Неточные совпадения
— Я прошу простить мне этот экскурс
в область философии древнего
мира. Я сделал это, чтоб напомнить о влиянии стоиков на организацию христианской морали.
Возделанные поля, чистота хижин, сады, груды плодов и овощей, глубокий
мир между людьми — все свидетельствовало, что жизнь доведена трудом до крайней степени материального благосостояния; что самые заботы, страсти, интересы не выходят из круга немногих житейских потребностей; что
область ума и духа цепенеет еще
в сладком, младенческом сне, как
в первобытных языческих пастушеских царствах; что жизнь эта дошла до того рубежа, где начинается царство духа, и не пошла далее…
«
В этой
области (
области первичной веры), предшествующей логическому сознанию и наполненной сознанием жизненным, не нуждающимся
в доказательствах и доводах, сознает человек, что принадлежит его умственному
миру и что —
миру внешнему».
В этой
области раскрывается Логос, смысл
мира.
Отрицательные величины
в мире умственных и нравственных явлений имеют такое же законное право на существование, как и
в области математики.
— У вас, — начал он после короткого молчания, — наипаче всего развита фантазия; вы гораздо более способны прозревать и творить
в области духа, чем
в области видимого
мира; вы не склонны ни к домовитости, ни к хозяйству, ни к рукодельям.
Первое: вы должны быть скромны и молчаливы, аки рыба,
в отношении наших обрядов, образа правления и всего того, что будут постепенно вам открывать ваши наставники; второе: вы должны дать согласие на полное повиновение, без которого не может существовать никакое общество, ни тайное, ни явное; третье: вам необходимо вести добродетельную жизнь, чтобы, кроме исправления собственной души, примером своим исправлять и других, вне нашего общества находящихся людей; четвертое: да будете вы тверды, мужественны, ибо человек только этими качествами может с успехом противодействовать злу; пятое правило предписывает добродетель, каковою, кажется, вы уже владеете, — это щедрость; но только старайтесь наблюдать за собою, чтобы эта щедрость проистекала не из тщеславия, а из чистого желания помочь истинно бедному; и, наконец, шестое правило обязывает масонов любить размышление о смерти, которая таким образом явится перед вами не убийцею всего вашего бытия, а другом, пришедшим к вам, чтобы возвести вас из
мира труда и пота
в область успокоения и награды.
В мире германском человек, как свободное лицо, осуществляет идею
в ее собственной
области, как безусловную свободу, — здесь является свободное государство и свободная наука, то есть чистая философия.
Таким образом,
мир был заключен, и мы
в самом приятном расположении духа сели за обед. Но что еще приятнее: несмотря на обильный завтрак у Балалайкина, Очищенный ел и пил совершенно так, как будто все происходившее утром было не более как приятный сон. Каждое кушанье он смаковал и по поводу каждого подавал драгоценные советы, перемешивая их с размышлениями и афоризмами из
области высшей морали.
«Вчера утром постигло нас новое, ниспосланное от Господа испытание: сын мой, а твой брат, Степан, скончался. Еще с вечера накануне был здоров совершенно и даже поужинал, а наутро найден
в постеле мертвым — такова сей жизни скоротечность! И что всего для материнского сердца прискорбнее: так, без напутствия, и оставил сей суетный
мир, дабы устремиться
в область неизвестного.
Христианство признает любовь и к себе, и к семье, и к народу, и к человечеству, не только к человечеству, но ко всему живому, ко всему существующему, признает необходимость бесконечного расширения
области любви; но предмет этой любви оно находит не вне себя, не
в совокупности личностей:
в семье, роде, государстве, человечестве, во всем внешнем
мире, но
в себе же,
в своей личности, но личности божеской, сущность которой есть та самая любовь, к потребности расширения которой приведена была личность животная, спасаясь от сознания своей погибельности.
Намереваясь без сопротивления переносить все направленные на нас нападения, мы, между тем, с своей стороны, намерены не переставая нападать на зло
мира, где бы оно ни было, вверху или внизу,
в области политической, административной или религиозной, стремясь всеми возможными для нас средствами к осуществлению того, чтобы царства земные слились
в одно царство господа нашего Иисуса Христа.
Ничто
в мире не заманчиво так для пламенной натуры, как участие
в текущих делах,
в этой воочию совершающейся истории; кто допустил
в свою грудь мечты о такой деятельности, тот испортил себя для всех других
областей; тот, чем бы ни занимался, во всем будет гостем: его безусловная
область не там — он внесет гражданский спор
в искусство, он мысль свою нарисует, если будет живописец, пропоет, если будет музыкант.
Нет сомнения, что, если бы профессор осуществил этот план, ему очень легко удалось бы устроиться при кафедре зоологии
в любом университете
мира, ибо ученый он был совершенно первоклассный, а
в той
области, которая так или иначе касается земноводных или голых гадов, и равных себе не имел, за исключением профессоров Уильяма Веккля
в Кембридже и Джиакомо Бартоломео Беккари
в Риме.
Но чем далее
в будущее простирается замысел, чем более должен он опираться на событиях, еще не совершившихся, а только задуманных, тем глубже уходит он из
мира действительности
в область фантазии.
Никакая блестящая всеобщность, с своей стороны, не составит полного, наукообразного знания, если, заключенная
в ледяную
область отвлечений, она не имеет силы воплотиться, раскрыться из рода
в вид, из всеобщего
в личное, если необходимость индивидуализации, если переход
в мир событий и действий не заключен во внутренней потребности ее, с которой она не может совладеть.
Не довольствуясь тем, чтобы покровительствовать науки и таланты
в России, Она на все страны
мира, на всю
область ума распространила Свои благодеяния и славу Свою возвышала, так сказать, славою всех отменных дарований, Ею ободряемых.
Только постигнув древнюю душу и узнав ее отношения к природе, мы можем вступить
в темную
область гаданий и заклинаний,
в которых больше всего сохранилась древняя сущность чужого для нас ощущения
мира.
Наши речные лоцманы — люди простые, не ученые, водят они суда, сами водимые единым богом. Есть какой-то навык и сноровка. Говорят, что будто они после половодья дно реки исследуют и проверяют, но, полагать надо, все это относится более к
области успокоительных всероссийских иллюзий; но
в своем роде лоцманы — очень большие дельцы и наживают порою кругленькие капитальцы. И все это
в простоте и
в смирении — бога почитаючи и не огорчая
мир, то есть своих людей не позабывая.
Нет людей с более запутанными понятиями о религии, о нравственности, о жизни, чем люди науки; и еще более поразительно то, что наука нашего времени, совершая действительно большие успехи
в своей
области исследования условий материального
мира,
в жизни людей оказывается часто не только ни на что не нужной, но еще и производящею самые вредные последствия.
Иначе говоря, мировое бытие внебожественно, пребывает
в области относительного, и именно эта внебожественность или относительность и делает
мир миром, противополагая его Божеству.
Этим нисколько не отрицается и не умаляется реальность свободы
в ее подлинной
области, ибо она всецело принадлежит временному тварному
миру и неразрывно связана с необходимостью, т. е. с ограниченностью твари, ее неабсолютностью.
Значение веры
в этом смысле выдвинуто было
в полемике с Кантом уже Якоби, который считал
областью веры не только бытие божественного
мира, но и эмпирического, и таким образом профанировал или, так сказать, секуляризировал понятие веры [«Durch den Glauben wissen wir, dass wir einen Körper haben (!) und dass ausser uns andere Körper und andere denkende Wesen vorhanden sind.
Первородный грех совершился не
в душе
мира, но
в ее низшем, становящемся центре,
в области тварности.
Здесь недостаточно общей ссылки на то, что
мир является
областью Логоса
в особом и исключительном смысле.
Должны существовать идеи не только настоящих вещей, но и прошедших, даже идеи отрицания, относительного, гибнущего, смерти, уничтожения и под Сила этого аргумента заключается
в прямом отожествлении понятий, возникающих
в мире явлений и по поводу их, с самыми идеями, но это прямолинейное отожествление отнюдь не вытекает из платоновского учения, ибо
мир идей, хотя и имманентен
миру явлений, как его основа, но вместе с тем и принципиально от него отличается Идеи
в нем погружены
в становление и небытие, терпят многочисленные преломления и отражения, собственно и составляющие
область относительного.
Можно, конечно, эту интуицию называть и верой, и «мистическим эмпиризмом», но при этом все-таки не надо забывать основного различия, существующего между этой интуицией и религиозной верой: такая интуиция вполне остается
в пределах эмпирически данной действительности,
области «
мира сего».
На пути оккультного познания, как и всякого познания вообще, при постоянном и бесконечном углублении
в область божественного,
в мире нельзя, однако, встретить Бога,
в этом познании есть бесконечность —
в религиозном смысле дурная, т. е. уводящая от Бога, ибо к Нему не приближающая.
«Разум» философии не только не составляет высшего достижения
в области софийного постижения
мира, он есть вообще преходящая ступень.
Это возникновение не может мыслиться по категории причинной связи,
мир не есть следствие, а Бог не есть его причина, и это не только потому, что Бог понятый как первопричина уже включается
в причинную цепь,
в область относительного, но и потому, что causa aequat effectum [Причина равна действию (лат.).], причина объясняет следствие, лишь находясь с ним
в той же плоскости, при творении же мы имеем, μετάβασις εις άλλο γένος, скачок от Абсолютного к относительному, и причинное объяснение здесь не пользует нимало.
Как и она, магизм ограничивается
областью имманентного, он космичен и натурален,
в нем нет никакой «благодати»
в собственном смысле этого слова, помимо естественной, разлитой во всем
мире; и он человечен, поскольку он всецело опирается на мощь человека, на его силу и энергию.
Места для веры и откровения здесь не остается, н если и можно говорить об откровениях высших сфер
в смысле «посвящения», то и это посвящение, расширяя
область опыта, качественно ее не переступает, ибо и иерархии эти принадлежат тоже еще к «
миру», к
области имманентного.
«Небо» κόσμος νοητός,
мир умопостигаемый, нетленный и вечный, пребывает
в недосягаемой для греха
области, превыше всякого бытия, и софийными лучами, бытийными своими энергиями связывает его, спасает от распыления, сохраняет от всегубительных войн свирепеющего хаоса — ничто.
Однако все отдельные верования, относящиеся и к
области имманентного, здешнего
мира, проистекают из центрального содержания веры, являются его отдельными приложениями и разветвлениями; а главным,
в сущности единственным предметом веры, остается одно: ЕСИ.
И конечно, опасность была наибольшею
в области пола, где половой инстинкт, возбужденный зрелищем всеобщей двуполости животного
мира, недолжным образом проснувшись, мог затемнить
в нем предчувствие о дремлющей
в его недрах подруге.
Вследствие своего центрального положения
в мире, существенно связанного с двуполостью, человек имеет самостоятельную
область, где он призван к самобытному, царственному существованию, между тем как ангелы, вестники Божий, такой
области не имеют.
В самом деле, каким же образом может оказаться иудейство религией Отца, если оно не знает Сына, который и принес
в мир откровение об Отце, «показал
в Себе Отца», явил Его людям, дал им «
область быть чадами Божиими», научил их молиться: «Отче наш», «Авва Отче»?
Мысли о бесцельности жизни, о ничтожестве и бренности видимого
мира, соломоновская «суета сует» составляли и составляют до сих пор высшую и конечную ступень
в области человеческого мышления.
Стало быть, и
мир искусства
в разных его
областях обновился на русской почве именно
в эти годы. Тогда и заложено было все дальнейшее развитие русского художественного творчества, менее отрешенного от жизни, более смелого по своим мотивам, более преданного заветам правды и простоты.
Мой этюдец я мог бы озаглавить и попроще, но я тогда еще был слишком привязан к позитивному жаргону, почему и выбрал громкий научный термин"Phenomenes". Для меня лично после статьи, написанной
в Москве летом 1866 года, — "
Мир успеха", этот этюд представлял собою под ведение некоторых итогов моих экскурсий
в разные
области театра и театрального искусства. За плечами были уже полных два и даже три сезона, с ноября 1865 года по май 1868 года.
Он не только имеет неограниченную власть над нашим смехом и слезами, над всеми приемами страсти, остроты, мысли и наблюдения, но и владеет неограниченной
областью полного фантазии вымысла ужасающего и забавного характера, владеет проницательностью и
в мире выдумок, и
в мире реальном, а надо всем этим царит одна и та же правдивость характеров и природы и одинаковый дух человечности».
То, что соединяет
в одно все разрозненные сознания, соединяющиеся
в свою очередь
в одно наше тело, есть нечто весьма определенное, хотя и независимое от пространственных и временных условий, и вносится нами
в мир из
области внепространственной и вневременной; это-то нечто, состоящее
в моем известном, исключительном отношении к
миру, и есть мое настоящее и действительное я.
Гервинус прямо говорит, что, кроме того значения Шекспира
в области драматической поэзии,
в которой, по его мнению, он то же, что «Гомер
в области эпоса, Шекспир, как редчайший знаток человеческой души, представляет из себя учителя самого бесспорного этического авторитета и избраннейшего руководителя
в мире и жизни».
Глядя на свое прошедшее
в этой жизни, он видит, по памятному ему ряду своих сознаний, что отношение его к
миру изменялось, подчинение закону разума увеличивалось, и увеличивалась не переставая сила и
область любви, давая ему всё большее и большее благо независимо, а иногда прямо обратно пропорционально умалению существования личности.
Можно даже было бы сказать, что царство буржуазности все более консолидируется
в мире, захватывая все большие
области и становясь универсальным.
Задачей познания не является повторение
в форме понятий чего-то уже имеющегося
в другом месте, но создание совершенно новой
области, дающей лишь совместно с чувственно-данным
миром полную действительность.
Князь Андрей хотел вернуться к прежнему
миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его
в свою
область.