Цитаты из русской классики со словом «гнозис»
В последней глубине христианская вера есть
гнозис, знание посвященных через отречение, но до глубины этой не доходит гностическая теософия.
Наибольшую трудность для рационального метафизического и теологического истолковывания представляет мистический
гнозис Якова Бёме, величайшего из мистиков гностического типа всех времен.
В этом соблазн «
гнозиса» и духовная опасность гностического пути оккультизма.
В новой мистике должен быть силен профетически-мессианский элемент, и в ней должен раскрыться подлинный
гнозис, который не будет заключать в себе космического прельщения старых гностиков.
Мистический
гнозис всегда давал антиномические решения проблемы зла, всегда в нем дуализм таинственно сочетался с монизмом.
Это интуиция художественная, но не только художественная, это — также идейная, познавательная, философская интуиция, это —
гнозис.
Меня поражали напряженность духовного искания, захваченность одной какой-нибудь идеей, искание правды жизни, а иногда и глубокомысленный
гнозис.
Миф этот выражен в «Пире» Платона, он занимает центральное место в гениальном
гнозисе Я. Бёме.
Мистический
гнозис Я. Бёме имел семитически-кабалистическую прививку, и потому проблема человека имела для него особенное значение.
Для теософии религия есть универсальный
гнозис, преемственно передаваемый путем посвящения, путем обучения у мудрых учителей.
Вся новая философия, начиная с Декарта и кончая неокантианцами, отрицает необходимость посвящения и приобщения для стяжания знания,
гнозиса, и потому тайны бытия и таинства жизни для философии закрываются.
Христианский
гнозис приводит к трансцендентному реализму, к конкретному персонализму, к философии свободы.
Догматы Христовы — непостижимы, сверхразумны, и отречение, отвержение соблазнов рациональных есть условие религиозного
гнозиса.
Христианская философия не есть «
гнозис» в смысле Валентина и не есть «теософия» в смысле Р. Штейнера, хотя в своем собственном смысле она и
гнозис, и теософия.
Сказанное дает основание и для суждения о пределах религиозного
гнозиса, или вообще о гностическом направлении в религии, которое всегда существовало, в настоящее же время проявляется с наибольшею силой, с одной стороны, в метафизическом рационализме, а с другой — в так называемом теософическом движении, точнее, в современном оккультизме.
Христианский
гнозис требует акта самоотречения, отречения от гностической гордости, от притязаний разумного познания.
В современной «теософии», как и в прежнем люциферианском
гнозисе, царит не свобода, а магическая заколдованность бытия и медиумизм человека.
В христианстве истина открывается младенцам, а не мудрым, и
гнозис есть плод религиозной жизни.
Несмотря на его особенности, он все же остается представителем восточной мистики, соединявшей в себе умозрительную мистику
гнозиса с сердечной мистикой эроса.
Весь опыт новой философии громко свидетельствует о том, что проблемы реальности, свободы и личности могут быть истинно поставлены и истинно решены лишь для посвященных в тайны христианства, лишь в акте веры, в котором дается не призрачная, а подлинная реальность и конкретный
гнозис.
Первые славянофилы, Киреевский и Хомяков, яснее Вл. Соловьева сознавали, что лишь религиозно, а не философски, лишь в полноте жизни, а не в
гнозисе достижим универсальный синтез, всеединство, так как свободнее были от рационализма.
Мистический путь есть путь
гнозиса, а не путь Эроса.
Но
гнозис веры дается внутренним подвигом самоотречения, который и допускает к высшим реальностям.
Но уже очень рано в мистической и святоотеческой литературе (вероятно, не без влияния неоплатонизма и
гнозиса с его восточными корнями) появляется иное воззрение.
Но в подлинном высшем
гнозисе есть изначальное откровение смысла, солнечный свет, падающий сверху на лестницу познания.
«
Гнозис», «духовное знание», вновь выставляется средством сделаться «богами», в сознании софийности своей и богонасыщенности всей софийной твари, причем ради познания твари, под предлогом углубления в божественную стихию мира, получается забвение о Боге.
Лишь в мистическом
гнозисе христианства все это дано и нигде более.
Христианский
гнозис есть стяжание себе разума божественным безумием.
Ошибочно поэтому думать, что вера соответствует лишь детскому состоянию религиозного сознания, а в более зрелом возрасте заменяется и вытесняется знанием — философией и наукой (хотя и «духовной»), вообще
гнозисом.
Исихия в византийской мистике XIV века есть совершенный покой души, безмолвие, преобладание
гнозиса над эросом.
Сокровенный
гнозис есть знание, но не наука.].
Но тем с большей решительностью притязаниям «
гнозиса» [
Гнозис — в пер. с греч. означает «знание», «познание», здесь: вообще наука.], нисколько он хочет заместить собой триединство веры, надежды и любви, должно противопоставляться смирение верующей любви, которая одна «никогда не престанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8).
Тот высший
гнозис, который дает нам вера, не отменяет истин науки как низших.
В науке есть элементы высшего
гнозиса, в ней как бы приоткрываются человеку тайны Божьего творения.
Отношение между верой и
гнозисом вообще принадлежит к тончайшим вопросам религиозной гносеологии.
Гнозис есть изначальное осмысливание, в нем есть мужественная активность Логоса.
Отвлеченный
гнозис есть функция ego, между тем как Божья заповедь повелевала преодолеть этот эгоцентризм в любви супружеской, космической, божественной.
Религиозный
гнозис лишь превращает частную научную истину в истину полную и цельную, в истину как путь жизни.
Полный и окончательный
гнозис есть само бытие, полнота бытия, обладание подлинными реальностями.
Из священного
гнозиса превратилась философия в полицейский распорядок отвлеченной мысли, в охрану, в градоначальство, к которому обращаются за разрешением устроить то или иное в царстве мысли и познания.
Вместо живого Бога поклонился Гегель своему философскому
гнозису, отвлеченному своему разуму.
Однако мотив, природа, ориентировка веры и
гнозиса вполне различны.
Искусителей был здесь лишь недолжный, нецеломудренный путь к знанию, вымогательство знания, кичливость
гнозиса пред смиренно верующей любовью.
Напротив, меональное НИЧТО — НЕЧТО не таит никакой антиномии; наоборот, она фактически отрицается в рационально-мистическом
гнозисе.
Гнозис люциферианский, змииный, не знает свободы и не учит свободе.
Вера не отрицает
гнозиса, напротив, она порождает его и оплодотворяет: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею (т. е. волею), и всем разумением твоим (т. е.
гнозисом)» (Мф. 22:37), и, конечно, дух, загоревшийся верою, принесет ее огонь и свет во все области своего творчества.
Неблагодатный
гнозис есть знание лжеимянное, призрачное, обманчивое.
После акта веры открывается смысл вещей, рождается
гнозис.
Есть
гнозис, превышающий науку и от нее не зависящий.
Религия имеет в своих основах опытный, можно сказать, эмпирический характер (конечно, понятие опыта берется здесь в расширенном смысле), а потому не может быть установлена одной философской «дедукцией» или мистическим «
гнозисом».
Синонимы к слову «гнозис»
Предложения со словом «гнозис»
- Сопоставим оценки за отсроченное узнавание предметных изображений и геометрических фигур и отсроченное воспроизведение невербализуемых фигур с оценками проб на зрительный гнозис и конструктивный праксис.
- Речь идёт о процессах слухового гнозиса, а непонимание речи носит вторичный характер.
- Миф был особой формой, зафиксировавшей в истории опыт гнозиса.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «гнозис»
Значение слова «гнозис»
Гно́зис (гно́сис) (от греч. γνώσις — «знание») — высшее, эзотерическое, откровенное, мистическое знание. Центральное понятие гностицизма. В раннем христианстве эзотерическому знанию гностиков противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса — высшего проникновенного богопознания. Заметное распространение понятие получает в оккультно-мистических учениях Нового времени и XX века. (Википедия)
Все значения слова ГНОЗИС
Дополнительно