Мы готовы, однако же, согласиться, что преднамеренности больше в прекрасных произведениях искусства, нежели в
прекрасных созданиях природы, и что в этом отношении искусство стояло бы выше природы, если б его преднамеренность была свободна от недостатков, от которых свободна природа.
Неточные совпадения
«Последнее
создание все выше и выше стремящейся природы —
прекрасный человек.
Виттория из Альбано, которая была «
прекраснее всех
созданий искусства в Риме, красота которой была недосягаема для художников».
Сюда, во-первых, принадлежат различные житейские стремления и потребности художника, не позволяющие ему быть только художником и более ничем; во-вторых, его умственные и нравственные взгляды, также не позволяющие ему думать при исполнении исключительно только о красоте; в-третьих, накоиец, идея художественного
создания является у художника обыкновенно не вследствие одного только стремления создать
прекрасное: поэт, достойный своего имени, обыкновенно хочет в своем произведении передать нам свои мысли, свои взгляды, свои чувства, а не исключительно только созданную им красоту.
Одним словом, если красота в действительности развивается в борьбе с другими стремлениями природы, то и в искусстве красота развивается также в борьбе с другими стремлениями и потребностями человека, ее создающего; если в действительности эта борьба портит или губит красоту, то едва ли менее шансов, что она испортит или погубит ее в произведении искусства; если в действительности
прекрасное развивается под влияниями, ему чуждыми, не допускающими его быть только
прекрасным, то и
создание художника или поэта развивается множеством различных стремлений, результат которых должен быть таков же.
Если редко бывает в действительности совершенно благоприятный случай для
создания прекрасного или возвышенного, то еще реже благоприятный случай рождения и беспрепятственного развития великого гения, потому что здесь нужно стечение гораздо большего числа благоприятных условий.
Но если под
прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, — полное согласие идеи и формы, то из стремления к
прекрасному надобно выводить не искусство в частности, а вообще всю деятельность человека, основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление к
созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к
прекрасному искусство, мы смешиваем два значения этого слова: 1) изящное искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству идеи и формы.
Итак, надобно кстати и некстати наполнять поэтические
создания описаниями природы: чем больше их, тем больше
прекрасного в нашем произведении.
13)
Создания искусства ниже
прекрасного в действительности не только потому, что впечатление, производимое действительностью, живее впечатления, производимого
созданиями искусства:
создания искусства ниже
прекрасного (точно так же, как ниже возвышенного, трагического, комического) в действительности и с эстетической точки зрения.
Твое спокойствие мне всего дороже: ты не могла им наслаждаться, пока взоры света были на нас устремлены. Вспомни всё, что ты вытерпела, все оскорбления самолюбия, все мучения боязни; вспомни ужасное рождение нашего сына. Подумай: должен ли я подвергать тебя долее тем же волнениям и опасностям? Зачем силиться соединить судьбу столь нежного, столь
прекрасного создания с бедственной судьбою негра, жалкого творения, едва удостоенного названия человека?
Напрасно говорю я себе, что я не мог ожидать такой мгновенной развязки, что она меня самого поразила своей внезапностью, что я не подозревал, какое существо была Вера. Она, точно, умела молчать до последней минуты. Мне следовало бежать, как только я почувствовал, что люблю ее, люблю замужнюю женщину; но я остался — и вдребезги разбилось
прекрасное создание, и с немым отчаянием гляжу я на дело рук своих.
Неточные совпадения
Но когда я опять взглянул на
прекрасное личико моей дамы, в нем было, кроме того выражения веселости, здоровья и беззаботности, которое понравилось мне в моем, столько изящной и нежной красоты, что мне сделалось досадно на самого себя, я понял, как глупо мне надеяться обратить на себя внимание такого чудесного
создания.
И между всем этим народонаселением проходят и проезжают
прекрасные, нежные
создания — английские женщины.
В Греции идея уже получает конечную форму и определение; человеческое начало выступает и выражает свободно идею в определенных
прекрасных образах и
созданиях, то есть для себя бытие идеи, fur sich sein, в области идеального созерцания и творчества.
Его первая жена, моя сестра,
прекрасное, кроткое
создание, чистая, как вот это голубое небо, благородная, великодушная, имевшая поклонников больше, чем он учеников, — любила его так, как могут любить одни только чистые ангелы таких же чистых и
прекрасных, как они сами.