Неточные совпадения
Вся ненормальность и болезненность
духовного состояния нашего общества особенно почувствовалась, когда началась мировая
война, потребовавшая напряжения всех сил, не только материальных, но и
духовных.
Тех, кто верит в бесконечную
духовную жизнь и в ценности, превышающие все земные блага, ужасы
войны, физическая смерть не так страшат.
Для других германский народ оказался носителем антихристианских начал, ложной
духовной культуры, и потому
война с ним — священная
война.
Но вот грянула мировая
война и разрушила призрак единой Европы, единой европейской культуры, единого
духовного европейского типа.
Война может принести России великие блага, не материальные только, но и
духовные блага.
Чем бы ни кончилась
война, каковы бы ни были ее ближайшие политические последствия, —
духовные последствия этой
войны могут быть предвидены.
Духовным результатом мировой
войны будет также преодоление односторонности и замкнутости так называемой европейской культуры, ее выход в мировую ширь.
Французы устали от катастроф, революций,
войн, исканий и захотели спокойной, довольной жизни, замкнутого в себе мещанства, закрытого для всякого
духовного движения.
Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать, как самостоятельное зло, как источник зла. Глубже лежат
духовное насилие и
духовное убийство. А способы
духовного насилия очень тонки и с трудом уловимы. Иные душевные движения и токи, иные слова, иные чувства и действия, не имеющие признаков физического насилия, более убийственны и смертоносны, чем грубое физическое насилие и разрушение.
Ибо огромный моральный и
духовный смысл мировой
войны ускользает от того, кто насилует историю доктринерской точкой зрения.
Войны могут быть
духовными,
войнами духов.
В глубине
духовной действительности давно уже началась мировая
война, мировая вражда, ненависть и взаимоистребление.
Внутренно осмыслить
войну можно лишь с монистической, а не дуалистической точки зрения, т. е. увидав в ней символику того, что происходит в
духовной действительности.
Люди духа иногда с легкостью отворачиваются от
войны, как от чего-то внешне-материального, как чуждого зла, насильственно навязанного, от которого можно и должно уйти в высшие сферы
духовной жизни.
Можно видеть глубокий смысл нынешней
войны и нельзя не видеть в ней глубокого
духовного смысла.
Сфера государства, сфера
войны делаются совершенно автономными и не хотят подчиняться никаким моральным и
духовным началам.
Все, что совершается ныне на
войне материально и внешне, — лишь знаки того, что совершается в иной, более глубокой,
духовной действительности.
Уже можно предвидеть, что в результате этой
войны Россия в такой же мере станет окончательно Европой, в какой Европа признает
духовное влияние России на свою внутреннюю жизнь.
Мировая
война несет с собой человечеству глубокий
духовный кризис, который может быть обсуждаем с разных сторон.
Иные отвергают
войну с дуалистической точки зрения, по которой существует совершенно самостоятельная сфера материальная, внешнего, насильственного, отдельная и противоположная
духовному, внутреннему и свободному.
В глубине русского народа происходят в результате пережитого опыта революции и
войны очень важные
духовные процессы, которые еще не могут себя выявить.
Я пережил три
войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил
духовный ренессанс начала ХХ века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено.
Это была эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной
войны, декабристов, Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел такое определяющее значение для русской
духовной культуры XIX в.
Мы, все христианские народы, живущие одной
духовной жизнью, так что всякая добрая, плодотворная мысль, возникающая на одном конце мира, тотчас же сообщаясь всему христианскому человечеству, вызывает одинаковые чувства радости и гордости независимо от национальности; мы, любящие не только мыслителей, благодетелей, поэтов, ученых чужих народов; мы, гордящиеся подвигом Дамиана, как своим собственным; мы, просто любящие людей чужих национальностей: французов, немцев, американцев, англичан; мы, не только уважающие их качества, но радующиеся, когда встречаемся с ними, радостно улыбающиеся им, не могущие не только считать подвигом
войну с этими людьми, но не могущие без ужаса подумать о том, чтобы между этими людьми и нами могло возникнуть такое разногласие, которое должно бы было быть разрешено взаимным убийством, — мы все призваны к участию в убийстве, которое неизбежно, не нынче, так завтра должно совершиться.
И если теперь уже есть правители, не решающиеся ничего предпринимать сами своей властью и старающиеся быть как можно более похожими не на монархов, а на самых простых смертных, и высказывающие готовность отказаться от своих прерогатив и стать первыми гражданами своей республики; и если есть уже такие военные, которые понимают всё зло и грех
войны и не желают стрелять ни в людей чужого, ни своего народа; и такие судьи и прокуроры, которые не хотят обвинять и приговаривать преступников; и такие
духовные, которые отказываются от своей лжи; и такие мытари, которые стараются как можно меньше исполнять то, что они призваны делать; и такие богатые люди, которые отказываются от своих богатств, — то неизбежно сделается то же самое и с другими правительствами, другими военными, другими судейскими,
духовными, мытарями и богачами.
В часы,
Свободные от подвигов
духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны —
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду…
Катастрофа, никогда еще не испытанная миром [Катастрофа, никогда еще не испытанная миром… — первая мировая
война; журнал Горького «Летопись», в котором была опубликована статья, занимал активную антивоенную позицию.], потрясает и разрушает жизнь именно тех племен Европы,
духовная энергия которых наиболее плодотворно стремилась и стремится к освобождению личности от мрачного наследия изжитых, угнетающих разум и волю фантазий древнего Востока — от мистик суеверий, пессимизма и анархизма, неизбежно возникающего на почве безнадежного отношения к жизни.
И если может показаться иным, что неуместно во время всеобщего землетрясения такими «отвлеченностями», то нам, наоборот, представляется обострение предельных вопросов религиозного сознания как бы
духовной мобилизацией для
войны в высшей,
духовной области, где подготовляются, а в значительной мере и предрешаются внешние события.
Для гуманистического мировоззрения, победно утвердившегося в «новое время»,
война эта поистине явилась
духовной катастрофой, неожиданной и опустошительной.
В частности, давно уже назревало и то столкновение германства с православно-русским миром, которое внешне проявилось ныне, не теперь только началась
война духовная.
При известном
духовном состоянии общества, т. е. при господстве известной иерархии ценностей, и при известном социальном строе
война неизбежна и отвлеченный пацифизм не может иметь никакой силы.
Ошибочно ставить вопрос о
войне отвлеченно, отделяя её от социального строя и
духовного состояния общества.
Защита родины, защита величайших
духовных и культурных ценностей своего народа может самую
войну сделать ценностью, во имя которой жертвуют другими ценностями.
Но пасифизм не хочет знать
духовных условий прекращения
войн, он остается на поверхности, в сфере небытийственной политики и правовых формул, не замечая иррациональных сил истории.
Есть два вопроса: вопрос о предупреждении
войны, о борьбе за
духовный и социальный строй жизни, при котором
война будет невозможной, и вопрос об отношении личности к
войне, когда она уже началась и стала роком.
Ведь, по существу, это
война против культуры, против всех высших
духовных ценностей.
— Насколько возможно! — повторил Теркин и махнул рукой. — На распутье я стоял, Михаил Терентьич, два человека во мне
войну вели, и тот, которого к вам влечет, пришел за
духовной помощью второму, хищному.
Уже при окончании моей работы случилось следующее: мальчик, сын мой, рассказал мне, что между двумя совсем необразованными, еле грамотными людьми, служащими у нас, шел спор по случаю статьи какой-то
духовной книжки, в которой сказано, что не грех убивать людей преступников и убивать на
войне.
Когда рушатся
духовные основы
войны, она превращается в кровавую анархию, в
войну всех против всех.
Но те формы национализма, до которых дошли народы в XIX и XX веках и которые породили мировую
войну, означают распад человечества, отпадение от всякого
духовного единства, возврат от христианского монотеизма к языческому политеизму.
Духовное национальное движение у нас еще впереди, оно образуется после изжития и осмысления трагического опыта
войны и революции.
И советская власть оказалась единственной возможной в России властью в момент разложения
войны, которой русский народ не имел силы вынести, в момент
духовного упадка и экономического разгрома, в момент ослабления нравственных устоев.