Переадресация: этические → этический
Цитаты из русской классики со словом «этический»
Общеобязательное послушание норме, логической,
этической и эстетической, в созидании дифференцированной культуры есть послушание последствиям греха, есть приспособление к необходимости, а не творчество.
Следовательно, трансцендентальная характеристика
этического суждения неразрывно связана с фактом этики, который может рассматриваться и по своей объективной значимости или смыслу, но может трактоваться и как простой психологизм, допускающий для себя лишь причинное или генетическое истолкование.
Я совершенно отрицательно всегда относился к
этическому формализму Канта, к категорическому императиву, к закрытию вещей в себе и невозможности, по Канту, духовного опыта, к религии в пределах разума, к крайнему преувеличению значения математического естествознания, соответствующего лишь одной эпохе в истории науки.
Сказание о грехопадении и рае принадлежит христианству, и оно не приемлется теми
этическими мыслителями, которые от христианства отпали и не хотят религиозно обосновывать этику.
Существует разительное противоречие между научным аморализмом Маркса, который терпеть не мог
этического обоснования социализма, и крайним морализмом марксистов в оценках общественной жизни.
Личность не есть биологическая или психологическая категория, но категория
этическая и духовная.
Критерий знания, критерий ценности — не
этический, а биологический.
Ориентация на личность есть по преимуществу
этическая, ориентация же на космос по преимуществу эстетическая.
Когда разразилась война, то многие русские интеллигенты делали попытки оценить ее с точки зрения интересов пролетариата, применить к ней категории социологической доктрины экономического материализма или социологической и
этической теории народничества.
Вопрос состоит в том, что, глядя на человека, как на предмет наблюдения с какой бы то ни было точки зрения, — богословской, исторической,
этической, философской — мы находим общий закон необходимости, которому он подлежит так же, как и всё существующее. Глядя же на него из себя, как на то, чтò мы сознаем, мы чувствуем себя свободными.
Где многочисленная интеллигенция, там неизбежно существует общественное мнение, которое создает нравственный контроль и предъявляет всякому
этические требования, уклониться от которых уже нельзя безнаказанно никому, даже майору Николаеву.
Он писал на оригинальные темы, по вопросам общественной психологии, и своим очень характерным языком, немножко расплывчато, но умно, наблюдательно, радикально — в смысле
этического критерия.
Она не подпадает под
этические категории, созданные нашим личным произволом.
И он, делая усилия над собой и извращая свое эстетическое и
этическое чувство, старается согласиться с царствующим мнением.
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может быть сведено к нормам логическим или
этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
В нашем ренессансе элемент эстетический, раньше задавленный, оказался сильнее элемента
этического, который оказался очень ослабленным.
В этой вдохновенной речи Долгополое коснулся и
этической и общественной стороны книги, указывал на ее огромное значение не только сейчас, Но и для дальнейшего.
Если
этические суждения не имеют фактической принудительности науки или логической принудительности математики, то и все те гносеологические, метафизические и религиозные выводы, которые делает Кант на основании анализа
этического переживания («практического разума»), лишены самостоятельной основы и держатся на
этической интуиции.
Потому, между прочим, религиозный «закон» шире нравственности, включая в себя требования обрядовые и вообще культовые, которые с точки зрения нравственности совершенно не нужны и представителями
этической религии отвергаются как идолопоклонство и суеверие (Afterdienst и Abgötterei у Канта).
Для Когена человек есть
этическая идея, и он отличает антропологическую психологию, основанную на этой идее, от натуралистической зоологической психологии, для которой человека не существует.
Если бы был доказан социальный генезис различения между добром и злом, то этим нисколько не решался бы и даже не затрагивался бы вопрос об
этической оценке.
Кто испытывает страх перед традиционными нравственными понятиями и оценками, всегда имеющими социальный источник, тот не способен к
этическому познанию, ибо
этическое познание есть нравственное творчество.
Именно русское
этическое сознание ставит любовь и сострадание к человеку выше любви к государству, к нации, к отвлеченной морали, к семье, к науке, к цивилизации и пр.
Это не значит, что этика не должна быть социальна, но значит, что должно быть
этическое обоснование социального, а не социальное обоснование
этического.
Этика при этом получает значение совершенно независимой самоцели и самоценности: то, что находится по ту сторону добра и зла, — святость или детскость, теряет всякую ценность, ибо ценно лишь проходящее через
этическое сознание, лишь совершаемое ради долга (за это высмеивал Канта еще Шиллер) [].
Религиозная и метафизическая проблема свободы, в которую вкоренена и
этическая проблема свободы, совсем не совпадает с традиционно школьной проблемой свободы воли.
В Флоренском меня поражало моральное равнодушие, замена
этических оценок оценками эстетическими.
С
этической точки зрения этатизм, т. е. признание верховности и абсолютности государства, есть ложный и безнравственный принцип, так же как и коммунизм, окончательно обобществляющий человека и отрицающий личность.
Проблема сексуальной и эротической этики — одна из самых трудных и самых глубоких проблем, наиболее метафизическая из
этических проблем.
Идеализм определяет человека как носителя разума и ценностей логических,
этических и эстетических.
Не есть ли эта идея лишь ненужное удвоение нравственного закона, и не является ли поэтому недоразумением вообще отличать Бога от
этического сознания, установляющего систему нравственных целей, постулирующего нравственный миропорядок?
Да и вообще одна чистая этика даже и нехарактерна для христианства, — какое же христианство, в самом деле, представляет собой
этическая религия Канта?
С этой точки зрения, творить можно только культуру, т. е. ценности логические,
этические и эстетические, но нельзя творить нового бытия, иной жизни.
Такова
этическая установка вовне, в жизни социальной,
этическая же установка в глубину, в отношении к жизни духовной, требует духовной свободы от власти собственности над человеческой душой, аскезы в отношении к материальной собственности, преодоления греховной похоти к материальным благам, недопущения себя до рабства у мира.
Области
этической оценки подлежит ведь только личное усилие, борьба и подвиг, а не безличная дрессировка, между тем как сплошь и рядом эти области смешиваются между собою и всякого рода утилитарная годность принимается за моральную ценность.
Мы должны проследить три ступени
этического сознания — этику закона, этику искупления и этику творчества.
Трагические
этические конфликты опровергают ту ложную психологию и этику, которая видит в счастье цель человеческой жизни.
Реализм и символизм
этический связаны с реализмом и символизмом религиозным.
У св. Максима Исповедника любовь носит не
этический и эмоциональный характер, а метафизический и интеллектуальный.
Автономная этика есть или прямое глумление над добром, каковое совершается в утилитаризме, или аффектация и поза, ибо любить
этическое «добро», закон, категорический императив можно не ради него самого, а только ради Бога, голос Которого слышим в совести.
Еще более аналогичным представляется наш вопрос содержанию «Критики практического разума», которая стремится нащупать рациональный скелет
этического переживания или установить логику этики.
Кант вносит важное изменение в понимание личности, он переходит от интеллектуалистического понимания личности к
этическому.
Но что получается, если перевернуть отношение между религией и моралью вверх ногами и провозгласить, что Добро (в
этическом смысле) и есть Бог, иначе говоря, что религия исчерпывается этикой?
Конфликт закона и благодати, этики закона и этики искупления проходит через все конкретные
этические вопросы, как мы это увидим.
Изоляция и самодовольство индивидуумов, семейств, профессий, классов, наций чуждо русскому нравственному сознанию, и в этом раскрывается русское
этическое призвание.
Христианство вносит в отличие от античности не только интеллектуальный, но и
этический момент в понимание Духа.
Маркс очень не любил
этического социализма, он считал реакционным моральное обоснование социализма.
Я твердо стоял на кантовском à priori, которое имеет не психологический, а логический и
этический характер.
И чрезвычайно сложно отношение
этических конфликтов к человеческой свободе и к достоинству человеческой личности.
Этическое познание неизбежно стремится к нравственному улучшению бытия.
Синонимы к слову «этический»
Предложения со словом «этический»
- В то же время каждый человек и коллектив с высоким уровнем морального сознания и нравственности должны не только понимать, что такое мораль и для чего существуют её требования, но и хорошо знать систему этических норм.
- Важно учесть эти аспекты и разрабатывать соответствующие меры предосторожности и регулирования для обеспечения безопасности и соблюдения этических принципов.
- Просто в силу этических соображений подобные эксперименты невозможны, ведь лишение сна – это пытка.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «этический»
Что (кто) бывает «этическим»
Значение слова «этический»
Афоризмы русских писателей со словом «этический»
- Эстетическое и этическое — два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая сторона. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно