Неточные совпадения
Так развивается
понятие прекрасного в господствующей эстетической
системе.
Я не буду говорить о том, что основные
понятия, из которых выводится у Гегеля определение прекрасного], теперь уже признаны не выдерживающими критики; не буду говорить и о том, что прекрасное [у Гегеля] является только «призраком», проистекающим от непроницательности взгляда, не просветленного философским мышлением, перед которым исчезает кажущаяся полнота проявления идеи в отдельном предмете, так что [по
системе Гегеля] чем выше развито мышление, тем более исчезает перед ним прекрасное, и, наконец, для вполне развитого мышления есть только истинное, а прекрасного нет; не буду опровергать этого фактом, что на самом деле развитие мышления в человеке нисколько не разрушает в нем эстетического чувства: все это уже было высказано много раз.
Как следствие [основной идеи гегелевской
системы] и часть метафизической
системы, изложенное выше
понятие о прекрасном падает вместе с нею.
Итак, должно сказать, что новое
понятие о сущности прекрасного, будучи выводом из таких общих воззрений на отношения действительного мира к воображаемому, которые совершенно различны от господствовавших прежде в науке, приводя к эстетической
системе, также существенно различающейся от
систем, господствовавших в последнее время, и само существенно различно от прежних
понятий о сущности прекрасного.
Что касается существенного различия прежнего и предлагаемого нами
понятия о прекрасном, оно обнаруживается, как мы сказали, на каждом шагу; первое доказательство этого представляется нам в
понятиях об отношении к прекрасному возвышенного и комического, которые в господствующей эстетической
системе признаются соподчиненными видоизменениями прекрасного, проистекающими от различного отношения между двумя его факторами, идеею и образом.
В сущности эти два определения совершенно различны, как существенно различными найдены были нами и два определения прекрасного, представляемые господствующею
системою; в самом деле, перевес идеи над формою производит не собственно
понятие возвышенного, а
понятие «туманного, неопределенного» и
понятие «безобразного» (das Hässliche) [как это прекрасно развивается у одного из новейших эстетиков, Фишера, в трактате о возвышенном и во введении к трактату о комическом]; между тем как формула «возвышенное есть то, что пробуждает в нас (или, [выражаясь терминами гегелевской школы], — что проявляет в себе) идею бесконечного» остается определением собственно возвышенного.
Чтобы за существенное различие нашего воззрения на искусство от
понятий, которые имела о нем теория подражания природе, ручались не наши только собственные слова, приведем здесь критику этой теории, заимствованную из лучшего курса господствующей ныне эстетической
системы.
Правда лишь в персоналистической, драматической мистике и философии, и на своей вершине она должна быть символикой жизни и духовного пути, а не
системой понятий и идей, восходящих до верховной идеи бытия.
Всякая
система понятий, система теологическая, находится во власти причинного, категориального мышления, т. е. необходимости, детерминированности.
Неточные совпадения
Разумеется, это было возможно только при целой
системе таких оправданий и примирений, откуда было недалеко и до совершенной путаницы
понятий.
Все это, конечно, усвоивалось мною беспорядочно, без всякой
системы, тем не менее запас фактов накоплялся, и я не раз удивлял родителей, рассказывая за обедом такие исторические эпизоды, о которых они и
понятия не имели.
— Далее, я поведу войну с семейными разделами и общинным владением. Циркуляры по этим предметам еще не готовы, но они у меня уж здесь (он ткнул себя указательным пальцем в лоб)! Теперь же я могу сказать тебе только одно: в моей
системе это явления еще более вредные, нежели пьянство; а потому я буду преследовать их с большею энергией, нежели даже та, о которой ты получил
понятие из сейчас прочитанного мной документа.
Истинная метода одна: это собственно процесс ее органической пластики; форма,
система — предопределены в самой сущности ее
понятия и развиваются по мере стечения условий и возможностей осуществления их.
Из представленного нами очерка читатели, незнакомые с произведениями Овэна, могут составить себе некоторое
понятие об общих положениях, на которых опиралась изобретенная им разумная
система общественного устройства.