Неточные совпадения
«Разве я не знаю, что звезды не ходят? — спросил он себя, глядя на изменившую уже свое
положение к
высшей ветке березы яркую планету. — Но я, глядя на движение звезд, не могу представить себе вращения земли, и я прав, говоря, что звезды ходят».
Тут именно, через отсутствие малейшей заносчивости, достигается
высшая порядочность и является человек, уважающий себя несомненно и именно в своем
положении, каково бы оно там ни было и какова бы ни досталась ему судьба.
Устраняя себя передачею письма из рук в руки, и именно молча, я уж тем самым тотчас бы выиграл, поставив себя в
высшее над Версиловым
положение, ибо, отказавшись, насколько это касается меня, от всех выгод по наследству (потому что мне, как сыну Версилова, уж конечно, что-нибудь перепало бы из этих денег, не сейчас, так потом), я сохранил бы за собою навеки
высший нравственный взгляд на будущий поступок Версилова.
Наконец, было явлено
высшее иерархическое
положение в мире, единственно высокое иерархическое
положение — быть распятым за Правду.
Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать, обличение зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном
положении, сознание вины перед трудовым народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в
высший слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
Но человек, занимающий иерархически
высшее и центральное
положение, призванный быть добрым царем природы, заразил всю природу, все иерархически низшие существа грехом и отступничеством и стал рабом той низшей природы, перед которой так страшно виновен и которую должен оживить.
Понятно и то, почему средние термины, посредствующие между самодурами и угнетенными, вовсе не имеют определенной личности, а заимствуют свой характер от
положения, в каком находятся: то ползают — перед
высшими, то, в свою очередь, задирают нос перед низшими.
Оба приехали к Настасье Филипповне, и Тоцкий прямехонько начал с того, что объявил ей о невыносимом ужасе своего
положения; обвинил он себя во всем; откровенно сказал, что не может раскаяться в первоначальном поступке с нею, потому что он сластолюбец закоренелый и в себе не властен, но что теперь он хочет жениться, и что вся судьба этого в
высшей степени приличного и светского брака в ее руках; одним словом, что он ждет всего от ее благородного сердца.
Впрочем, в виду преклонных лет, прежних заслуг и слишком яркой непосредственности Утробина, губернатор снизошел и процедил сквозь зубы, что хотя факт обращения к генерал-губернатору Западного края есть факт единичный, так как и
положение этого края исключительное, и хотя засим виды и предположения правительства неисповедимы, но что, впрочем, идея правды и справедливости, с одной стороны, подкрепляемая идеей общественной пользы, а с другой стороны, побуждаемая и, так сказать, питаемая
высшими государственными соображениями.
Техоцкий, благодаря новому
положению, созданному для него княжной, новой паре платья, которую также княжна успела каким-то образом устроить для него на свой счет, втерся в
высшее крутогорское общество.
Николай Михайлыч разъяснил Ольге значение реформ последнего времени, подробно рассказал историю и современное
положение высшего женского образования и мало-помалу действительно подчинил ее себе.
— Прекрасно. Несмотря, однако ж, на это, несмотря на то, что у нас под ногами столь твердая почва, мы не можем не признать, что наше
положение все-таки в
высшей степени тяжелое. Мы живем, не зная, что ждет нас завтра и какие новые сюрпризы готовит нам жизнь. И все это, повторяю, несмотря на то, что наш народ здоров и спокоен. Спрашивается: в чем же тут суть?
— Не то, не то, совсем не то, — заговорил он вдруг своим гадким выговором, быстро переменяя
положение, облокачиваясь об стол и играя золотым перстнем, который у него слабо держался на худом пальце левой руки. — Так нельзя, господа, готовиться в
высшее учебное заведение; вы все хотите только мундир носить с синим воротником; верхов нахватаетесь и думаете, что вы можете быть студентами; нет, господа, надо основательно изучать предмет, и т. д., и т. д.
— Гмм. Теперь вы меня поставили в очень неудобное
положение. Поставить вам двенадцать я не могу, ибо это знак абсолютного совершенства, какого в мире не существует. Одиннадцать — это самый
высший балл, на который знаю фортификацию только я. Поэтому не обижайтесь, что на этот раз я поставлю вам только десять. Можете сесть.
Так это для всех начальствующих людей, занимающих
положения выгоднее тех, которые они могли бы занять без существующего порядка, начиная от низших полицейских чиновников до
высшей власти. Все эти люди более или менее верят в неизменность существующего порядка потому, главное, что он выгоден им.
Не то что в них нет той совести, которая запрещает им делать то, что они собираются делать, как ее, такой совести, не было в людях даже 400, 300, 200, 100 лет тому назад, — сжигавших на кострах, пытавших, засекавших людей; она есть во всех этих людях, но только она усыплена в них; в одних — в начальствующих, в тех, которые находятся в исключительно выгодных
положениях, — самовнушением, как называют это психиатры; в других, в исполнителях, в солдатах, — прямым, сознательным внушением, гипнотизацией, производимой
высшими классами.
В том же
положении и министр, и государь, и всякая
высшая власть, с тою только разницей, что чем они выше и чем исключительнее их
положение, тем им необходимее верить в то, что существующий порядок есть единственно возможный порядок, так как вне его они не только не могут получить равного
положения, но должны будут пасть ниже всех других людей.
Одни, люди правящих классов, не имея уже разумного объяснения занимаемых ими выгодных
положений, поставлены в необходимость для удержания этих
положений подавлять в себе
высшие, разумные любовные способности и внушать самим себе необходимость своего исключительного
положения; другие же, низшие сословия, задавленные трудом и умышленно одуряемые, находятся в постоянном состоянии внушения, неуклонно и постоянно производимом над ними людьми
высших классов.
Изведав опытом, под влиянием христианского воздействия, тщету плодов насилия, люди иногда в одном, иногда через несколько поколений утрачивают те пороки, которые возбуждаются страстью к приобретению власти и богатства, и, становясь менее жестокими, не удерживают своего
положения и вытесняются из власти другими, менее христианскими, более злыми людьми и возвращаются в низшие по
положению, но
высшие по нравственности слои общества, увеличивая собой средний уровень христианского сознания всех людей.
В таком состоянии находятся одинаково и люди
высших сословий, пользующиеся исключительно выгодными
положениями, и люди низших сословий, беспрекословно повинующиеся тому, что им предписывается.
И вот, с одной стороны, люди, христиане по имени, исповедующие свободу, равенство, братство, рядом с этим готовы во имя свободы к самой рабской, униженной покорности, во имя равенства к самым резким и бессмысленным, только по внешним признакам, разделениям людей на
высших, низших, своих союзников и врагов, и во имя братства — готовы убивать этих братьев [То, что у некоторых народов, у англичан и американцев, нет еще общей воинской повинности (хотя у них уже раздаются голоса в пользу ее), а вербовка и наем солдат, то это нисколько не изменяет
положения рабства граждан по отношению правительств.
Высшие правящие классы знают, что 50 тысяч войска скоро будет недостаточно, и, не надеясь уже на армию Пинкертона, чуют, что обеспечение их
положения только в усилении войска.]
Положение кажется безвыходным. И оно было бы таковым, если бы человеку, а потому и всем людям, не была дана возможность иного,
высшего понимания жизни, сразу освобождающего его от всех тех уз, которые, казалось, неразрывно связывали его.
Несмотря на все притворные старания
высших классов облегчить
положение рабочих, все рабочие нашего мира подчинены неизменному железному закону, по которому они имеют только столько, сколько им нужно, чтобы быть постоянно побуждаемыми нуждой к работе и быть в силе работать на своих хозяев, т. е. завоевателей.
Но добрейшая Катерина Алексевна не только не оскорблялась тем, а даже требовала, чтоб с нею так обходились; она безгранично любила свою ненаглядную и родную ей красавицу и смотрела на нее как на
высшее благодетельное существо; она бы себя не взлюбила, если б как-нибудь помрачила блестящее
положение Софьи Николавны.
Весьма не много нашлось таких, которые искренне и дружелюбно протянули руку юной христианке, вступившей, по
положению своего мужа, в
высший круг уфимского общества.
Да оно так и придется, если оставить
высшим критериумом в литературе все-таки ту теорию, которой
положения мы сейчас оспаривали.
Несмотря на свое скромное общественное
положение, которое казалось еще более незаметным от личной скромности этой превосходной женщины, она имела очень большой круг знакомства между лицами
высшей общественной среды.
Бабушка, еще вращавшаяся тогда в
высших кружках, чувствовала, что ее мужу изменяет фортуна, что он входит в немилость, и не стала лавировать и поправлять интригами падающее
положение, а, расставшись равнодушно со светом, уехала к себе в Протозаново с твердою решимостью не выезжать оттуда.
Просидев около часа с глаза на глаз с Червевым, она стала сама резюмировать в своем уме его
положения и начертала такую схему: характер в
высшей мере благородный и сильный; воля непреклонная; доброта без границ; славолюбия — никакого, бессребреник полный, терпелив, скромен и проникнут богопочтением, но бог его «не в рукотворном храме», а все земные престолы, начальства и власти — это для него совсем не существует.
Хвостиков поставлен был в затруднительное
положение. Долгов действительно говорил ему, что он намерен писать о драме вообще и драме русской в особенности, желая в статье своей доказать… — Но что такое доказать, — граф совершенно не понял. Он был не склонен к чересчур отвлеченному мышлению, а Долгов в этой беседе занесся в самые
высшие философско-исторические и философско-эстетические сферы.
Предположим, что в произведении искусства развивается мысль: «временное уклонение от прямого пути не погубит сильной натуры», или: «одна крайность вызывает другую»; или изображается распадение человека с самим собою; или, если угодно, борьба страстей с
высшими стремлениями (мы указываем различные основные идеи, которые видели в «Фаусте»), — разве не представляются в действительной жизни случаи, в которых развивается то же самое
положение?
Я видел в нем уже не товарища и не глупца, незаслуженно занявшего завидное
положение, а какое-то
высшее существо, которому я обязан был принести в жертву все.
Пароход шел с отменным обществом, в котором, между прочим, блистали своим присутствием: бывший новороссийский генерал-губернатор Воронцов со всем своим семейством, тайный советник Бек и много других особ того и другого пола, занимавших видное
положение в тогдашнем
высшем обществе и пользовавшихся в нем большим влиянием.
Они не могут привыкнуть к вечному движению истины, не могут раз навсегда признать, что всякое
положение отрицается в пользу
высшего и что только в преемственной последовательности этих
положений, борений и снятий проторгается живая истина, что это ее змеиные шкуры, из которых она выходит свободнее и свободнее.
В провинции Иван Ильич сразу устроил себе такое же легкое и приятное
положение, каково было его
положение в Правоведении. Он служил, делал карьеру и, вместе с тем, приятно и прилично веселился; изредка он ездил по поручению начальства в уезды, держал себя с достоинством и с
высшими и с низшими и с точностью и неподкупной честностью, которой не мог не гордиться, исполнял возложенные на него поручения, преимущественно по делам раскольников.
— Мужики живут плохо. Что делать? Мужики, во-первых, грубы и необразованны; а вследствие того, во-вторых, они мало имеют потребностей и неспособны к
высшим, деликатным наслаждениям. Они привыкли к своей судьбе и ею довольны; значит, об этом и толковать нечего. Следует только позаботиться об уничтожении злоупотреблений их
положения.
Впрочем, если не по умственным совершенствам, то по своему общественному
положению [,по табели о рангах,] боярство все-таки завладело тогда литературою, и она, не сделавшись непосредственным достоянием
высших классов, как была прежде достоянием духовенства, постоянно, однако же, употреблялась посредственно к их услугам.
Бывая иногда, по своему
положению в свете и по своей литературной славе, в кругу людей так называемого
высшего общества, Загоскин не мог не грешить против его законов и принятых форм, потому что был одинаков во всех слоях общества; его одушевленная и громкая речь, неучтивая точность выражений, простота языка и приемов часто противоречили невозмутимому спокойствию холодного этикета.
Потом он задался мыслью достигнуть блестящего
положения в
высшем светском обществе, выучился отлично танцовать и очень скоро достиг того, что был зван на все великосветские балы и на некоторые вечера.
Перейдя, по распоряжению
высшего правительства, из затворничества, в котором ее держал старый писарь, в чужой дом, в котором не было в ней нужды, в котором ничего не переменилось от ее появления, —
положение ее собственно ухудшилось.
К этому прибавим еще, что внешнее
положение [весьма многих] людей в так называемом образованном обществе совершенно схоже с
положением Зиночки: нет надобности самому трудиться, есть возможность распоряжаться другими и употреблять их для своих капризов [, есть повод считать себя чем-то
высшим, чем эта масса людей, как будто созданных только для службы нам].
В нормальном своем
положении, то есть в соединении с энергией характера и с правильно развитым сознанием своего достоинства, такая деликатность составляет одно из
высших достоинств человека.
Нас с детства наши кровные родные старались приучить к мысли о нашем ничтожестве, о нашей полной зависимости от взгляда учителя, гувернера, и вообще всякого
высшего по
положению лица.
Мое
положение оказывается в
высшей степени странным.
В тебе знание того, в чем
высшее совершенство. В тебе же и препятствия к достижению его. Твое
положение — это то самое, над чем ты должен работать, чтобы приблизиться к совершенству.
Исполнение закона бога — закона любви, дающего
высшее благо, возможно во всяком
положении.
Хозяин поставил своих работников в такое
положение, что, исполняя то, что он показал им, они получают
высшее, доступное их воображению, благо (благо душевной радости), а они просят его о чем-то. Если они просят, то это значит только то, что они не делают то, что им предназначено.
Как египтянин на все
положения, которые ему предлагались жрецами как истина, не смотрел так, как мы теперь смотрим на них, — как на верования, — а как на откровения
высшего, доступного человеку знания, то есть науку, точно так же и теперь наивные люди, не знающие науки, смотрят на всё то, что им выдается теперешними жрецами науки за несомненную истину, — верят в нее.
Так называемая терпимость может быть добродетелью, и становится даже
высшею добродетелью, чем нетерпимость, лишь тогда, когда она питается не индифферентным «плюрализмом», т. е. неверием, но когда она синтетически (или, если угодно, «диалектически») вмещает в себе относительные и ограниченные полуистины и снисходит к ним с высоты своего величия, однако отнюдь не приравниваясь к ним, не сводя себя на
положение одной из многих возможностей в «многообразии религиозного опыта».