Не надо ни особенно презирать, ни особенно почитать никакого человека. Будешь презирать человека — не оценишь того добра, которое есть в нем. Будешь слишком
почитать человека, будешь слишком много требовать от него. Для того, чтобы не ошибиться, надо презирать, так же как и в себе, телесное человека и уважать его как духовное существо, в котором живет дух божий.
Неточные совпадения
Помни, что в каждом
человеке живет тот же дух, какой живет и в тебе, и потому
чти как святыню и свою душу и душу каждого
человека.
Гордость тем гадка, что
люди гордятся тем, чего надо стыдиться: богатством, славой,
почестями.
Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается от ложной
почести и ложной похвалы людской; сознание же достоинства увеличивается, напротив, от ложного унижения и осуждения
людей.
Послушаешь или
почитаешь речи живущих в достатке и роскоши
людей образованных: все они признают равенство всех
людей и возмущаются против всякого принуждения, угнетения, нарушения свободы рабочих сословий. А посмотришь на их жизнь, все они не только живут этим угнетением, принуждением, нарушением свободы рабочих сословий, но, где могут, восстают против попыток рабочих сословий выйти из этого положения угнетения, несвободы и принуждения.
Человеку дана власть только над самим собою. Только свою жизнь может устраивать
человек так, как он считает для себя хорошим и нужным. А
почти все
люди заняты тем, чтобы устраивать жизнь других
людей, и из-за этой заботы об устройстве жизни
людей сами подчиняются тому устройству, которое приготавливают для них другие
люди.
Люди придумывают хитроумные рассуждения о том, почему и для чего они наказывают. А на деле они
почти всегда наказывают только потому, что считают наказания
людей для себя выгодными.
В наше время уже трудно встретить
людей, которые не понимали бы того, что властвующие над ними не только нравственно не выше их, но
почти всегда ниже большинства
людей, и не обсуживали бы поступки и распоряжения этих
людей, большей частью не одобряя их, но не решаясь противодействовать им, не рассчитывая на общее и единовременное согласие.
Когда трудно,
почти невозможно понять, для чего
человек поступает так, как он поступает, будь уверен, что причина его поступков — желание славы людской.
То, что у нас называется наукой,
почти всё только выдумки богатых
людей, нужные только затем, чтобы занять их праздное время.
Персидский мудрец говорит: «Когда я был молод, я сказал себе: хочу познать всю науку. И я узнал
почти всё, что знали
люди, но когда я стал стар и взглянул на всё то, что я узнал, то я увидал, что жизнь моя прошла и я ничего не знаю».
Натуральный ум может заменить
почти всякую степень образования, но никакое образование не заменит натурального ума, хотя и имеет перед таким
человеком преимущество богатства знания случаев и фактов (сведения исторические) и определение причинности (естественные науки) — всё в правильном, легком обозрении; но он от этого не обладает более правильным и глубоким взглядом на настоящую сущность всех этих событий, случаев и причинностей.
Чем богаче по внешности, благоустроеннее жизнь
человека, тем труднее, дальше от него радость самоотречения. Богатые
почти совсем лишены этого. Для бедного всякая отрывка от своей работы для помощи ближнему, всякий ломоть хлеба, поданный нищему, есть радость самоотречения.
Обманутые — это все те великие и святые, которых
почитали и
почитают все
люди; обманутые все те, кто жил для чего-либо лучшего, чем свое собственное счастье, и отдал свою жизнь за благо
людей.
Обманутые все эти
люди, — даже Христос напрасно страдал, отдавая свой дух воображаемому отцу, и напрасно думал, что проявляет его своею жизнью. Трагедия Голгофы вся была только ошибка: правда была на стороне тех, которые тогда смеялись над ним и желали его смерти, и теперь на стороне тех, которые совершенно равнодушны к тому соответствию с человеческой природой, которое представляет эта выдуманная будто бы история. Кого
почитать, кому верить, если вдохновение высших существ только хитро придуманные басни?
Для умирающего
человека раскрывается что-то в минуту смерти. «Ах, так вот что!» — говорит
почти всегда выражение лица умирающего. Мы же, остающиеся, не можем видеть того, что раскрылось ему. Для нас раскроется после, в свое время.
Неточные совпадения
Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую
честь бог послал городничему, — что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого
человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!
Добчинский. Молодой, молодой
человек; лет двадцати трех; а говорит совсем так, как старик: «Извольте, говорит, я поеду и туда, и туда…» (размахивает руками),так это все славно. «Я, говорит, и написать и
почитать люблю, но мешает, что в комнате, говорит, немножко темно».
Правдин. А кого он невзлюбит, тот дурной
человек. (К Софье.) Я и сам имею
честь знать вашего дядюшку. А, сверх того, от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.
Стародум. Как понимать должно тому, у кого она в душе. Обойми меня, друг мой! Извини мое простосердечие. Я друг честных
людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. В твоем вижу и
почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Это
люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов, за которою
почти ничего не видно.