Неточные совпадения
— Позволь, позволь, — кричал ей Варавка, — но ведь эта любовь к людям, — кстати, выдуманная нами, противная природе нашей, которая жаждет не любви к ближнему, а
борьбы с ним, — эта несчастная любовь ничего не значит и не стоит без ненависти, без отвращения к той грязи, в которой живет ближний! И, наконец, не надо забывать, что
духовная жизнь успешно развивается только на почве материального благополучия.
Борьба идет на
духовных вершинах человечества, там определяется судьба человеческого сознания, есть настоящая жизнь мысли, жизнь идей.
Война мира славянского и мира германского не есть только столкновение вооруженных сил на полях битвы; она глубже, это —
духовная война,
борьба за господство разного духа в мире, столкновение и переплетение восточного и западного христианского мира.
Революционность в социальной
борьбе за новое общество определяется обычно не по социальному идеалу, и не по
духовному и моральному изменению людей, создающих новое общество, а по средствам, которые применяются в
борьбе, по степени применения насилия.
Борьба народов есть
борьба духовных сил, высших предназначений, а не
борьба за животное существование и элементарные интересы.
Нам, русским, необходимо
духовное воодушевление на почве осознания великих исторических задач,
борьба за повышение ценности нашего бытия в мире, за наш дух, а не на почве того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
Но при этом остается и материалистический элемент, который играет главным образом отрицательную роль в
борьбе против самостоятельности
духовных начал и ценностей.
Историческая
борьба России с Польшей имела положительный смысл, и
духовное своеобразие русского народа было в ней утверждено навеки.
Историческая
борьба есть
борьба за бытие, а не за прямолинейную справедливость, и осуществляется она совокупностью
духовных сил народов.
В такой
борьбе должна быть приведена в движение вся совокупность
духовных сил народов.
Оправдание России в мировой
борьбе, как и всякой страны, всякого народа, может быть лишь в том, что внесет в мир большие ценности, более высокого качества
духовную энергию, чем Германия, притязания которой на мировое владычество она отражает, что своим неповторимым индивидуальным духом она подымает человечество на более высокую ступень бытия.
Я сделал
духовное усилие стать выше
борьбы сторон, очиститься от страстей, увидеть не только ложь, но и правду коммунизма.
Махин рад был случаю выказать свое бескорыстие и сказал Лизе, что он любит ее не из-за денег, и это, как ему казалось, великодушное решение тронуло его самого. У Лизы, между тем, началась
борьба с ее матерью (имение было отцовское), не позволявшей раздавать имение. И Махин помогал Лизе. И чем больше он поступал так, тем больше он понимал совсем другой, чуждый ему до тех пор мир
духовных стремлений, который он видел в Лизе.
Жизнь наша бывает лучше или хуже только оттого, что мы сознаем себя или телесным, или
духовным существом. Если мы сознаем себя телесным существом, мы ослабляем нашу истинную жизнь, усиливаем, разжигаем страсти, жадность,
борьбу, ненависть, страх смерти. Если же мы сознаем себя
духовным существом, мы возбуждаем, возвышаем жизнь, освобождаем ее от страстей, от
борьбы, от ненависти, освобождаем любовь. Перенесение же сознания из телесного существа в
духовное совершается усилием мысли.
При этом не понимают, что аскетическая
борьба с чувственностью в христианстве проистекает именно из любви к ноуменальной, софийной чувственности, или красоте
духовной, и вражда с телом мотивируется здесь высшею любовью к телу, что яснее всего выражается в почитании св. мощей, как духоносного, просветленного тела.
В революциях поднимаются вверх новые социальные слои, раньше не допущенные к активности и угнетенные, и в
борьбе за своё новое положение в обществе они не могут проявлять свободолюбия и не могут бережно относиться к
духовным ценностям.
Духовное освобождение есть
борьба.
Даже
борьба в эстетической проекции может перевоплотиться в пассивном отражении и не сопровождаться
духовной активностью.
Христианские учителя
духовной жизни постоянно говорят о греховных страстях и
борьбе с ними.
Н. Гартман мог написать свою во многих отношениях замечательную «Этику» только потому, что он производит творческие
духовные акты, что он ведет нравственную
борьбу.
Этика искупления, соответствующая пробуждению
духовного человека и
борьбе его с «природой», парадоксально способствует научно-познавательной и технической власти человека над природой.
Остроту мы чувствуем в возникающих революционных течениях, в первых столкновениях романтизма с классицизмом, в новых течениях в искусстве, в новых освободительных моральных идеях, в возникающих школах, в
борьбе за
духовную реформацию.
Борьба против ада есть пробуждение сверхсознания, т. е.
духовной жизни.
Есть два вопроса: вопрос о предупреждении войны, о
борьбе за
духовный и социальный строй жизни, при котором война будет невозможной, и вопрос об отношении личности к войне, когда она уже началась и стала роком.
Христианство учит не столько об естественном бессмертии, не предполагающем никакой
борьбы, сколько о воскресении, предполагающем
борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными.
В вечности, в
духовном мире происходит
борьба за личность, за осуществление Божьей идеи.
Борьба за возвышение личности и за ценность личности есть
борьба духовная, а не биологическая.
В дальнейшем движение оторвалось от связи с разными формами марксизма и превратилось в
борьбу за самостоятельность
духовных ценностей в познании, искусстве, моральной и религиозной жизни.
Недопустимо основывать
борьбу за
духовные интересы и
духовное возрождение на том, что хлеб для значительной части человечества не будет обеспечен.
Духовная жизнь есть путь, и на пути этом происходит
борьба, требующая героизма и жертв, нужно прохождение через противоположение, разделение, разрывы.
С этим связана проблема новой духовности, которая соединяет созерцание и активность,
духовную сосредоточенность и
борьбу.
Человеку внушено, и он сам себе внушал, что он не имеет внутренних
духовных сил для
борьбы с грехом.
Мистики описывают бездну между человеком и Богом, падшесть мира, диалогическую
борьбу, трагизм
духовного пути.
Недостаточный интерес к человеческому пути и к человеческой
борьбе, определяемость всей
духовной жизни сверху вниз ведет к тому, что в восточной мистике не может быть прохождения через «темную ночь» чувственности и разума, как у св. Иоанна Креста.
Борьба за
духовное царство всегда продолжается, будет продолжаться до конца мира.
В
духовной жизни происходит
борьба символизма и реализма.
Духовная жизнь есть внутренняя
борьба, испытание свободы, столкновение противоположных начал, она предполагает противоречие, сопротивление, отрицание, в ней есть трагическое начало.
Это раздвоение и поляризация человеческой природы, это трагическое движение, идущее в самую
духовную глубину, в самые последние пласты, не связано ли у Достоевского с тем, что он призван был в конце новой истории, у порога какой-то новой мировой эпохи раскрыть в человеке
борьбу начал Богочеловеческих и человекобожеских, Христовых и антихристовых, неведомую прежним эпохам, в которых зло являлось в более элементарной и простой форме?
Коммунизм есть
борьба против духа и
духовной жизни.
Вместо того, чтобы сокрушаться духом и, смирясь, начать плакать о своих грехах у раки святого Иакова Боровского, Кирилл, стоя на самом краю разверзтой пропасти, решился вступить в отчаянную
борьбу с осудившими его московскими
духовными властями и отбиться от «подневольного пострижения» в чин ангельский.
Социальной, а глубже и
духовной сущности русской революции нужно искать не в столкновении классов трудящихся с классами имущими, не в
борьбе пролетариата с буржуазией, а прежде всего в столкновении жизненных интересов и в противоположности жизнеощущений представителей труда материального и труда
духовного.
Русский народ не только материально ослаблен в своей
борьбе с Германией, но он прежде всего духовно ослаблен, он не сознает своей идеи в мировой
борьбе, не собрал своих
духовных сил для несения тех жертв и испытаний, которыми эта
борьба сопровождается.
Борьба классов перестала быть фактом социально-экономическим, она стала фактом
духовным, она распространилась на всю совокупность человеческой природы и человеческой жизни.
Но величайшее дело есть соединение всех сил христианского мира против грядущего зла, ибо
борьба с ним должна вестись не только во внешнем, политическом и социальном плане, но и во внутреннем,
духовном и религиозном плане.
Мир идет к трагическому раздвоению и
борьбе противоположных
духовных начал.
Социалисты берут у буржуазного капиталистического общества его материализм, его безбожие, его поверхностное просветительство, его нелюбовь к духу и
духовной жизни, его жадность к жизни, к ее успехам и удовлетворениям, его
борьбу за эгоистические интересы, его неспособность к внутренней сосредоточенности.