Цитаты из русской классики со словом «рабы»
Одна просторная —
Дорога торная,
Страстей
раба...
Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем
раба гнусных страстей его.
Распалился князь крепко и послал неверному
рабу петлю.
«Ты бо изначала создал еси мужеский пол и женский, — читал священник вслед за переменой колец, — и от Тебе сочетавается мужу жена, в помощь и в восприятие рода человеча. Сам убо, Господи Боже наш, пославый истину на наследие Твое и обетование Твое, на
рабы Твоя отцы наша, в коемждо роде и роде, избранныя Твоя: призри на раба Твоего Константина и на рабу Твою Екатерину и утверди обручение их в вере, и единомыслии, и истине, и любви»….
— Я твоя пленница, — говорила она, — твоя
раба; конечно, ты можешь меня принудить, — и опять слезы.
Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче! — что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого
рабом?
Мы не годимся быть твоими
рабами, только небесные ангелы могут служить тебе.
— Полечка, меня зовут Родион; помолитесь когда-нибудь и обо мне: «и
раба Родиона» — больше ничего.
Паратов. О блаженстве быть
рабом вашим, быть у ваших ног.
— Меня не удивляет, что иноверцы, инородцы защищают интересы их поработителей, римляне завоевали мир силами
рабов, так было, так есть, так будет! — очень докторально сказал литератор.
Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный
раб, покоряется самомалейшему движению тела.
Если заря свободы восходит для всех: ужели одна женщина останется
рабой?
— «Расстанемтесь, и тогда буду любить вас», буду любить — только расстанемтесь. Слушайте, — произнес он, совсем бледный, — подайте мне еще милостыню; не любите меня, не живите со мной, будем никогда не видаться; я буду ваш
раб — если позовете, и тотчас исчезну — если не захотите ни видеть, ни слышать меня, только… только не выходите ни за кого замуж!
Разве они так же вооружены аристократическим презрением ко всему, что ниже их, как римские матроны, которые, не зная чувства стыда перед
рабами, мылись при них и не удостоивали их замечать?..
27. Государь, умилосердившись над
рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
«Этакой пень дурацкий! — обругался про себя Веревкин. — Погоди, не то запоешь, как подтянут хорошенько нас,
рабов божиих…»
«Частный» же взгляд на жизнь, для которого все историческое, мировое, сверхличное — чуждое и инородное, делает
рабом, способным лишь на рабий бунт.
И верблюды-то так тогда мое воображение заняли, и сатана, который так с Богом говорит, и Бог, отдавший
раба своего на погибель, и раб его, восклицающий: «Буди имя твое благословенно, несмотря на то, что казнишь меня», — а затем тихое и сладостное пение во храме: «Да исправится молитва моя», и снова фимиам от кадила священника и коленопреклоненная молитва!
Тогда удэгейцы впали в неоплатные долги и очутились в положении
рабов.
Из-за Гекубы?
Что он Гекубе, что она ему,
Что плачет он об ней?..
А я… презренный, малодушный
раб, —
Я трус! Кто назовет меня негодным?
Кто скажет мне: ты лжешь?
А я обиду перенес бы… Да!
Я голубь мужеством: во мне нет желчи,
И мне обида не горька…
С этого момента тазы утратили всякую самостоятельность и превратились в
рабов.
— Никогда! Ты
раб, француженка свободна. Француженка борется, — она падает, но она борется! Я не допущу! Кто она? Где она живет? Ты знаешь?
Разумеется, объяснять было нечего, я писал уклончивые и пустые фразы в ответ. В одном месте аудитор открыл фразу: «Все конституционные хартии ни к чему не ведут, это контракты между господином и
рабами; задача не в том, чтоб рабам было лучше, но чтоб не было рабов». Когда мне пришлось объяснять эту фразу, я заметил, что я не вижу никакой обязанности защищать конституционное правительство и что, если б я его защищал, меня в этом обвинили бы.
— Так и следует, — отвечала она, — над телом рабским и царь и господин властны, и всякое телесное истязание
раб должен принять от них с благодарностью; а над душою властен только Бог.
Быть христианином не значит быть послушным
рабом.
Однажды в какое-то неподходящее время Кароль запил, и запой длился дольше обыкновенного. Капитан вспылил и решил прибегнуть к экстренным мерам. На дворе у него был колодец с «журавлем» и жолобом для поливки огорода. Он велел раздеть Кароля, положить под жолоб на снег и пустить струю холодной воды… Приказание было исполнено, несмотря на слезы и мольбы жены капитана… Послушные
рабы истязали раба непокорного…
— Се жених грядет во полунощи и блажен
раб, его же обрящет бдяща…
Я купил имение, где дед и отец были
рабами, где их не пускали даже в кухню.
Не собрать тебе,
раба жадная,
Со всея земли злата, серебра;
Не прикрыть тебе, душа алчная,
Всем добром земли наготу твою…
По сущности церковного самосознания церковь состоит из сынов, из свободных и любящих, к ее жизни не приобщаются
рабы, изнасилованные и тяготящиеся.
Отдача каторжных в услужение частным лицам находится в полном противоречии со взглядом законодателя на наказание: это — не каторга, а крепостничество, так как каторжный служит не государству, а лицу, которому нет никакого дела до исправительных целей или до идеи равномерности наказания; он — не ссыльнокаторжный, а
раб, зависящий от воли барина и его семьи, угождающий их прихотям, участвующий в кухонных дрязгах.
Оттуда пышная внешность властителей народов, оттуда стадо
рабов, их окружающих.
Нет! я не жалкая
раба,
Я женщина, жена!
Человек, потерпевший от собственного злостного банкротства, не находит в этом обстоятельстве другого нравственного урока, кроме сентенции, что «не нужно гнаться за большим, чтобы своего не потерять!» И через минуту к этой сентенции он прибавляет сожаление, что не умел ловко обделать дельце, приводит пословицу: «Сама себя
раба бьет, коль не чисто жнет».
Ипполит великолепный малый, но он
раб иных предрассудков.
Свадьба брата раздражила ее еще больше, чем Петра Андреича: она взялась проучить выскочку, и Маланья Сергеевна с первого же часа стала ее
рабой.
Больше: Карачунский с ужасом почувствовал, что он теряет свою опытную волю и что делается тем жалким
рабом, который в его глазах всегда возбуждал презрение.
«
Раба божия Татьяна, покайся и дай ответ», — слышится ей голос.
— Да что тут за сцены! Велел тихо-спокойно запрячь карету, объявил
рабе божией: «поезжай, мол, матушка, честью, а не поедешь, повезут поневоле», вот и вся недолга. И поедет, как увидит, что с ней не шутки шутят, и с мужем из-за вздоров разъезжаться по пяти раз на год не станет. Тебя же еще будет благодарить и носа с прежними штуками в отцовский дом, срамница этакая, не покажет. — А Лиза как?
«Упокой, боже,
рабу твою и учини ее в рай, идеже лицы святых господи и праведницы сияют, яко светила, усопшую рабу твою упокой, презирая ея вся согреше-е-ения».
С той поры, с того времечка пошли у них разговоры, почитай целый день, во зеленом саду на гуляньях, во темных лесах на катаньях и во всех палатах высокиих. Только спросит молода дочь купецкая, красавица писаная: «Здесь ли ты, мой добрый, любимый господин?» Отвечает лесной зверь, чудо морское: «Здесь, госпожа моя прекрасная, твой верный
раб, неизменный друг». И не пугается она его голоса дикого и страшного, и пойдут у них речи ласковые, что конца им нет.
Впрочем, не то еще было!
И не одни господа,
Сок из народа давила
Подлых подьячих орда,
Что ни чиновник — стяжатель,
С целью добычи в поход
Вышел… а кто неприятель?
Войско, казна и народ!
Всем доставалось исправно.
Стачка, порука кругом:
Смелые грабили явно,
Трусы тащили тайком.
Непроницаемой ночи
Мрак над страною висел…
Видел — имеющий очи
И за отчизну болел.
Стоны
рабов заглушая
Лестью да свистом бичей,
Хищников алчная стая
Гибель готовила ей…
Упокой, господи, душу усопшей
рабы твоей!
А все-таки я рада быть его
рабой, добровольной рабой; переносить от него все, все, только бы он был со мной, только б я глядела на него!
— Вот если б онвздумал такую проделку сделать, — продолжает Феденька, указывая на Сенечку, — ну, это точно: сейчас бы его,
раба божьего, сграбастали… нет, да ведь я позабыть не могу, каким он фофаном давеча ехал!
Раиса Павловна со своей стороны осыпала всевозможными милостями своего любимца, который сделался ее всегдашним советником и самым верным
рабом. Она всегда гордилась им как своим произведением; ее самолюбию льстила мысль, что именно она создала этот самородок и вывела его на свет из тьмы неизвестности. В этом случае Раиса Павловна обольщала себя аналогией с другими великими людьми, прославившимися уменьем угадывать талантливых исполнителей своих планов.
— Вы посмотрите, какой ужас! Кучка глупых людей, защищая свою пагубную власть над народом, бьет, душит, давит всех. Растет одичание, жестокость становится законом жизни — подумайте! Одни бьют и звереют от безнаказанности, заболевают сладострастной жаждой истязаний — отвратительной болезнью
рабов, которым дана свобода проявлять всю силу рабьих чувств и скотских привычек. Другие отравляются местью, третьи, забитые до отупения, становятся немы и слепы. Народ развращают, весь народ!
Вспомните: в раю уже не знают желаний, не знают жалости, не знают любви, там — блаженные с оперированной фантазией (только потому и блаженные) — ангелы,
рабы Божьи…
Кто мне докажет с ясной убедительностью, — чем связан я с этим — черт бы его побрал! — моим ближним, с подлым
рабом, с зараженным, с идиотом?
— Кая для тебя польза, — отвечал он мне (а говорил он все на манер древней, славянской речи), — и какой прибыток уведать звание смиренного
раба твоего, который о том только и помыслу имеет, чтоб самому о том звании позабыть и спасти в мире душу свою?
Неточные совпадения
Пришлись они — великое // Избранным людям Божиим // То было торжество, — // Пришлись к рабам-невольникам:
Давно ли народ твой игрушкой служил // Позорным страстям господина? // Потомок татар, как коня, выводил // На рынок раба-славянина,
«А раба-то Родиона попросил, однако, помянуть, — мелькнуло вдруг в его голове, — ну да это… на всякий случай!» — прибавил он, и сам тут же засмеялся над своею мальчишескою выходкой. Он был в превосходнейшем расположении духа.
Мало того: если даже период этот и никогда не наступит, но так как Бога и бессмертия все-таки нет, то новому человеку позволительно стать человеко-богом, даже хотя бы одному в целом мире, и, уж конечно, в новом чине, с легким сердцем перескочить всякую прежнюю нравственную преграду прежнего раба-человека, если оно понадобится.
Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников считается уже такою необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью, честью и человеколюбием, чтоб утолить эту необходимость, и даже убивают себя, если не могут утолить ее.
Пел он о славном походе // И о великой борьбе; // Пел о свободном народе // И о народе-рабе; // Пел о пустынях безлюдных // И о железных цепях;
Я раб-с, а они господин-с.
Ассоциации к слову «рабы»
Предложения со словом «раб»
- Однако, как правило, все они становятся рабами собственных вымыслов.
- Но человек может быть рабом страха или властелином своих судеб.
- А ведь почти все дети бывших рабов трудились вместе с родителями с малых лет, и им было не до школы.
- (все предложения)
Предложения со словом «раба»
- Однако, как правило, все они становятся рабами собственных вымыслов.
- Но человек может быть рабом страха или властелином своих судеб.
- А ведь почти все дети бывших рабов трудились вместе с родителями с малых лет, и им было не до школы.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «раба»
Значение слова «раб»
РАБ, -а́, м. 1. Человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина — рабовладельца, представитель угнетенного класса при рабовладельческом строе. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РАБ
Афоризмы русских писателей со словом «раб»
- Мой дом, мой отчий, лучших сказок няня.
Святыня, счастье, звук — из всех желанный,
Заря и полночь, я твой раб, Россия!
- Тот любит смерть, кто прожил жизнь, горя.
Не утаил себя, как раб лукавый…
- Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно