Неточные совпадения
Но посмотришь на плоды, чтобы оценить дерево, как учил Христос, и увидишь, что плоды их были злы, что последствием их деятельности было извращение христианства, и не можешь не признать, что, как ни добры были люди, —
дело церкви,
в котором эти люди
участвовали, было нехристианское.
Не может человек нашего времени, исповедуй он или не исповедуй божественности Христа, не знать, что
участвовать в качестве ли царя, министра, губернатора, или урядника
в том, чтобы продать у бедной семьи последнюю корову на подати для того, чтобы отдать эти деньги на пушки или на жалованье и пансионы роскошествующим, праздным и вредным чиновникам; или
участвовать в том, чтобы посадить
в тюрьму кормильца семьи за то, что мы сами развратили его, и пустить семью его по миру; или
участвовать в грабежах и убийствах войн; или во внушении вместо Христова закона диких идолопоклоннических суеверий; или загнать забежавшую на свою землю корову человека, у которого нет земли; или с человека, работающего на фабрике, вычесть за нечаянно испорченный предмет; или содрать вдвое за предмет с бедного только потому, что он
в крайней нужде; не может не знать ни один человек нашего времени, что все эти
дела — скверные, постыдные и что делать их не надо.
Так, отказываются от добровольной уплаты податей, потому что подати употребляются на
дела насилия: жалованье насильникам, военным, на устройство тюрем, крепостей, пушек, а они, как христиане, считают грешным и безнравственным
участвовать в этих
делах.
Нужно только, чтобы людям стало так же стыдно делать
дела насилия,
участвовать в них и пользоваться ими, как стыдно теперь быть и слыть мошенником, вором, трусом, нищим.
Чиновники, офицеры, солдаты не только присутствовали при этом, но своим присутствием
участвовали в этом
деле и охраняли от нарушения со стороны толпы порядок совершения этого государственного акта.
Сказать, что они это делают из убеждения, как это обыкновенно говорят и они сами повторяют, — из убеждения
в необходимости поддержания государственного устройства, было бы несправедливо, во-первых, потому, что все эти люди едва ли когда-нибудь даже думали о государственном устройстве и необходимости его; во-вторых, никак не могут они быть убеждены, чтобы то
дело,
в котором они
участвуют, служило бы поддержанию, а не разрушению государства, а в-третьих,
в действительности большинство этих людей, если не все, не только не пожертвуют никогда своим спокойствием и радостью для поддержания государства, но никогда не пропустят случая воспользоваться для своего спокойствия и радости всем, чем только можно,
в ущерб государству.
Но не только эти люди, едущие
в этом поезде и готовые на убийства и истязания, но как могли те люди, от которых началось всё
дело: помещик, управляющий, судья и те, которые из Петербурга предписали это
дело и
участвуют в нем своими распоряжениями, как могли эти люди: министр, государь, тоже добрые, исповедующие христианство люди, как могли они затеять и предписать такое
дело, зная его последствия?
Стоит только поговорить с ними, со всеми участниками этого
дела, от помещика до последнего городового и солдата, чтобы увидать, что все они
в глубине души знают, что это
дело дурное и что лучше бы было не
участвовать в нем, и страдают от этого.
Все эти люди, как те, которые, как помещик, управляющий, министр, царь, содействовали совершению этого
дела, так же как и те, которые едут теперь
в этом поезде, даже и те, которые, не
участвуя в этом
деле, видят со стороны совершение его, все знают, что
дело это дурное, и стыдятся своего участия
в нем и даже присутствия при нем.
Эта-то уверенность
в том, что существующий порядок есть необходимый и потому неизменный порядок, поддерживать который составляет священную обязанность всякого человека, и дает добрым и
в частной жизни нравственным людям возможность
участвовать с более или менее спокойной совестью
в таких
делах, как то, которое совершалось
в Орле и к совершению которого готовились люди, ехавшие
в тульском поезде.
Начальствующие лица высших сословий: помещики, купцы, судьи, сенаторы, губернаторы, министры, цари, офицеры
участвуют в таких
делах, поддерживая существующий порядок, потому что этот порядок выгоден им.
Кроме того, они, часто добрые, кроткие люди, чувствуют себя
в состоянии
участвовать в таких
делах еще и потому, что участие их ограничивается подстрекательствами, решениями, распоряжениями.
Все они сделали то, что сделали, и готовятся делать то, что предстоит им, только потому, что представляются себе и другим не тем, что они суть
в действительности, — людьми, перед которыми стоит вопрос:
участвовать или не
участвовать в дурном, осуждаемом их совестью
деле, а представляются себе и другим различными условными лицами: кто — царем-помазанником, особенным существом, призванным к попечению о благе 100 миллионов людей, кто — представителем дворянства, кто — священником, получившим особенную благодать своим посвящением, кто — солдатом, обязанным присягой без рассуждения исполнять всё, что ему прикажут.
Стоило некоторым людям, участникам и неучастникам этого
дела, свободным от внушения, еще тогда, когда только готовились к этому
делу, смело высказывать свое негодование перед совершившимися
в других местах истязаниями и отвращение и презрение к людям, участвовавшим
в них, стоило
в настоящем тульском
деле некоторым лицам выразить нежелание
участвовать в нем, стоило проезжавшей барыне и другим лицам тут же на станции высказать тем, которые ехали
в этом поезде, свое негодование перед совершаемым ими
делом, стоило одному из полковых командиров, от которых требовались части войск для усмирения, высказать свое мнение, что военные не могут быть палачами, и благодаря этим и некоторым другим, кажущимся неважными частным воздействиям на людей, находящихся под внушением,
дело приняло совсем другой оборот, и войска, приехав на место, не совершили истязаний, а только срубили лес и отдали его помещику.
Неточные совпадения
Теперь, присутствуя на выборах и
участвуя в них, он старался также не осуждать, не спорить, а сколько возможно понять то
дело, которым с такою серьезностью и увлечением занимались уважаемые им честные и хорошие люди. С тех пор как он женился, Левину открылось столько новых, серьезных сторон, прежде, по легкомысленному к ним отношению, казавшихся ничтожными, что и
в деле выборов он предполагал и искал серьезного значения.
Все события
дня были разговоры: разговоры, которые он слушал и
в которых
участвовал.
Не
участвуй он сам
в этом предприятии, никаким жидам
в мире не удалось бы привести
в исполнение подобного
дела.
Дело ходило по судам и поступило наконец
в палату, где было сначала наедине рассуждено
в таком смысле: так как неизвестно, кто из крестьян именно
участвовал, а всех их много, Дробяжкин же человек мертвый, стало быть, ему немного
в том проку, если бы даже он и выиграл
дело, а мужики были еще живы, стало быть, для них весьма важно решение
в их пользу; то вследствие того решено было так: что заседатель Дробяжкин был сам причиною, оказывая несправедливые притеснения мужикам Вшивой-спеси и Задирайлова-тож, а умер-де он, возвращаясь
в санях, от апоплексического удара.
На вопрос, точно ли Чичиков имел намерение увезти губернаторскую дочку и правда ли, что он сам взялся помогать и
участвовать в этом
деле, Ноздрев отвечал, что помогал и что если бы не он, то не вышло бы ничего, — тут он и спохватился было, видя, что солгал вовсе напрасно и мог таким образом накликать на себя беду, но языка никак уже не мог придержать.