Неточные совпадения
Он у постели больной жены в первый раз в
жизни отдался тому чувству умиленного сострадания, которое в нем
вызывали страдания других людей и которого он прежде стыдился, как вредной слабости; и жалость
к ней, и раскаяние в том, что он желал ее смерти, и, главное, самая радость прощения сделали то, что он вдруг почувствовал не только утоление своих страданий, но и душевное спокойствие, которого он никогда прежде не испытывал.
«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть
жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя
жизнь вместе с старою старухой! Царство ей небесное и — довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! — прибавил он заносчиво, как бы обращаясь
к какой-то темной силе и
вызывая ее. — А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!
— А надолго ли? Потом освежают
жизнь, — говорил он. — Они приводят
к бездне, от которой не допросишься ничего, и с большей любовью заставляют опять глядеть на
жизнь… Они
вызывают на борьбу с собой уже испытанные силы, как будто затем, чтоб не давать им уснуть…
Она все колола его легкими сарказмами за праздно убитые годы, изрекала суровый приговор, казнила его апатию глубже, действительнее, нежели Штольц; потом, по мере сближения с ним, от сарказмов над вялым и дряблым существованием Обломова она перешла
к деспотическому проявлению воли, отважно напомнила ему цель
жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспрестанно
вызывала наружу его ум, то запутывая его в тонкий, жизненный, знакомый ей вопрос, то сама шла
к нему с вопросом о чем-нибудь неясном, не доступном ей.
Мировая война неизбежно обращает сознание
к политике международной и
вызывает исключительный интерес
к роли России в мировой
жизни.
Ему достаточен стих: «Родные люди вот какие» в «Онегине», чтоб
вызвать к суду семейную
жизнь и разобрать до нитки отношения родства.
Обыденность, повторяемость, подражание, однообразие, скованность, конечность
жизни вызывают чувство скуки, притяжение
к пустоте.
—
К сожалению, нет. Приходил отказываться от комнаты. Третьего дня отвели ему в № 6 по ордеру комнату, а сегодня отказался. Какой любезный!
Вызывают на Дальний Восток, в плавание. Только что приехал, и
вызывают. Моряк он, всю
жизнь в море пробыл. В Америке, в Японии, в Индии… Наш, русский, старый революционер 1905 года… Заслуженный. Какие рекомендации! Жаль такого жильца… Мы бы его сейчас в председатели заперли…
Каждый изворот дороги
вызывал в памяти моей мою золотую минувшую молодость, я как будто молодела, приближаясь
к местам, где молодая
жизнь била ключом в моем сердце; все — и земные радости, давно пережитые, и духовные восторги прежней набожности — стремительно, как молния, пролетали в памяти сердечной…
Мать слышала его слова точно сквозь сон, память строила перед нею длинный ряд событий, пережитых за последние годы, и, пересматривая их, она повсюду видела себя. Раньше
жизнь создавалась где-то вдали, неизвестно кем и для чего, а вот теперь многое делается на ее глазах, с ее помощью. И это
вызывало у нее спутанное чувство недоверия
к себе и довольства собой, недоумения и тихой грусти…
Каждый раз, придя
к своим друзьям, я замечал, что Маруся все больше хиреет. Теперь она совсем уже не выходила на воздух, и серый камень — темное, молчаливое чудовище подземелья — продолжал без перерывов свою ужасную работу, высасывая
жизнь из маленького тельца. Девочка теперь большую часть времени проводила в постели, и мы с Валеком истощали все усилия, чтобы развлечь ее и позабавить, чтобы
вызвать тихие переливы ее слабого смеха.
Ведь что же нибудь заставило подумать об участии земства в делах местного управления? была же, вероятно, какая-нибудь прореха в старых порядках, если потребовалось
вызвать земство
к жизни?
Мы, все христианские народы, живущие одной духовной
жизнью, так что всякая добрая, плодотворная мысль, возникающая на одном конце мира, тотчас же сообщаясь всему христианскому человечеству,
вызывает одинаковые чувства радости и гордости независимо от национальности; мы, любящие не только мыслителей, благодетелей, поэтов, ученых чужих народов; мы, гордящиеся подвигом Дамиана, как своим собственным; мы, просто любящие людей чужих национальностей: французов, немцев, американцев, англичан; мы, не только уважающие их качества, но радующиеся, когда встречаемся с ними, радостно улыбающиеся им, не могущие не только считать подвигом войну с этими людьми, но не могущие без ужаса подумать о том, чтобы между этими людьми и нами могло возникнуть такое разногласие, которое должно бы было быть разрешено взаимным убийством, — мы все призваны
к участию в убийстве, которое неизбежно, не нынче, так завтра должно совершиться.
Шумная, жадная, непрерывная суета
жизни раздражала,
вызывая угрюмое настроение. Люди ходили так быстро, точно их позвали куда-то и они спешат, боясь опоздать
к сроку; днём назойливо приставали разносчики мелкого товара и нищие, вечером — заглядывали в лицо гулящие девицы, полицейские и какие-то тёмные ребята.
Полиция у всех окуровцев
вызывала одинаково сложное чувство, передающееся наследственно от поколения
к поколению: её ненавидели, боялись и — подобострастно льстили ей; не понимали, зачем она нужна, и назойливо лезли
к ней во всех случаях
жизни. И теперь, говоря о постоялке, все думали о полиции.
Это смело сказано и может
вызвать снисходительную улыбку, но это правда, и я еще раз обращаюсь
к сравнению: любовь — это молния, которая всполохом выхватывает громадную картину
жизни, и вы видите эту картину в мельчайших подробностях, ускользающих от внимания в обыкновенное время.
Вечерами, когда он сидел в большой комнате почти один и вспоминал впечатления дня, — всё ему казалось лишним, ненастоящим, всё было непонятно. Казалось — все знают, что надо жить тихо, беззлобно, но никто почему-то не хочет сказать людям секрет иной
жизни, все не доверяют друг другу, лгут и
вызывают на ложь. Было ясно общее раздражение на
жизнь, все жаловались на тяжесть её, каждый смотрел на другого, как на опасного врага своего, и у каждого недовольство
жизнью боролось с недоверием
к людям.
Испросив для него совершенно новый и гораздо более строгий устав, он приехал в одно утро
к княгине и велел
к себе
вызвать г-жу Петицкую, которая в этот год еще больше поблекла, постоянно мучимая мыслью, что и в любимой ею Москве она никак и ничем не может улучшить свое положение и всю
жизнь поэтому должна оставаться в зависимости.
И новою предстала
жизнь. Он не пытался, как прежде, запечатлеть словами увиденное, да и не было таких слов на все еще бедном, все еще скудном человеческом языке. То маленькое, грязное и злое, что будило в нем презрение
к людям и порою
вызывало даже отвращение
к виду человеческого лица, исчезло совершенно: так для человека, поднявшегося на воздушном шаре, исчезают сор и грязь тесных улиц покинутого городка, и красотою становится безобразное.
Каждое дело, требующее обновления,
вызывает тень Чацкого — и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела — будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне — ни группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины
к «свободной
жизни» вперед и вперед — с другой.
Её стремление обо всем рассуждать
вызывало у него неприятное впечатление: он видел, что сестра рассуждает не из естественной склонности уяснить себе своё отношение
к жизни, а лишь из предусмотрительного желания разрушать и опрокидывать всё то, что так или иначе могло бы смутить холодный покой её души.
Одна за другой вспоминались обиды, уводя человека куда-то мимо трактиров и винных лавок. Оклеивая всю
жизнь темными пятнами, они
вызывали подавляющее чувство физической тошноты, которое мешало думать и, незаметно для Вавилы, привело его
к дому Волынки. Он даже испугался, когда увидел себя под окном комнаты Тиунова, разинул рот, точно собираясь крикнуть, но вдруг решительно отворил калитку, шагнул и, увидев на дворе старуху-знахарку, сунул ей в руку целковый, приказав...
Эти начала
вызвали развитие жестокости, изуверства, мистико-анархических сект — скопчества, хлыстовства, бегунства, странничества, и вообще стремление
к «уходу из
жизни», а также развитие пьянства до чудовищных размеров.
Вот почему и полагаем мы, что как скоро в писателе-художнике признается талант, то есть уменье чувствовать и изображать жизненную правду явлений, то, уже в силу этого самого признания, произведения его дают законный повод
к рассуждениям о той среде
жизни, о той эпохе, которая
вызвала в писателе то или другое произведение.
Но сын и друг не есть игрушка или вещь: однажды
вызвав его
к жизни, его свободу уважает и с ней считается и сам Бог.
Этому ничто Создателем указано положение темной основы, пассивного, послушного начала, изнанки, а не лицевой стороны бытия, но тварная свобода вольна
вызвать к бытию и небытие, актуализировать ничто, влить в него собственную
жизнь.
Не у нее ведь одной скорбь в
жизни, вот и сестры ее в таком же положении, а терпят. «Ты, — говорит хор, — только вредишь себе,
вызывая к себе вражду и делая неугодное сильным».
Такое отношение
к жизни вызовет и соответственную оценку
жизни.
Эта новая рана
вызвала Наташу
к жизни. Она думала, что
жизнь ее кончена. Но вдруг любовь
к матери показала ей, что сущность ее
жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась
жизнь».
Начать с того, что переход от обстановки и неизбежных расходов редактора-издателя с бюджетом не в одну тысячу рублей
к"пайку"французского студента, то есть
к двумстам пятидесяти франкам в месяц, не
вызывал ни малейшего чувства лишений и"умаления"
жизни.
Жизнь с матушкой
вызвала во мне желание поселиться около нее, и я стал тогда же мечтать устроиться в Нижнем, где было бы так хорошо писать, где я был бы ближе
к земле, если не навсегда, то на продолжительный срок.
Я должен был приступить
к своей роли обозревателя того, что этот всемирный базар
вызовет в парижской
жизни. Но я остался жить в"Латинской стране". Выставка оказалась на том же левом берегу Сены, на Марсовом поле. В моем"Квартале школ"я продолжал посещать лекции в Сорбонне и College de France и жить интересами учащейся молодежи.
Переживание зла и страдания и сознание о зле и страдании
вызывают спор о пессимистическом или оптимистическом отношении
к жизни.
— Не один каприз больной и скучающей женщины заставил меня
вызвать сегодня вас
к себе… Я не хотела, чтобы вы вступили в новую для вас
жизнь с мнением о вашем прошлом мимолетном увлечении, с мнением обо мне, как о бездушной кокетке.
«Возврат
к прошлому, — между прочим говорилось в письме, — невозможен, так как если воспоминание об моей артистической деятельности в Петербурге, которую я предприняла исключительно для тебя,
вызывало в тебе сомнения, омрачившие последние дни нашей
жизни, а между тем я была относительно тебя чиста и безупречна, то о настоящем времени я в будущем уже не буду иметь право сказать этого».
Он знал в подробности все светские интриги и историю почти каждой из звездочек полусвета, и о нем говорили шутя, что если бы он захотел, то мог бы написать такую скандальную хронику, от которой бы содрогнулось даже петербургское общество. Но доктор Звездич умел молчать или, вернее, говорить кстати. Он не мог быть назван скрытным, но и никогда не говорил того, что могло бы скомпрометировать тех, кто не должен был быть скомпрометированным, и таким образом не
вызывал вражды
к себе людей,
жизнью которых он жил.
Он был бессилен. Изобличить жену, рассказать все тетушке, раскрыть перед ней свое разочарование в той, с которою на всю
жизнь связана его судьба, весь ужас его семейной
жизни и, наконец, свои страшные подозрения. Это невозможно! Это значит сделаться посмешищем целой Москвы, если тетушка поверит и, конечно, не скроет от других несчастья Глебушки, пожелая
вызвать к нему сочувствие и оказать помощь. А это сочувствие для него хуже смерти.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее
жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежею и бодрою пятидесятилетнею женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвою и не принимающею участия в
жизни — старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана
вызвала Наташу
к жизни.
Мудрость этой заповеди поразила меня. Всё зло между людьми, вытекающее из половых сношений, устранялось ею. Люди, зная, что потеха половых сношений ведет
к раздору, избегают всего того, что
вызывает похоть, и, зная, что закон человека — жить па́рами, — соединяются попарно, не нарушая ни в каком случае этого союза; и всё зло раздора из-за половых сношений уничтожается тем, что нет мужчин и женщин одиноких, лишенных брачной
жизни.