Цитаты со словом «рабы»
Наступавший затем Светлый праздник был едва ли не единственным днем, когда лица
рабов и рабынь расцветали и крепостное право как бы упразднялось.
В этом признании человеческого образа там, где, по силе общеустановившегося убеждения, существовал только поруганный образ
раба, состоял главный и существенный результат, вынесенный мной из тех попыток самообучения, которым я предавался в течение года.
Через три дня Ольгу Порфирьевну схоронили на бедном погосте, к которому Уголок был приходом. Похороны, впрочем, произошли честь честью. Матушка выписала из города средненький, но очень приличный гробик, средненький, но тоже очень приличный покров и пригласила из Заболотья старшего священника, который и служил заупокойную литургию соборне. Мало того: она заказала два сорокоуста и внесла в приходскую церковь сто рублей вклада на вечныевремена для поминовения души усопшей
рабы Божией Ольги.
— Нехорошо у них; даже мне,
рабе, страмно показалось. Ходит этот Фомка по двору, скверными словами ругается, кричит… А что, сударыня, слышала я, будто он ихний сын?
Все тут, от председателя до последнего писца, ели и пили, требуя, кто чего хотел, а после обеда написали протокол, в котором значилось, что
раба божия Иулита умерла от апоплексии, хотя же и была перед тем наказана на теле, но слегка, отечески.
«Здесь лежит тело
раба Божия Потапа Матвеева».
Хотя я уже говорил об этом предмете в начале настоящей хроники, но думаю, что не лишнее будет вкратце повторить сказанное, хотя бы в виде предисловия к предстоящей портретной галерее «
рабов». [Материал для этой галереи я беру исключительно в дворовой среде. При этом, конечно, не обещаю, что исчерпаю все разнообразие типов, которыми обиловала малиновецкая дворня, а познакомлю лишь с теми личностями, которые почему-либо прочнее других удержались в моей памяти.]
Поэтому на всех уголковских крестьянах (имение тетенек называлось «Уголком») лежал особый отпечаток: они хотя и чувствовали на себе иго рабства, но несли его без ропота и были, так сказать,
рабами по убеждению.
— Христос-то для черняди с небеси сходил, — говорила Аннушка, — чтобы черный народ спасти, и для того благословил его рабством. Сказал:
рабы, господам повинуйтеся, и за это сподобитесь венцов небесных.
Хоть и следовало беспрекословно принимать всеи от всякогогосподина, но сквозь общую ноту послушания все-таки просачивалась мысль, что и господа имеют известные обязанности относительно
рабов и что те, которые эти обязанности выполняют, и в будущей жизни облегченье получат.
Аннушка всегда принимала участие в этих интимных беседах, «точно ровня», хотя, яко
раба, присутствовала при них стоя.
— Забылись! кто забылся? — говори, долгоязычная, коли знаешь! — накидывался он на строптивую
рабу.
— Известно, не
рабы, а господа забылись, — отвечала она, нимало не смущаясь.
Стало быть, ей,
рабе, и подавно претендовать на другую жизнь нечего.
Во всяком случае, в боковушке все жили в полном согласии. Госпожи «за любовь» приказывали, Аннушка — «за любовь» повиновалась. И если по временам барышни называли свою
рабу строптивою, то это относилось не столько к внутренней сущности речей и поступков последней, сколько к их своеобразной форме.
В припадке проказливости, тетеньке Марье Порфирьевне вдруг вздумалось выдать Анку-каракатицу (в то время обе, и барышня и
раба, были еще молоды) замуж.
— Так по-твоему, значит, господа только и делают, что ругаются да причиняют раны
рабам?
Дальнейших последствий стычки эти не имели. Во-первых, не за что было ухватиться, а во-вторых, Аннушку ограждала общая любовь дворовых. Нельзя же было вести ее на конюшню за то, что она учила
рабов с благодарностью принимать от господ раны! Если бы в самом-то деле по ее сталось, тогда бы и разговор совсем другой был. Но то-то вот и есть: на словах: «повинуйтесь! да благодарите!» — а на деле… Держи карман! могут они что-нибудь чувствовать… хамы! Легонько его поучишь, а он уж зубы на тебя точит!
Едва ли они даже не сходились во взглядах на условия, при которых возможно совместное существование господ и
рабов (обе одинаково признавали слепое повиновение главным фактором этих условий), но первая была идеалистка и смягчала свои взгляды на рабство утешениями «от Писания», а вторая, как истая саддукеянка, смотрела на рабство как на фаталистическое ярмо, которое при самом рождении придавило шею, да так и приросло к ней.
И точно: Аннушка не заставила себя ждать и уже совсем было собралась сказать приличное случаю слово, но едва вымолвила: «Милостив батюшка-царь! и об нас, многострадальных
рабах, вспомнил…» — как матушка уже налетела на нее.
В этот раз Аннушкина выходка не сошла с рук так благополучно. И отец не вступился за нее, ибо хотя он и признавал теорию благодарного повиновения
рабов, но никаких практических осложнений в ней не допускал. Аннушку постегали…
Не знаю, понимала ли Аннушка, что в ее речах существовало двоегласие, но думаю, что если б матушке могло прийти на мысль затеять когда-нибудь с нею серьезный диспут, то победительницею вышла бы не
раба, а госпожа.
— Так и следует, — отвечала она, — над телом рабским и царь и господин властны, и всякое телесное истязание
раб должен принять от них с благодарностью; а над душою властен только Бог.
Завязывался диспут, и должно сознаться, что в большинстве случаев Аннушка вынуждалась уступить. Конечно, сравнительная слабость ее диалектики отчасти зависела от особенностей того положения, в котором она находилась, яко
раба, и которое препятствовало ей высказаться с полною определенностью, но фактически Акулина все-таки торжествовала.
— Коли послушаешь тебя, что ты завсе без ума болтаешь, — заметила она, — так Богу-то в это дело и мешаться не след. Пускай, мол, господин
рабов истязает, зато они венцов небесных сподобятся!
А всего больше обид сиротам да
рабам.
И взял с него в ту пору обет: все неправедно нажитое имение на выкуп да на облегченье
рабов обратить.
Услышит ежели купец, где господин
раба истязает или работой томит, — должен за него выкуп внести; или где ежели господин непосильные дани взыскивает, а рабам платить не из чего — и тут купец должен на помощь рабам прийти.
Услышит, где
раб стонет, — он его вызволит: либо совсем на волю выкупит, либо сердца начальников деньгами умилостивит, заступу для раба найдет.
И стало имя купцово по всей округе славно, и все
рабы благословляли его и молили Бога, чтоб он его от немочи тяжкой избавил.
— В Царство-то Небесное не широко растворены ворота, не легко в них попасть. Иной хоть и
раб, а милость Божья не покроет его.
— Слава Богу, не оставил меня Царь Небесный своей милостью! — говорила она, умирая, — родилась
рабой, жизнь прожила рабой у господ, а теперь, ежели сподобит всевышний батюшка умереть — на веки вечные останусь… Божьей рабой!
Она была новоторжская мещанка и добровольно закрепостилась. Живописец Павел (мой первый учитель грамоте), скитаясь по оброку, между прочим, работал в Торжке, где и заприметил Маврушку. Они полюбили друг друга, и матушка, почти никогда не допускавшая браков между дворовыми, на этот раз охотно дала разрешение, потому что Павел приводил в дом лишнюю
рабу.
При первом же взгляде на новую
рабу матушка убедилась, что Павел был прав. Действительно, это было слабое и малокровное существо, деликатное сложение которого совсем не мирилось с представлением о крепостной каторге.
Павел, с своей стороны, не настаивал на этих сближениях и исподволь свел ее только с Аннушкой (см. предыдущую главу), так как последняя, по его мнению, могла силою убежденного слова утишить горе добровольной
рабы и примирить ее с выпавшим ей на долю жребием.
— Нечего сказать, нещечко взял на себя Павлушка! — негодовала матушка, постепенно забывая кратковременную симпатию, которую она выказала к новой
рабе, — сидят с утра до вечера, друг другом любуются; он образа малюет, она чулок вяжет. И чулок-то не барский, а свой! Не знаю, что от нее дальше будет, а только ежели… ну уж не знаю! не знаю! не знаю!
—
Рабы вы, — ответил он, — и должны, яко рабы, господам повиноваться.
Матушка между тем каждодневно справлялась, продолжает ли Мавруша стоять на своем, и получала в ответ, что продолжает. Тогда вышло крутое решение: месячины непокорным
рабам не выдавать и продовольствовать их, наряду с другими дворовыми, в застольной. Но Мавруша и тут оказала сопротивление и ответила через ключницу, что в застольную добровольно не пойдет.
Все домочадцы с удивлением и страхом следили за этой борьбой ничтожной
рабы с всесильной госпожой. Матушка видела это, мучилась, но ничего поделать не могла.
Повторяю, всесильная барыня вынуждена была сознаться, что если она поведет эту борьбу дальше, то ей придется все дела бросить и всю себя посвятить усмирению строптивой
рабы.
Собственно говоря, тут и победы не было, а просто надоело барыне возиться с бестолковой
рабой, которая упала ей как снег на голову.
И до победы Мавруша была
раба, и после победы осталась рабою же — только бунтующеюся.
Казалось бы, недавняя встреча должна была предостеречь матушку насчет будущих стычек с Ванькой-Каином, но постоянно удачная крепостная практика до такой степени приучила ее к беспрекословному повиновению, что она и на этот раз, словно застигнутая врасплох, стояла перед строптивым
рабом с широко раскрытыми глазами, безмолвная и пораженная.
Не знаю, однако ж, успела ли бы выполнить матушка свое решение не встречаться с строптивым
рабом, если б не выручил ее кучер Алемпий, выпросив Ваньку-Каина на конюшню.
В то время обряд отсылки строптивых
рабов в рекрутское присутствие совершался самым коварным образом. За намеченным субъектом потихоньку следили, чтоб он не бежал или не повредил себе чего-нибудь, а затем в условленный момент внезапно со всех сторон окружали его, набивали на ноги колодки и сдавали с рук на руки отдатчику.
Матушка затосковала. Ей тоже шло под шестьдесят, и она чувствовала, что бразды правления готовы выскользнуть из ее слабеющих рук. По временам она догадывалась, что ее обманывают, и сознавала себя бессильною против ухищрений неверных
рабов. Но, разумеется, всего более ее смутила молва, что крепостное право уже взяло все, что могло взять, и близится к неминуемому расчету…
То ли дело господа! Живут как вздумается, ни на что им запрета нет. И таиться им не в чем, потому что они в свою пользу закон отмежевали. А
рабам нет закона; в беззаконии они родились, в беззаконии и умереть должны, и если по временам пытаются окольным путем войти в заповедную область, осеняемую законом, то господа не находят достаточной казни, которая могла бы искупить дерзновенное посягательство.
Увы! нет для
раба иного закона, кроме беззакония. С печатью беззакония он явился на свет; с нею промаячил постылую жизнь и с нею же обязывается сойти в могилу. Только за пределами последней, как уверяет Аннушка, воссияет для него присносущий свет Христов… Ах, Аннушка, Аннушка!
Вон, сказывают, одному такому же втемяшилось в голову, что ежели
раб своего господина убьет, так все грехи с него снимутся… и убил!
— Так что ж, что в рабском — прямее в рай попадешь. И Христос в рабском виде на землю сходил и за
рабов пострадал.
Цитаты из русской классики со словом «рабы»
Ассоциации к слову «рабы»
Предложения со словом «раб»
- Однако, как правило, все они становятся рабами собственных вымыслов.
- Но человек может быть рабом страха или властелином своих судеб.
- А ведь почти все дети бывших рабов трудились вместе с родителями с малых лет, и им было не до школы.
- (все предложения)
Предложения со словом «раба»
- Однако, как правило, все они становятся рабами собственных вымыслов.
- Но человек может быть рабом страха или властелином своих судеб.
- А ведь почти все дети бывших рабов трудились вместе с родителями с малых лет, и им было не до школы.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «раба»
Значение слова «раб»
РАБ, -а́, м. 1. Человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина — рабовладельца, представитель угнетенного класса при рабовладельческом строе. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РАБ
Афоризмы русских писателей со словом «раб»
- Мой дом, мой отчий, лучших сказок няня.
Святыня, счастье, звук — из всех желанный,
Заря и полночь, я твой раб, Россия!
- Тот любит смерть, кто прожил жизнь, горя.
Не утаил себя, как раб лукавый…
- Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно