Неточные совпадения
—
Люди почувствуют себя братьями только тогда, когда поймут трагизм своего бытия
в космосе, почувствуют ужас одиночества своего во вселенной, соприкоснутся прутьям железной клетки неразрешимых тайн жизни, жизни, из которой один есть выход —
в смерть.
Мысли этого порядка являлись у Самгина не часто и всегда от книг на темы «мировой скорби» о
человеке в космосе, от системы фраз того или иного героя, который по причинам, ясным только создателю его, мыслил, как пессимист.
Вместе с тем отношение
человека к
космосу определяется тем, что он есть микрокосм, он заключает
в себе
космос или заключает
в себе историю.
Марксистский оптимизм не ставит
в глубине ни вопроса об отношении
человека к
космосу, ни вопроса о внутренней жизни
человека, которая просто отрицается.
Можно установить четыре периода
в отношении
человека к
космосу: 1) погружение
человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности,
человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии
в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка
в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности,
в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы
человека над природой и рабство
человека у собственных открытий.
Человек, который шел гулять
в Сокольники, шел для того, чтоб отдаваться пантеистическому чувству своего единства с
космосом; и если ему попадался по дороге какой-нибудь солдат под хмельком или баба, вступавшая
в разговор, философ не просто говорил с ними, но определял субстанцию народную
в ее непосредственном и случайном явлении.
В философии нового времени христианство проникает
в мысль, и это выражается
в перенесении центральной роли с
космоса на
человека,
в преодолении наивного объективизма и реализма,
в признании творческой роли субъекта,
в разрыве с догматическим натурализмом.
Человек в полноте своей есть
космос и личность.
Высмеивая увлечение философией Шеллинга, Герцен говорит: «
Человек, который шел гулять
в Сокольники, шел для того, чтобы отдаться пантеистическому чувству своего единства с
космосом».
В очень оригинальном романе «Петербург»
человек и
космос разлагаются на элементы, исчезает целостность вещей, и границы, отделяющие одно от другого;
человек может переходить
в лампу, лампа —
в улицу, улица проваливается
в космическую бесконечность.
Только христианство антропоцентрично и
в принципе своем освобождает
человека от власти
космоса и общества.
Основная тема русской мысли начала XX
в. есть тема о божественном
космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца
в творениях; тема о божественном
в человеке, о творческом призвании
человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории.
Логос есть тождество субъекта и объекта;
в нем дана общность
человека и
космоса, микрокосма и макрокосма.
Безрелигиозное сознание мысленно исправляет дело Божье и хвастает, что могло бы лучше сделать, что Богу следовало бы насильственно создать
космос, сотворить
людей неспособными к злу, сразу привести бытие
в то совершенное состояние, при котором не было бы страдания и смерти, а
людей привлекало бы лишь добро.
Христос — абсолютный центр
космоса, и Он воплотился
в человеке, явился на земле.
Силой божественной любви Христос возвращает миру и человечеству утраченную
в грехе свободу, освобождает человечество из плена, восстанавливает идеальный план творения, усыновляет
человека Богу, утверждает начало богочеловечности, как оно дано
в идее
космоса.
Искусство, не как совокупность технически-виртуозных приемов, но как жизнь
в красоте, несравненно шире нашего человеческого искусства, весь мир есть постоянно осуществляемое произведение искусства, которое
в человеке,
в силу его центрального положения
в мире, достигает завершенности, ибо лишь
в нем, как царе творения, завершается
космос.
Быть может,
человек, имея хозяйственную опору
в космосе и будучи
в нем демиургом, призван стать и космоургом, воскресителем умершей жизни, блюстителем наличествующей и восприемником грядущей?
Человек отвержется себя, расторгнет давящие грани своей личности и
в вихре экстаза опрокинется
в радостно сверкающий молниями хаос, принимая его за сияющий
космос, за «высшую гармонию».
Космос, человечество, нация и пр. находятся
в человеческой личности, как
в индивидуализированном универсуме или микрокосме, и выпадение, выбрасывание их во внешние реальности,
в объекты, есть результат падшести
человека, подчинения его безличной реальности, экстериоризации, отчуждению.
Очень важно для понимания личности всегда помнить, что личность прежде всего определяется не по отношению к обществу и
космосу, не по отношению к миру, порабощенному объективацией, а по отношению к Богу и
в этом сокровенном внутреннем отношении она черпает силы для свободного отношения к миру и
человеку.
В космосе более отображается Божество, чем
в истории, но
в космосе, к которому прорывается
человек через объективированную природу и объективированное время.
Солнце экзистенциально находится не
в центре
космоса, а
в центре человеческой личности, и оно экстериоризировано лишь
в падшем состоянии
человека.
Человека справедливо мучит его отчужденность от внутренней жизни природы, он не может вынести давящего механизма природы, он,
в сущности, хочет возвращения
космоса внутрь
человека.
Но она же является источником свободной деятельности
человека в социальном мире и как бы продолжением ее
в космосе.
Учение о перевоплощении, которое заключает
в себе видимые преимущества, влечет за собой кошмар иной, чем кошмар вечных адских мук, — кошмар бесконечных перевоплощений, бесконечного странствования по темным коридорам, он разрешает судьбу
человека в космосе, а не
в Боге.
Отрывание
человека от
человека и
человека от
космоса есть результат первородного греха, и невозможно переносить этот результат греха на дело спасения, невозможно вносить
в образ Царства Божьего образ греховного мира.
Инстинкт
в нравственной жизни
человека играет двоякую роль: он унаследован от древней природы, от
человека архаического,
в нем говорит древний ужас и страх, рабство и суеверие, жестокость и звериность, и
в нем же есть напоминание о рае, о древней свободе, о древней силе
человека, о древней связи его с
космосом, о первобытной стихии жизни.
Рай представляется блаженной жизнью,
в которой
космос был
в человеке, а
человек был
в Боге.
Но
в неоплатонизме была уже надломлена целостная гармония
человека с
космосом.
Когда
человек и
космос смешиваются и отождествляются
в божественном монизме, то можно одинаково сказать, что
человек и
космос обоготворяются и что они отрицаются.
Переход от воплощений органических,
в которых
человек был еще во власти
космоса, к воплощениям организованно-техническим,
в которых
человек становится господином
космоса, есть внутренний момент
в истории духа.
Неумирающая истина астрологии была
в этой глубокой уверенности, что на
человеке и судьбе его отпечатлены все наслоения
космоса, все сферы неба, что
человек по природе космичен.
Пол как бы отделяется от
человека и от
космоса, становится замкнутым, погруженным
в себя.
В человеке и только
в человеке есть конкретное и творческое постижение космических состояний, ибо есть родство
в нем со всем
космосом, как высшей иерархической его ступени.
И легко может быть построена философия культуры, не допускающая того, что
в творческом акте субъект выходит
в объект,
человек динамически обнаруживается
в космосе.
Отъединенный от
космоса, замкнутый
в себе, потерявший связь с абсолютным бытием,
человек всего менее может быть мерилом вещей.
Солнце должно быть
в человеке — центре
космоса, сам
человек должен был бы быть солнцем мира, вокруг которого все вращается.
Это — путь повышения
в ранге самого
человека, путь абсолютизации
человека, признания его верховным центром вселенной, образом и подобием Абсолютного Бытия, малым
космосом, включающим
в себя все.
Общественное, социологическое мирочувствие и мировоззрение современности отрицает реальность
человека и реальность
космоса,
в нем отражается распыление как
человека, так и
космоса.
В поле источник и истинного соединения
человека с
космосом, и рабской его зависимости.
Та философия, которая видит
в человеке лишь частное явление природного мира, всего менее видит
в человеке космос, малую вселенную.
Человек потерян
в этих бесконечных пространствах, не имеющих строения
космоса.
Философия и есть самопознание
человеком его царственной и творческой роли
в космосе [Русская философия, основы которой были положены
в славянофильстве, не может быть еще названа творчески-активной, антропологической философией.
Не только
в человеке, но и
в космосе есть половое разделение мужского и женского и половое их соединение.
Человек включает
в себя весь
космос, от камня до Божества, и на нем отпечатлелась вся мировая эволюция [См. о космичности
человека «Die geistige Führung des Menschen und der Menschheit», с.
В малом космосе-человеке — большой космос-вселенная.
А платоническое учение о том, что все человечество и весь
космос предвечно завершены на небе,
в идеях Божьих, превращает мировой процесс
в комедию и лишает
человека реальной активности и реальной свободы.
Мораль послушания выполнила свою миссию и выполняет ее доныне, поскольку
в человеке есть греховный хаос, но она должна быть преодолена, поскольку
в человеке должно совершиться творческое откровение
космоса.
Сознание Плотина противоположно тому антиномическому христианскому откровению, по которому
в Едином не угашается, а пребывает вся множественность и Бог не есть отрицание
человека и
космоса, а утверждение.