Здесь же считаю не излишним заметить, что в определении красоты как единства идеи и образа, — в этом определении, имеющем в виду не прекрасное
живой природы, а прекрасные произведения искусств, уже скрывается зародыш или результат того направления, по которому эстетика обыкновенно отдает предпочтение прекрасному в искусстве перед прекрасным в живой действительности.
Что касается до очертаний отдельной человеческой фигуры, надобно сказать, что живопись уступает в этом отношении не только природе, но и скульптуре: она не может очерчивать так полно и определенно; зато, распоряжаясь красками, она изображает человека гораздо ближе к
живой природе и может придавать его лицу гораздо более выразительности, нежели скульптура.
Неточные совпадения
Самое общее из того, что мило человеку, и самое милое ему на свете — жизнь; ближайшим образом такая жизнь, какую хотелось бы ему вести, какую любит он; потом и всякая жизнь, потому что все-таки лучше жить, чем не жить: все
живое уже по самой
природе своей ужасается погибели, небытия и любит жизнь. И кажется, что определение...
У Фишера в отделении «О прекрасном в
природе» постоянно говорится, что прекрасное только то, что
живое или кажется
живым.
Природа здесь представляется
живым существом, чрезвычайно раздражительным, чрезвычайно щекотливым насчет своей неприкосновенности.
Румор отвечает на это, что «
природа не отдельный предмет, представляющийся нам под владычеством случая, а совокупность всех
живых форм, совокупность всего произведенного
природою, или, лучше сказать, сама производящая сила», — ей должен предаться художник, не довольствуясь отдельными моделями.
Если совершенства нет в
природе и в
живом человеке, то еще меньше можно найти его в искусстве и в делах человека; «в следствии не может быть того, чего нет в причине», в человеке.
Вообще говоря, произведения искусства страдают всеми недостатками, какие могут быть найдены в прекрасном
живой действительности; но если искусство вообще не имеет никаких прав на предпочтение
природе и жизни, то, быть может, некоторые искусства в частности обладают какими-нибудь особенными преимуществами, ставящими их произведения выше соответствующих явлений
живой действительности? быть может даже, то или другое искусство производит нечто, не имеющее себе соответствия в реальном мире?
Этого мало; подражать
природе — тщетное усилие, далеко не достигающее своей цели потому, что, подражая
природе, искусство, по ограниченности своих средств, дает только обман вместо истины и вместо действительно
живого существа только мертвую маску».
Но мы уже заметили, что в этой фразе важно слово «образ», — оно говорит о том, что искусство выражает идею не отвлеченными понятиями, а
живым индивидуальным фактом; говоря: «искусство есть воспроизведение
природы в жизни», мы говорим то же самое: в
природе и жизни нет ничего отвлеченно существующего; в «их все конкретно; воспроизведение должно по мере возможности сохранять сущность воспроизводимого; потому создание искусства должно стремиться к тому, чтобы в нем было как можно менее отвлеченного, чтобы в нем все было, по мере возможности, выражено конкретно, в
живых картинах, в индивидуальных образах.
И. М. Долгорукий, которого
живая природа требовала деятельности современной, общественной, как бы ни было мелко ее содержание, составил у себя в доме приятельское литературное общество, над которым и тогда подсмеивались иные члены и посетители.
Неточные совпадения
Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия
природы сильнее,
живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины
природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце
живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
— Отчего вы такой? — повторил он в раздумье, останавливаясь перед Марком, — я думаю, вот отчего: от
природы вы были пылкий,
живой мальчик. Дома мать, няньки избаловали вас.
Природа вложила только страсть в
живые организмы, другого она ничего не дает.
— Может быть, — говорила она, как будто отряхивая хмель от головы. — Так что же? что вам? не все ли равно? вы этого хотели! «
Природа влагает страсть только в
живые организмы, — твердили вы, — страсть прекрасна!..» Ну вот она — любуйтесь!..