Цитаты из русской классики со словом «различение»
Всякая гносеология должна различать субъекта и объекта, но это
различение не есть
различение субъекта и бытия.
Дух есть сфера, на которую не распространяется
различение и противоположение мышления и бытия и в которой нет объективации и гипостазирования продуктов мысли.
Напротив, в философии Канта, именно в его учении об «идеях» как предельных понятиях, а равно и в учении о
различении суждений практического разума от теоретического разума и «силы суждения» заключается implicite [Неявно, в скрытом состоянии (нем.).] целая теория мифотворчества, хотя и отрицательного или агностического содержания.
Мне остается близким и шопенгауэровское
различение воли и представления, шопенгауэровское учение об объективации воли в природном мире, создающей не подлинный мир, шопенгауэровский иррационализм.
А это значит, что в основе нравственной оценки и нравственного акта лежит грехопадение, потеря первоначальной райской цельности, невозможность непосредственно, без рефлексии и
различения, вкушать от древа жизни.
Оправдание культуры.
Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
С точки зрения современной психологии мою изначальную тему можно было бы формулировать как
различение между бессознательным и сознанием, но научная психология и ее представители не способны к философскому обоснованию и развитию учения о бессознательном.
Но
различение между ортодоксией и ересью есть
различение религиозное, теологическое, а не философское и не политическое.
Но Достоевский не помог Мережковскому найти критерий
различения Христа и антихриста.
Нет у них мерила ни для оценки поступков, ни для
различения добра от зла.
Если считают необходимостью определять прекрасное как преимущественное и, выражаясь точнее, как единственное существенное содержание искусства, то истинная причина этого скрывается в неясном
различении прекрасного как объекта искусства от прекрасной формы, которая действительно составляет необходимое качество всякого произведения искусства.
Главное же то, что, усвоив то безнравственное миросозерцание, которое проникает все произведения Шекспира, он теряет способность
различения доброго от злого. И ложь возвеличения ничтожного, не художественного и не только не нравственного, но прямо безнравственного писателя делает свое губительное дело.
Самое
различение буржуазии и пролетариата носит аксиологический характер, есть
различение зла и добра, тьмы и света, почти манихейское деление мира на две части, на царство тьмы и царство света.
— Но какой у вас есть критериум для
различения сильных и слабых?
С тех пор как есть люди, разумные существа, они различали добро от зла и пользовались тем, что до них в этом
различении сделали люди, — боролись со злом, искали истинный наилучший путь и медленно, но неотступно подвигались на этом пути. И всегда, заграждая этот путь, становились перед людьми различные соблазны, суеверия и ложные учения, говорившие людям, что этого не нужно делать, что не нужно ничего искать, что им и так хорошо и нужно жить, как живется.
При дальнейшем развитии, когда взгляд его расширяется с приобретением новых понятий, начинается работа
различения хороших и дурных сторон в предмете, прежде казавшемся вполне совершенным.
Впрочем, вот я теперь силюсь подвести весь наш острог под разряды; но возможно ли это? Действительность бесконечно разнообразна, сравнительно со всеми, даже и самыми хитрейшими, выводами отвлеченной мысли, и не терпит резких и крупных
различений. Действительность стремится к раздроблению. Жизнь своя особенная была и у нас, хоть какая-нибудь, да все же была, и не одна официальная, а внутренняя, своя собственная жизнь.
Необъятный, изумительный труд преодолела комиссия при разборе и
различении верных показаний от ябеды, и приведении в порядок и ясность этой страшной путаницы, этого ужасающего хаоса.
Ахилла-дьякон так и воззрился, что такое сделано политиканом Савелием для
различения одностойных тростей; но увы! ничего такого резкого для их различия не было заметно. Напротив, одностойность их даже как будто еще увеличилась, потому что посредине набалдашника той и другой трости было совершенно одинаково вырезано окруженное сиянием всевидящее око; а вокруг ока краткая, в виде узорчатой каймы, вязная надпись.
Когда наступит пора для этого
различения? — кто может это угадать! Но сдается, что придется еще пережить эпоху чумазовского торжества, чтобы понять всю глубину обступившего массы злосчастия. А что Чумазый будет держаться за свое торжество упорно — за это ручаются его откровенно-нахальные замашки и самоуверенная бессовестность.
Отрицание этой реальности есть слепота и глухота к реальностям, есть неспособность к
различению качеств бытия или неспособность к описанию того, что различено.
Этика, основанная на отталкивании добрыми злых в ад, есть не максимальная, а минимальная этика, она отказывается от победы над злом, она отказывается от освобождения и просветления злых, она не онтологична, она ограничивается
различением и оценкой, но не доходит до преображения и реального изменения бытия.
Но что порождается отделением и
различением — это не есть новая и иная субстанция; но она приводит лишь в действительность и исполнение известные свойства, различия, акциденции и ступени в каждой субстанции…
Генезис добра и зла, генезис
различения и оценки вкоренен в миф, и основой этики может быть лишь мифологическая основа.
Совершенная свобода сливается и с совершенной необходимостью, и в этом слиянии погашается и само это различие, так что Абсолютное трансцендентно и свободе и необходимости [Поэтому
различение в самом Божестве «природы» (т. е. необходимости?) и свободы, лежащее в основе построения кн.
Центральное значение этики в философском понимании связано с тем, что она имеет дело с грехом, с возникновением добра и зла, с возникновением
различения и оценки.
Вопросу о
различении добра и зла и о происхождении добра и зла предшествует более первичный вопрос об отношении Бога и человека, Божественной свободы и человеческой свободы, или благодати и свободы.
Сознание возникает от встречи и взаимодействия душ, оно порождено потребностью
различения и вместе с тем единения и взаимного понимания, т. е. генезис сознания социален в метафизическом смысле слова.
Этика есть учение о
различении, оценке и смысле, т. е. к ней, в сущности, относится весь мир, в котором совершается
различение, делается оценка и ищется смысл.
Хотя с точки зрения твари различается Бог в себе и Бог в творении, однако это
различение установляется не Божеским естеством, но тварной ограниченностью: Бог самотожествен и в премирности Своей как абсолютное Трансцендентное, и в творческой энергии Своей как Творец и Вседержитель.
Основной вопрос этики — вопрос о критерии добра и зла, о генеалогии морали, в возникновении
различения и оценки.
Мне особенно близок дуализм Канта, кантовское
различение царства свободы и царства природы, кантовское учение о свободе умопостигаемого характера и кантовские волюнтаризм, взгляд на мир явлений, как отличный от того подлинного мира, который он неудачно назвал миром вещей в себе.
Тем самым вносится двойственность в единстве неразличимости, и в нем воцаряется coincidentia oppositorum: в Абсолютном появляется
различение Бога и мира, оно становится соотносительно самому себе как относительному, ибо Бог соотносителен миру, Deus est vox relativa [Бог есть понятие соотносительное (лат.).] [Цит. Schelling. Darstellung des philophischen Empirismus, Ausgew. Werke, Bd.
Но проблема этики не может быть даже поставлена, если не признавать, что возникло
различение между добром и злом, и возникновению этого
различения предшествует состояние бытия «по ту сторону добра и зла», или «до добра и зла».
В духовной жизни не существует этого
различения и противопоставления целей и средств.
Если бы был доказан социальный генезис
различения между добром и злом, то этим нисколько не решался бы и даже не затрагивался бы вопрос об этической оценке.
Мы переносим в наше мышление о рае категории нашей греховной жизни, наше
различение добра и зла.
Рай в начале есть первоначальная цельность, не знающая отравы сознания, отравы
различения и познания добра и зла.
Для меня сохраняет значение
различение между эзотерическим и экзотерическим в религии.
Булгаков чаще всего переводит как «трансцендентно», иногда — «выше».] знанию, добру, красоте, добродетели, оно чуждо всяких предикатов, ибо они являются следствием
различения, свойствами «другого», а Единое стоит по ту сторону всяких
различений.
Противоположна же этому духовность, основанная на встрече человека и Бога, на богочеловечности, в которой соединение сохраняет
различение, через которую возможно обожение (теозис) человека без исчезновения человеческой природы в природе божественной.
И в нашем падшем мире принимает формы
различения то, что в бытии не есть
различение.
Эта мысль неоднократно выражалась в
различении двоякого или даже троякого смысла священного писания:. буквального (что, собственно, и соответствует предмету научного изучения), аллегорического (смысл коего хотя и прикрыт, но видим человеческому глазу) и таинственного, мистического, который открывается лишь при благодатном просветлении.
Огромная и трудная задача философской этики и заключается в
различении духовных и социальных элементов в нравственной жизни.
Нравственное
различение, нравственная оценка и нравственный акт, которые совершаются лишь под влиянием страха и в аффекте страха, не могут иметь нравственного значения и быть выражением духовности человека.
Но это есть оценка «добра» и
различение его от того, что я этому «добру» противопоставляю, что «по ту сторону» этого «добра» и этого «зла».
Соловьева
различение между бытием и сущим не на всех языках выразимо.
Но она вся основана на резком
различении природы и благодати, акта творения и акта сообщения ему благодати.
С этого начинается реальная нравственная жизнь, т. е.
различение нравственных реальностей, жизнь в реальностях, а не в фикциях.
Основной этический парадокс в том, что
различение добра и зла, т. е. самое возникновение нашего добра, связано с грехопадением, а в мире греховном и падшем никогда в чистом виде не действует добро.
Ассоциации к слову «различение»
Синонимы к слову «различение»
Предложения со словом «различение»
- Она регулирует отношения в обществе с позиций различения добра и зла.
- Далее, предлагалось делить полисы на демократические и олигархические, то есть за базовый критерий различения бралась форма политического устройства.
- В науках о человеке различение двух этих видов почти невозможно.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «различение»
Каким бывает «различение»
Значение слова «различение»
Дополнительно