры.
Оправдание России в мировой борьбе, как и всякой страны, всякого народа, может быть лишь в том, что внесет в мир большие
ценности, более высокого качества
духовную энергию, чем Германия, притязания которой на мировое владычество она отражает, что своим неповторимым индивидуальным духом она подымает человечество на более высокую ступень бытия.
Прямолинейное применение абсолютных
ценностей духовной жизни к относительной исторической жизни и относительным историческим задачам основано на совершенно ложном сознании.
Сама по себе
духовная жизнь со всеми своими абсолютными
ценностями вполне конкретна.
И начинается путь нисхождения, чтобы помочь братьям своим, поделиться с ними
духовными богатствами и
ценностями, помочь их восхождению.
Но самая идея вечных адских мук, безобразная и садичная, но представляющая сложную философскую проблему, в сущности, лишает
ценности духовную и моральную жизнь человека.
Объединение должно было быть более широким, охватывающим людей разных направлений, но признающих самостоятельность и
ценность духовной культуры.
Если допустить существование вечности адских мук, то вся моя
духовная и нравственная жизнь лишается всякого смысла и всякой
ценности, ибо протекает под знаком террора.
На этом пути он приобретает
духовную силу, он творит
ценность.
Обращение к
ценностям духовной культуры.
Правда — социальная, раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь же — в
духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию
ценности человека, к сужению человеческого сознания, которое было уже в русском нигилизме.
При известном
духовном состоянии общества, т. е. при господстве известной иерархии
ценностей, и при известном социальном строе война неизбежна и отвлеченный пацифизм не может иметь никакой силы.
Ницшевская переоценка
ценностей, отвращение к рационализму и морализму, очень вошла в мою
духовную борьбу и стала как бы подземно действующей силой.
Но совершенно несомненно, что
ценности святости и
ценности духовные имеют гораздо меньше силы, чем
ценности приятного или
ценности витальные, которые очень деспотичны.
Национализм не признает
ценности и прав всякого человека потому, что он, человек, имеет образ человека и образ Бога, несет в себе
духовное начало.
Культура со всеми своими
ценностями есть средство для
духовной жизни, для
духовного восхождения человека, но она превратилась в самоцель, подавляющую творческую свободу человека.
Вина тут лежит не на познании, которое есть положительная
ценность, а на
духовном состоянии мира и человека, на разобщенности и раздоре в самом бытии.
Ценности низшего порядка, например государство, всегда стремились подчинить и поработить себе
ценности высшего порядка, например
ценности духовной жизни, познания, искусства.
Наоборот, познание в науках исторических и социальных и в науках о духе и о
ценностях, т. е. в философии, носит менее общеобязательный характер именно потому, что предполагает большую
духовную общность людей.
Нельзя думать о спасении своей души, это есть ложное
духовное состояние, небесный утилитаризм, думать можно только об осуществлении высших
ценностей жизни, о Царстве Божьем для всех существ, не только для людей, но и для всего мира, т. е. думать о Боге, а не о себе.
Не просто жизнь, а
духовная жизнь, жизнь, поднимающаяся к Богу, не количество жизни, а качество ее есть высшее благо и
ценность.
Единство и
ценность личности не существует без
духовного начала.
Качество труда
духовного, умственного, творческого иное, чем качество труда физического, создающего хозяйственные блага, и он иначе оценивается в иерархии
ценностей.
Зло должно и социально преодолеваться, но непременно с сохранением
ценности личности и
духовной свободы.
Защита родины, защита величайших
духовных и культурных
ценностей своего народа может самую войну сделать
ценностью, во имя которой жертвуют другими
ценностями.
Невозможно установить
ценность как предмет познания, если не произвести оценки, т. е. не совершить творческого
духовного акта.
Возможен трагический конфликт между социальной справедливостью и
ценностями культуры и
духовной жизни.
Сложность социального вопроса как вопроса
духовного еще в том, что должно всемерно стремиться к улучшению положения масс и к увеличению социального значения труда, но не должно допускать господства масс над человеческой личностью, власти количества над качеством, преобладания
ценностей материальных над
ценностями духовными.
Можно установить два основных типа морали — мораль трансцендентно-утилитарную, которая оценивает все как средство для цели, лежащей вне самого достижения
духовного блага, качества,
ценности, совершенства, и мораль имманентно-духовную, которая оценивает все с точки зрения непосредственного достижения
духовного качества, совершенства,
ценности, высшего блага.
Ценность личности есть высшая иерархическая
ценность в мире,
ценность духовного порядка.
Нравственный же акт, который совершается относительно всей жизни, всех ее
ценностей, связан с полнотой
духовной жизни человека.
Но то, к чему человек принужден пыткой, страхом адских мук, лишается
ценности и значения, не есть нравственное и
духовное достижение.
Борьба за возвышение личности и за
ценность личности есть борьба
духовная, а не биологическая.
И он готов отдать
духовную аристократию и качественные
ценности культуры на растерзание масс, движимых бессознательными инстинктами зависти, мести и злобы.
Этически нужно признать, что
духовная жизнь и ее
ценности стоят иерархически выше социальной жизни и ее
ценностей.
Но все это бледнеет перед мощью энергической жизни, перед накоплением
ценностей, перед картинами не одной только телесной, но и
духовной энергии.
Но эта верная идея искажается отрицанием самостоятельной
ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее
духовной свободы.
Это нашло себе выражение в нашумевшем в свое время сборнике «Вехи», в котором были подвергнуты резкой критике материализм, позитивизм, утилитаризм революционной интеллигенции, ее равнодушие к высшим
ценностям духовной жизни.
С греховными страстями можно бороться пробуждением положительных, творческих
духовных сил в человеке, направлением воли на высшие
ценности.