Цитаты из русской классики со словом «гностика»
Гностики и теософы лучше метафизиков и философов, поскольку они требуют посвящения для религиозного раскрытия истины, но и они «интеллигенты-отщепенцы» в мировом смысле этого слова, оторванные от корней, живущие гипертрофией интеллекта, безблагодатные.
Любой бытовик-христианин, искренно верующий и не лишенный религиозного опыта, священник или мирянин, скажет, что в христианстве нет ничего мистического, что мистика в христианстве всегда была знаком болезненности или еретичества, что мистиками были
гностики и сектанты, а церковь — против мистики.
В новой мистике должен быть силен профетически-мессианский элемент, и в ней должен раскрыться подлинный гнозис, который не будет заключать в себе космического прельщения старых
гностиков.
У
гностиков, которые синкретически смешивали разные миры, разные мифы и идеи, пневма и духовна, и материальна, космические силы господствуют над духом человека, освобожденным христианством.
Вне этого момента не рождаются к религии: вероятно, вполне возможно быть философом, богословом, мистиком,
гностиком, оккультистом, но при этом… не верить в Бога, не пережив этой свободной отдачи себя.
Платон, стоики,
гностики, Лютер, Я. Бёме, Паскаль, Фихте, Ницше, Киркегардт, Достоевский были этически ориентированными мыслителями, их мучила проблема зла.
Некоторые из сектантов были настоящими народными
гностиками и развивали целые гностические системы.
— Тебе охота знать, верую ли я в бога? Верую. Но — в того, которого в древности звали Пропатор, Проарх, Эон, — ты с
гностиками знаком?
А. Белый говорит в своих воспоминаниях: «Символ „жены“ стал зарею для нас (соединением неба с землею), сплетаясь с учением
гностиков о конкретной премудрости с именем новой музы, сливающей мистику с жизнью» [Воспоминания А. Белого об А. Блоке, напечатанные в четырех томах «Эпопеи», — первоклассный материал для характеристики атмосферы ренессансной эпохи, но фактически в нем много неточного.].
Достоевский хотел познать зло, и в этом он был
гностиком.
Имя людям сим
гностики, и я вам предложу книжку о них — весьма интересный и красноречивый труд.
Штейнер же не ученый, а мистик и
гностик, связанный с оккультным преданием.
Недурно изложена борьба внутри христианства духа иудаистического с гностицизмом, с большим сочувствием к
гностикам.].
Серафим, суть теурги в самом подлинном смысле [В теософской литературе существует стремление подменить теургию магией и представить теурга лишь как могущественного мага, «
гностика», на том только основании, что внешний образ его действий естественно сближается с магическим.
Чудесного нет для настоящего
гностика и теософа, для посвященного в эзотерическое знание.
Гегель был последним великим
гностиком; он обоготворил философию, превратил ее в религию.
Это воззрение было распространенным среди некоторых
гностиков, насколько можно судить по сохранившемуся свидетельству гностического Евангелия Египтян.
Маркион и
гностики не понимали свободы и на этом основывали свое ошибочное мнение о творении мира злым Богом-Демиургом.
И вместе с тем
гностики крайние спиритуалисты.
«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ио. 20:29) — эти слова Господа Фоме не могут достигнуть слуха
гностиков; для них это не блаженство, а в лучшем случае детское состояние, низший духовный ранг, «вера угольщика».
Старые
гностики — все же рационалисты, хотя и с богатой, творческой фантазией, не могли постигнуть тайны преосуществления, которое распространяется и на весь материальный мир.
С религиозными реальностями
гностики были разобщены, так как не принимали их иррационально.
Только святой — истинный
гностик и истинный поэт.
Гностики первых веков христианской эры были могучими умами, с творческой фантазией, среди них были такие гении, как Валентин.
Но то были индивидуальные предчувствия христианских
гностиков.
Даже старые
гностики не в силах были совладать с тайной свободы и вынуждены были ее отвергнуть.
Но много было святых, совсем бедных дарами познания и красоты, совсем не
гностиков и не поэтов.
Идеальный тип
гностика есть тип учителя, мудрого.
По теме зла мне были родственны Маркион и
гностики, Достоевский и Кирхегардт, которого, впрочем, я узнал очень поздно.
По вопросу о зле больше можно найти у манихейцев и
гностиков; у них была проблема зла, а не только греха.
Вл. Соловьев очень хорошо сказал, что для
гностиков мировой процесс протекал без прибыли, все оставалось в прежнем состоянии, преображение не достигалось.
Но само мучение Маркиона и
гностиков было мучением высокого порядка.
Это, конечно, совсем не относится к Плотину, который не любил
гностиков.
Можно не соглашаться с взглядами Маркиона, [См. лучшую из книг Гарнака «Marcion».]
гностиков, манихеев, но нельзя не отнестись с уважением к тому, что их так мучила проблема зла.
Эта тема была мучительна для Маркиона, для
гностиков, для манихейцев.
Достоевский был в каком-то особенном смысле
гностиком.
Таков был Маркион, некоторые
гностики, манихеи, таков Я. Бёме, Достоевский.
Даже Шеллинг был слишком рациональным
гностиком.
(Плотин даже оспаривает эту мысль против якобы христианских
гностиков.)
Ассоциации к слову «гностика»
Синонимы к слову «гностика»
Предложения со словом «гностика»
- Различные секты гностиков, которые служители церкви обвиняли в ереси, в определённой мере являлись тайными обществами, поскольку они не распространяли свои учения в открытую и публично.
- Сомневаюсь, чтобы у гностиков могли сложиться какие-либо психологические концепции.
- Вряд ли в новозаветный период была какая-то организованная группа гностиков.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «гностика»
Значение слова «гностика»
1. религиозное учение первых веков христианской эры, возникшее, возможно, под влиянием платонизма (или даже манихейства) (Викисловарь)
Все значения слова ГНОСТИКА
Дополнительно