Неточные совпадения
Так закончил свое чтение длинного обвинительного
акта секретарь и, сложив листы, сел на свое место, оправляя обеими руками длинные волосы. Все вздохнули облегченно с приятным
сознанием того, что теперь началось исследование, и сейчас всё выяснится, и справедливость будет удовлетворена. Один Нехлюдов не испытывал этого чувства: он весь был поглощен ужасом перед тем, что могла сделать та Маслова, которую он знал невинной и прелестной девочкой 10 лет тому назад.
В глубине это есть дерзновенное
сознание о нужде Бога в творческом
акте человека, о Божьей тоске по творящему человеку.
Этот эпизод как-то сразу ввел меня, новичка, в новое общество на правах его члена. Домой я шел с гордым
сознанием, что я уже настоящий ученик, что меня знает весь класс и из-за меня совершился даже некоторый важный
акт общественного правосудия.
Знание есть путь от хаоса к космосу, от тьмы к свету, и не потому, что познающий субъект своим трансцендентальным
сознанием оформливает бытие и распространяет на него рациональный свет, а потому, что само бытие просветляется и оформляется в
акте самопознания.
Для религиозного
сознания ясно, что должна быть создана космическая возможность спасения; человечество должно оплодотвориться божественной благодатью: в мире должен совершиться божественный
акт искупления, победы над грехом, источником рабства, победы, по силе своей равной размерам содеянного преступления.
Это
сознание, всегда покорное разуму малому и несогласное совершить мистический
акт самоотречения, которым стяжается разум большой, утверждает одну сторону истины и упускает другую ее сторону, оставляет раздельным то, в соединении чего вся тайна Христова, не постигает претворения одной природы в другую.
Что говорит чувство самосохранения? — оно говорит: неужели же погибать из-за того только, что явился в свет пустою посудиной? и явился непроизвольно, нимало не участвуя в этом
акте ни
сознанием, ни волею?..
Юноша, получивший диплом, или принимает его за
акт освобождения от школы, за подорожную в жизнь, — и тогда диплом не сделает ни вреда, ни пользы; или он в гордом
сознании отделяется от людей и принимает диплом за право гражданства в республике litterarum [наук (лат.).], и идет подвизаться на схоластическом форуме ее.
«Для нас дорог не столько
акт отказа от вина, сколько то нравственное побуждение к самоусовершенствованию, то
сознание вреда от вина, которое служило поводом к этому
акту».
При идеалистическом понимании платонизма упраздняется весь его жизненный смысл, причем он приравнивается теперешнему идеализму гуссерлианского типа, безобидному, но и, однако, бессильному «интенционированию» и «идеации» [Правильно: интенциональность — в феноменологии Гуссерля внешняя направленность восприятий и
сознания; идеация — интуитивный
акт «схватывания», «переживания» предмета.].
Человек в этом
акте самопознания ощутил и собственную свою неполноту и незавершенность: в нем явилось
сознание одиночества, жажда подруги.
Антиномия спасения в истории религиозного
сознания человечества получила символическое выражение во всеобще распространенном религиозном
акте жертвоприношения.
Другими словами,
акт веры приносит с собой и оставляет за собой, как свой след в
сознании, индивидуальном и коллективном, суждение не только экзистенциальное, но и содержательное, — впрочем, чисто экзистенциальное суждение без всякой содержательности было бы даже невозможно, ибо было бы бессубъектно.
Чувство находится, следовательно, на пороге религиозного
сознания и подготовляет содержание его
актов; оно есть, так сказать, топливо для действия аппарата, но не самый аппарат!
Потому приличествует, как говорит Платон, не знающему зависти божеству не оставаться в том actus purissimus, который мы могли бы назвать вечной теогонией и который является поглощающим (verzehrend) по отношению ко всему вне себя, но сделать этот actus purissimus [Чистейший
акт (лат.).] понятным, различимым фактом (Vorgang), все моменты которого должны бы быть соединены и слажены в последнем, сведенном к единству
сознания» (ib., 304).
Человек сам, в
актах своего объективирующего и гипостазирующего
сознания, в
актах сакрализации, создает своё порабощение.
Разделение личных и социальных
актов есть абстракция, и абстракция эта в христианском
сознании служила оправданием несправедливого и глубоко антихристианского социального строя.
Так же как невозможно эстетическое созерцание полового
акта, так же невозможна и рефлексия
сознания о нем.
Тут личное нравственное
сознание еще не пробудилось, тут все нравственные оценки и
акты носят неличный, родовой, полковой, сословный характер, и все достоинство этих оценок и
актов определяется степенью их безличности.
Сознание есть интуитивный
акт человеческого «я» относительно самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение «я» от «не я», от окружающего мира.
А творческий
акт всегда предполагает самобытность, самостоятельность и свободу личности, которой не знает пантеистическое
сознание [Кн. Е. Трубецкой в «Миросозерцании В. С. Соловьева» в самой крайней форме отстаивает свободу Бога от мира и мира от Бога.
От
сознания в себе творческого
акта должен человек исходить, это революционное в человеке
сознание, к которому нельзя прийти ни логическим, ни эволюционным путем.
Религия искупления отрицает род, сексуальный
акт и создает культ вечной женственности, культ Девы, рождающей лишь от Духа [Л. Фейербах со свойственной ему вывернутой гениальностью говорит: «В небесную жизнь верит только тот, у кого исчезло
сознание рода» («Сущность христианства», с. 151).
Догматизм есть выражение фиксированного, избирающего
сознания,
сознания, дерзнувшего на творческий
акт.
И дионисический творческий
акт осуждается критическим
сознанием как не достигающий культурных ценностей.
Гносеологическое
сознание манит человека аполлонизмом и классицизмом в творчестве, совершенной чеканкой в творческом
акте, но по существу лишь подчиняет греховную природу закону.
Творческий
акт оказывается изъятым из первичного бытия и переносится во вторичную сферу
сознания, в бытие уже рационализированное и опосредственное, в дух рассеченный и препарированный для специальных целей.
Любовь ни в каком смысле не есть сексуальный
акт, не имеет той положительной или отрицательной связи с ним, которая всюду мерещится людям родового
сознания, и любовь в очень глубоком смысле противоположна дифференцированному сексуальному
акту, но совсем по-иному противоположна, чем аскетизм.
Люди родового
сознания, как религиозные, так и позитивисты, в сфере пола исключительно сосредоточены на самом сексуальном
акте и его последствиях и совсем не видят универсального значения пола как для всего человека, так и для всего космоса.
Тогда философскому
сознанию ясно будет видно, что творческий
акт человека имеет бытийственное и космическое значение.
Это господствующее в разных формах
сознание говорит, хотя и стыдливо, о сексуальном
акте, но совсем молчит о сексуальной любви.
Пишущий опять остановил руку, но Степан Иванович пощупал его за затылок, и тот сейчас же стал продолжать и написал до конца целый
акт своего
сознания в невольной вине и потом в том, что «по опасению своему они решились было возвести свою вину на офицеров, уповая, что тем, как людям войсковым, ничего не будет.