Неточные совпадения
У них не человечество, развившись
историческим, живым путем до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же и устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого
процесса, без всякого
исторического и живого пути!
Я теперь живой, заезжий свидетель того химически-исторического
процесса, в котором пустыни превращаются в жилые места, дикари возводятся в чин человека, религия и цивилизация борются с дикостью и вызывают к жизни спящие силы.
Во втором случае случилось настоящее чудо: в середине XIX в. впервые открылась настоящая истина об
историческом процессе, которая не есть только «надстройка» и отражение экономики.
Можно и должно открывать моральный смысл
исторического процесса, но моральные категории истории существенно отличаются от моральных категорий личной жизни.
Может быть, самое большое противоречие марксизма заключается в том, что он признает телеологию, разумный характер
исторического процесса, смысл истории, который должен реализоваться в грядущем обществе.
Вся относительность природного и
исторического процесса сводима к единству с абсолютным лишь в глубине духа, а не во внешней действительности.
Марксистская оптимистическая вера в благостность
исторического процесса есть секуляризованное переживание веры в Промысл.
Жизненный
исторический процесс привел на Западе к этой сложности, он многое сделал проблематическим.
Национальность — сложное
историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного
процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик.
Нельзя мыслить прогресса в отношении Бога в
историческом процессе, в
исторической необходимости.
Но в природно-историческом
процессе царит относительное и среднее.
В сущности тот, кто принимает мировой
процесс,
историческое развитие, тем самым принимает жестокость и боль и оправдывает их.
Они получили от Гегеля веру в то, что в
историческом процессе есть смысл и что
историческая необходимость ведет к мессианскому царству.
Исторический процесс трагичнее, в нем действует несколько начал.
История еще не кончилась, мы находимся в середине
исторического процесса, и невозможно научное познание грядущего.
Но прямолинейное ее перенесение в относительность природно-исторического
процесса превращает духовную жизнь в отвлеченные принципы и доктрины, лишенные конкретной жизненности.
Это одна из неотвратимых тенденций
исторического процесса.
Творческие задания
исторического и мирового
процесса не могут прекратиться и не может наступить состояние статическое, вечный счастливый покой.
Дух не открывается прогрессивно в
историческом процессе, и торжествуют явные и злые
процессы, но нужно видеть повсюду возможные зачатки и наитие духа и духовного царства.
Можно сказать, что борьба народов за
историческое бытие имеет глубокий моральный и религиозный смысл, что она нужна для высших целей мирового
процесса.
Наиболее непонятен в марксизме этот его безграничный оптимизм в отношении к
исторической необходимости, безграничная вера в благостность и осмысленность
исторического процесса.
Жизненная постановка всех этих проблем делает политику более космической, менее замкнутой, напоминает о космической шири самого
исторического процесса.
Я пережил мир, весь мировой и
исторический процесс, все события моего времени как часть моего микрокосма, как мой духовный путь.
Существует трагический конфликт истории,
исторического процесса, и личности, личной судьбы.
Я сочувствовал «падению священного русского царства» (название моей статьи в начале революции), я видел в этом падении неотвратимый
процесс развоплощения изолгавшейся символики
исторической плоти.
В мировом и
историческом процессе нет необходимости прогресса, закономерного развития.
Поэтому настоящая философия истории есть философия истории эсхатологическая, есть понимание
исторического процесса в свете конца.
Я принадлежу к людям, которые взбунтовались против
исторического процесса, потому что он убивает личность, не замечает личности и не для личности происходит.
Русский народ есть народ конца, а не середины
исторического процесса.
Лавров утверждал антропологизм в философии и основным двигателем
исторического процесса признавал критически мыслящие личности.
Значительно позже В. Розанов, когда он принадлежал еще к славянофильскому консервативному лагерю, говорит с возмущением, что человек превращен в средство
исторического процесса, и спрашивает, когда же человек появится как цель [См.: В. Розанов.
Славянофильская точка зрения на реформу Петра не выдерживает критики и совершенно устарела, как и чисто западническая точка зрения, отрицавшая своеобразие русского
исторического процесса.
Гуманистическая же культура принадлежит середине
исторического процесса.
У него другое понимание христианства, византийское, монашески-аскетическое, не допускающее никаких гуманитарных элементов, другая мораль, аристократическая мораль силы, не останавливающаяся перед насилием, натуралистическое понимание
исторического процесса.
Мы апокалиптики или нигилисты потому, что устремлены к концу и плохо понимаем ступенность
исторического процесса, враждебны чистой форме.
Тема, поставленная еще Белинским и Герценом, о конфликте между человеческой личностью, индивидуумом, и природным и
историческим процессом приобретает своеобразный характер в социологических работах Михайловского.
Обиженная невинность, пленники у внешнего зла, порабощенные чуждой нам стихией, от которой освобождаемся в
историческом процессе, или мы преступники перед высшей правдой, грешники, порабощенные внутренней для нас силой зла, за которую мы сами ответственны?
История не имела бы религиозного, церковного смысла, если б она не закончилась полнотой откровения, откровения тайны творения Божьего, если б
исторический процесс не перешел в
процесс сверхисторический, в котором окончательно будет снята противоположность между земным и небесным, человечеством и Божеством.
Субъективная мистика переживаний не имеет никакой связи с мировым и
историческим процессом, в котором навеки все остается неизменно натуральным и рациональным.
Но, чтобы вступить окончательно на путь богочеловеческий, человечество, по-видимому, должно пройти до конца соблазн отвлеченного гуманизма, попробовать на вершине
исторического процесса, в поздний час истории устроиться самостоятельно на земле, стать на ноги, отвергнув все источники своего бытия.
Вот то, где доподлинно добываются
исторические утешения! думалось мне, и воображение рисовало целые картины
процесса этого добывания.
А так как
процесс нарастания правды трудный и медлительный, то встречаются поколения, которые нарождаются при начале битья, а сходят со сцены, когда битье подходит к концу. Даже передышкой не пользуются. Какой горькой иронией должен звучать для этих поколений вопрос об
исторических утешениях!
Сторонник вульгарного материализма, Зайцев не придавал значения классовой борьбе и полагал, что ход
исторического процесса определяется биологическими законами.
В какую обитель
исторической жизни мы ни всмотримся — увидим этот
процесс, и притом повторяющийся рядом метемпсихоз.
У одних (преимущественно у современных представителей «религиозно-исторической» школы в протестантизме) это сближение делается чересчур внешне и тенденциозно, а другими столь же тенденциозно затушевывается; религиозно осмысленное сравнительное изучение культов есть одна из задач, настоятельно вытекающих из правильного понимания природы религиозного
процесса в язычестве.» [«Знаете, что когда вы были язычниками — έθνη, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас — ως αν ήγεσθε άπαγόμενοι» (1 Кор.
Мы не имеем прямого понятия о времени ангелов, однако косвенно можем заключить, что ангельское время концентрированнее, гуще, нежели пористое, медленное время человека, чем и обусловлена возможность продолжительного
исторического процесса.
Если признавать религиозную подлинность язычества, то надо принять и то, что в нем совершался положительный религиозный
процесс, назревала
историческая «полнота времен», иначе говоря, христианство подготовлялось не только в иудействе, но и в язычестве.
Словом, воскрешение входит в
исторический процесс, то — эволюция, а не катастрофа, наступающая «вдруг, в мгновение ока» и прерывающая
историческое время.
Это противопоставление неба и земли есть основа творения, его начальный исход; снятие же его, установление живой лествицы между небом и землею, есть конечное задание мирового и
исторического процесса...
Впоследствии он еще раз высказал эту же мысль: «В том, что обычно зовут диалектикой
исторического процесса, я вижу подобный спору Иова диалог между Человеком и Тем, Кто вместе с образом Своим и подобием даровал ему и Свое отчее Имя A3 ЕСМЬ, дабы земной носитель этого Имени, блудный сын, мог в годину возврата сказать Отцу: Воистину ТЫ ЕСИ, и только потому есмь аз» (там же.