Цитаты со словом «различение»
Это различие духа и природы, конечно, ничего общего не имеет с
различением психического и физического.
Но для определения характера этического познания нужно сказать, что самое
различение добра и зла есть горькое различение, есть самое горькое в мире.
Есть смертельная печаль в самом
различении добра и зла, ценного и лишенного ценности.
И нельзя успокаиваться на том, что это
различение есть последнее.
Тоска по Богу в человеческой душе и есть тоска от невозможности остаться навеки с
различением добра и зла, со смертельной горечью оценки.
Центральное значение этики в философском понимании связано с тем, что она имеет дело с грехом, с возникновением добра и зла, с возникновением
различения и оценки.
Но
различение и оценка имеют универсальное значение.
Этика есть учение о
различении, оценке и смысле, т. е. к ней, в сущности, относится весь мир, в котором совершается различение, делается оценка и ищется смысл.
Этика объемлет все, что связано с свободой человека, т. е. из свободы производимым
различением и оценкой.
Основной вопрос этики — вопрос о критерии добра и зла, о генеалогии морали, в возникновении
различения и оценки.
Откуда само различие и может ли быть критерием
различения добро, когда добро возникло после различения?
Но поставив вопрос о том, является ли «добро» добром, я не выхожу из «да» и «нет», из
различения и оценки.
Но это есть оценка «добра» и
различение его от того, что я этому «добру» противопоставляю, что «по ту сторону» этого «добра» и этого «зла».
И тот готтентот, который на вопрос, что такое добро и что такое зло, ответил: «Добро, когда я украду чужую жену, зло же, когда у меня украдут жену», совсем не находился по ту сторону добра и зла, по ту сторону
различения и оценки.
Даже когда вы говорите, что
различение и оценка есть что-то дурное и злое, вы целиком находитесь в ее власти.
И в нашем падшем мире принимает формы
различения то, что в бытии не есть различение.
Наша этика символична, символичны все ее
различения и оценки.
Самый факт нравственной жизни с ее
различениями и оценками предполагает свободу.
Огромная и трудная задача философской этики и заключается в
различении духовных и социальных элементов в нравственной жизни.
Социальная этика XIX и XX веков, которая в жизни общества видит источник нравственных
различений и оценок и утверждает социальный характер добра и зла, совершенно явно вращается в порочном кругу.
Если бы был доказан социальный генезис
различения между добром и злом, то этим нисколько не решался бы и даже не затрагивался бы вопрос об этической оценке.
В самой жизни необходимо делать качественные
различения и устанавливать оценки.
Но эти
различения и эти оценки невозможно сделать на основании критерия максимума жизни, который ведь чисто количественный, а не качественный.
Как сделать это
различение и оценку?
Вопросу о
различении добра и зла и о происхождении добра и зла предшествует более первичный вопрос об отношении Бога и человека, Божественной свободы и человеческой свободы, или благодати и свободы.
Если есть
различение добра и зла, если есть зло, то неизбежно оправдание Бога, ибо оправдание Бога и есть решение вопроса о происхождении зла.
Если бы не было
различения добра и зла, не было бы зла, то никогда бы не возникла ни проблема теодицеи, ни проблема этики.
Самое
различение добра и зла, которое явилось результатом грехопадения, делается источником атеизма.
Трагедия свободы раскрывает борьбу противоположных начал, которые лежат глубже
различения добра и зла.
Трагедия была до
различения доброго и злого и будет после этого различения.
Это уже глубже обыкновенного
различения добра и зла.
Природа творчества может быть понятна лишь в
различении от рождения и в противоположении рождению.
Философская этика должна заниматься не только исследованием
различений и оценок по сю сторону добра и зла, но и возникновением различений добра и зла и оценок.
Но проблема этики не может быть даже поставлена, если не признавать, что возникло
различение между добром и злом, и возникновению этого различения предшествует состояние бытия «по ту сторону добра и зла», или «до добра и зла».
Рай и есть то состояние бытия, в котором нет
различения и оценки.
Можно было бы сказать, что мир идет от первоначального неразличения добра и зла через резкое
различение добра и зла к окончательному неразличению добра и зла, обогащенному всем опытом различения.
«Добро», которое осуществляется в этом грешном мире, на этой грешной земле, всегда основано на
различении и отделении от него «зла» и «злых».
Торжество «добра», основанное на
различении и оценке, совсем не есть рай и не есть Царство Божье.
Царство Божье нельзя мыслить моралистически, оно по ту сторону
различения.
И человек предпочел горечь
различения и смерть райской жизни в невинности и незнании.
Когда я познаю добро и зло, делаю
различение и оценку, я теряю невинность и целостность, я отпадаю от Бога и изгоняюсь из рая.
Мы принуждены ответить на это парадоксально: плохо, что возникло
различение между добром и злом, но хорошо делать это различение, когда оно возникло, плохо, что пережит опыт зла, но хорошо, что мы познаем добро и зло, когда опыт зла пережит.
Когда Ницше хочет заменить
различение между добром и злом различением между хорошим и плохим, он думает, что заменяет категории этические и познавательные категориями природно-стихийными, т. е. райскими.
Производимые сознанием
различения и оценки всегда причиняют боль и страдание.
Генезис добра и зла, генезис
различения и оценки вкоренен в миф, и основой этики может быть лишь мифологическая основа.
И наиболее трудный вопрос есть вопрос о том, что есть «добро» до
различения добра и зла и что есть «добро» по ту сторону различения добра и зла?
Именно потому, что мы несем в себе первородный грех и живем в падшем мире, обреченном вращаться в категориях добра и зла, в
различениях и оценках, мысль наша вращается в непреодолимых парадоксах.
Генезис духа, генезис сознания,
различение и оценка вызывает страх, ужас, страх безотчетный и беспричинный, страх перед тайной божественной жизни, от которой человек отпал.
И никак человек не может прорваться в рай, по ту сторону мучительного
различения добра и зла и страдания, с этим связанного.
Невозможно судить о Боге с точки зрения добра, возникшего после грехопадения, с точки зрения посюстороннего
различения добра и зла.
Цитаты из русской классики со словом «различение»
Всякая гносеология должна различать субъекта и объекта, но это
различение не есть
различение субъекта и бытия.
Дух есть сфера, на которую не распространяется
различение и противоположение мышления и бытия и в которой нет объективации и гипостазирования продуктов мысли.
Напротив, в философии Канта, именно в его учении об «идеях» как предельных понятиях, а равно и в учении о
различении суждений практического разума от теоретического разума и «силы суждения» заключается implicite [Неявно, в скрытом состоянии (нем.).] целая теория мифотворчества, хотя и отрицательного или агностического содержания.
Мне остается близким и шопенгауэровское
различение воли и представления, шопенгауэровское учение об объективации воли в природном мире, создающей не подлинный мир, шопенгауэровский иррационализм.
Оправдание культуры.
Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
Ассоциации к слову «различение»
Синонимы к слову «различение»
Предложения со словом «различение»
- Она регулирует отношения в обществе с позиций различения добра и зла.
- Далее, предлагалось делить полисы на демократические и олигархические, то есть за базовый критерий различения бралась форма политического устройства.
- Ребёнок в своём рисунке пытается отобразить конструкциюмира – в частности, необходимость чёткого различения идеи верхаи идеи низа,по отношению к которым должен ориентировать свою позицию человек.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «различение»
Каким бывает «различение»
Значение слова «различение»
Дополнительно