Цитаты из русской классики со словом «эсхатология»

Сравнительный анализ эсхатологии и хилиазма (учение о предстоящем тысячелетнем царстве Божием) Булгаков произвел в своем исследовании «Апокалиптика и социализм» (см.: Булгаков С. Н. Два града. М., 1911.
Учение о прогрессе, о смысле истории неизбежно предполагает благодатное завершение истории, конечный исход, конец истории, ту или иную эсхатологию; в эсхатологии — пафос религии прогресса, душа ее.
Мистика славянская — по преимуществу апокалипсическая, связанная с временами и сроками всемирной истории, с конкретным воплощением, с эсхатологией.
Есть личная эсхатология, личный апокалипсис и есть историческая эсхатология, исторический апокалипсис.
Возможна секуляризованная эсхатология, которая обоготворяет не вечную жизнь, а жизнь будущего.
С ним связано и древнее учение о перевоплощении души — одна из немногих попыток понять судьбу души в ее прошлом и будущем, в ее генезисе и в ее эсхатологии.
Между теократической идеей и эсхатологией существует противоположность.
Мысли Достоевского и Толстого на грани эсхатологии, как и всякое революционное мышление.
Мы увидим, что это есть совершенно ложное понимание эсхатологии, понимание конца, как не имеющего никакого экзистенциального значения.
Последний затемняет религиозное сознание не только уединенных мыслителей, но и народных масс, мистически оторванных от земли: таковы социалисты, ставшие жертвою неистовой и слепой лжеэсхатологии, по исступленности своей напоминающей мессианические чаяния еврейства в христианскую эру [О соотношении социализма, эсхатологии и хилиазма см. в статье Булгакова «Апокалиптика и социализм» (Два града. М., 1911.
Но в силу этой завершенности сделалась тем яснее вся ложность экономической эсхатологии, лишь по-новому воспроизводящей старый иудейский мессианизм, прельщение царством от мира сего.
Эсхатология противоречива, и эсхатологическая мысль выходит из сферы, в которой царит закон тождества.
Христианская эсхатология была приспособлена к категориям этого мира, ко времени этого мира и истории, она не вышла в иной эон.
Отсюда понятна принципиальная возможность и даже необходимость эсхатологии [От греч. eschatos — последний и logos — учение — учение о «конце света» и втором пришествии Иисуса Христа.
Учение Вл. Соловьева о богочеловечестве, доведенное до конца, должно бы привести к активной, а не пассивной эсхатологии, к сознанию творческого призвания человека в конце истории, которое только и сделает возможным наступление конца мира и второе пришествие Христа.
Нельзя отрицать, что библейское, иудаистическое сознание подверглось персидским влияниям в своей эсхатологии, и сама идея дьявола и его царства в христианском сознании имеет персидский источник.
Можно подумать, что у Л. Толстого нет эсхатологии, что его религиозная философия, монистическая и близкая к индусской, не знает проблемы конца мира.
Техника имеет свою эсхатологию, обратную христианской, — завоевание мира и организацию жизни без Бога и без духовного перерождения человека.
Хотя многие пророчества одной стороной действительно имеют такое предостерегающее значение (как в примере с пророчеством Ионы о гибели Ниневии, отмененной Богом в виду раскаяния ее жителей) [Эпизод, рассказанный в 3‑й главе Книги пророка Ионы.], сводить к этому самое их существо означало бы обессиливать христианскую эсхатологию и принципиально отвергать возможность апокалипсиса.
Но раскрывается эсхатология гуманизма как серединного царства, и это более всего раскрывается русской мыслью.
Этот элемент мстительной эсхатологии очень силен в книге Эноха, он есть и в христианском Апокалипсисе, он есть у блаженного Августина, у Кальвина и многих других.
Этика неизбежно переходит в эсхатологию и в ней разрешается.
Эсхатология обозначает символическую объективацию трагедии сознания.
Только христианская эсхатология разрешает проблему прогресса и проблему страдания.
Мир возникает в абсолютном с необходимостью, как тень его, но в этом мире не творится никакого свершения, онтологически в нем нет истории и нет эсхатологии.
Нерелигиозная эсхатология питалась религиозными пророчествами, вывернутыми наизнанку или взятыми частично.
В настоящей работе основные идеи этого исследования получают дальнейшее развитие и углубление, а также рассматриваются и те вопросы, которые преднамечены были для второй части «Философии хозяйства» (именно этика и эсхатология хозяйства).
В традиционной христианской эсхатологии есть ужасная сторона.
У русской революционной интеллигенции, исповедовавшей в большинстве случаев самую жалкую материалистическую идеологию, казалось бы, не может быть эсхатологии.
В эсхатологии есть что-то революционное, извещение о конце серединного буржуазного царства.
Он мало общего имеет с монашески-аскетической эсхатологией и во многом ей противоположен.
Эсхатология должна быть свободна от оптимизма и пессимизма, порождаемых рационализацией.
Это остро ставит проблему отношения эсхатологии и истории.
Эсхатология Н. Федорова резко отличается от эсхатологии Вл. Соловьева и К. Леонтьева, и правда на его стороне, ему принадлежит будущее.
И я в течение долгого времени пытаюсь усовершенствовать мое понимание эсхатологии.
Я всегда думал, что обе эсхатологии неразрывно между собой связаны.
Эсхатология есть внутри процесса жизни.
Соловьева все-таки прежде всего есть эсхатология суда.
В апокалиптической литературе, начиная с книги Эноха, меня очень отталкивала мстительная эсхатология, резкое разделение людей на добрых и злых и жестокая расправа над злыми и неверными.
Теперь нужно поставить эту тему в перспективу эсхатологии.
Имеет ли хозяйство не только историю, но и эсхатологию, не может ли оно себя перерасти, перейдя в сверххозяйство, так что окончится хозяйственный зон истории («Vorgeschichte» [Предыстория (нем.).
Эсхатология бросает обратный свет на всю нашу жизнь.
Итак, хозяйство на своем собственном пути не имеет эсхатологии, и, когда пытается вступить на ее путь, оно впадает в лжеэсхатологию, гонится за призраком, обманчивым и лживым.
Все рациональные эсхатологии кошмарны.
Извращенная эсхатология у революционной интеллигенции.
Необходимо объяснить, что я понимаю под эсхатологией.
Это — пассивная, не активная и не творческая эсхатология.
Понимание же эсхатологии у меня активно-творческое, а не пассивное.
Нужно творчески-активно понимать эсхатологию.
 

Предложения со словом «эсхатология»

Значение слова «эсхатология»

  • ЭСХАТОЛО́ГИЯ, -и, ж. Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека. Христианская эсхатология. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЭСХАТОЛОГИЯ

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «эсхатология»

ЭСХАТОЛО́ГИЯ, -и, ж. Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека. Христианская эсхатология.

Все значения слова «эсхатология»

Предложения со словом «эсхатология»

  • Христианская эсхатология обещает, конечно же, леденящую кровь вселенскую катастрофу, но ведь в ходе неё раз и навсегда восторжествует высшая справедливость.

  • Эти геополитические теории тоже прекрасно ложатся на географическую карту православной эсхатологии.

  • Именно поэтому они играли такую важную роль в любой попытке возродить политическую эсхатологию.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «эсхатология»

Какой бывает «эсхатология»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я