Неточные совпадения
Но были и есть всегда
люди с утонченным
умом и ученостью, которые хотят словами выяснить понятие бога.
Хорошо бы было, если бы это заблуждение оставалось только заблуждением
ума; но дело в том, что удовлетворение похотей тела загрязняет душу, так что
человек, загрязнивший похотливой жизнью свою душу, уже теряет способность находить свое благо в любви.
Ручной труд, и особенно земледельческий, полезен не только для тела, но и для души.
Людям, не работающим руками, бывает трудно здраво понимать вещи. Такие
люди не переставая думают, говорят, слушают или читают.
Уму нет отдыха, и
ум раздражается и путается. Земледельческий же труд полезен
человеку тем, что труд, кроме того отдыха, который он дает ему, труд этот помогает
человеку просто, ясно и разумно понимать положение
человека в жизни.
Считать себя умнее, добрее, лучше других
людей никто не может уже по одному тому, что никто не может знать цены ни своего
ума, ни своих добродетелей, а еще меньше может знать настоящую цену
ума и добродетелей других
людей.
Хорошо, когда
человек уважает сам себя за то, что в нем живет дух божий; но беда, когда
человек гордится тем, что в нем человеческое: своим
умом, ученостью, знатностью, богатством, своими добрыми делами.
Говорят, всегда будут одни
люди сильнее, другие слабее, одни умнее, другие глупее. Именно поэтому-то, потому, что одни
люди сильнее, умнее других, говорит Лихтенберг, особенно-то и нужно равенство прав
людей. Если бы, кроме неравенства
ума и силы, было еще неравенство прав, то угнетение слабых сильными было бы еще больше.
Принуждающий нас силой как бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его. Как благодетелей наших, мы любим тех, кто умеет убедить нас. Не мудрый, а грубый, непросвещенный
человек прибегает к насилию. Чтобы употребить силу, надо многих соучастников; чтобы убедить, не надо никаких. Тот, кто чувствует достаточно силы в самом себе, чтобы владеть
умами, не станет прибегать к насилию. Государство прибегает именно потому, что оно сознает свое бессилие убедить
людей в своей необходимости.
«Верь или будь проклят». В этом главная причина зла. Если
человек принимает без рассуждения то, что он должен бы был разобрать своим разумом,
человек в конце концов отвыкает от рассуждения и подпадает проклятию сам и вводит в грех своих ближних. Спасение
людей в том, чтобы каждому научиться думать своим
умом.
В особенности удивлялся он слепоте тех ложных ученых, которые не сознают, что человеческий
ум не может проникнуть в эти тайны. — Потому-то, — говорил он, — все эти
люди, воображающие, что смеют толковать о них, далеко не сходятся в своих основных мнениях, и когда послушаешь их всех вместе, то кажется, что находишься среди сумасшедших. И действительно, какие отличительные признаки несчастных, одержимых безумием? Они боятся того, в чем нет ничего страшного, и не страшатся того, что действительно опасно.
Ум укрепляется изучением нужного и важного для
человека и расслабляется изучением ненужного и ничтожного решительно так же, как тело укрепляется или расслабляется свежим или гнилым воздухом или пищею.
Натуральный
ум может заменить почти всякую степень образования, но никакое образование не заменит натурального
ума, хотя и имеет перед таким
человеком преимущество богатства знания случаев и фактов (сведения исторические) и определение причинности (естественные науки) — всё в правильном, легком обозрении; но он от этого не обладает более правильным и глубоким взглядом на настоящую сущность всех этих событий, случаев и причинностей.
Желания наши не будут добрыми, пока мы не исправим привычки
ума. Привычки
ума определяют желания. Привычки же
ума образуются общением с выводами мудрости лучших
людей мира.
Часто молодые
люди говорят: «Я не хочу жить чужим
умом, а сам обдумаю». Это совершенно справедливо, мысль своя дороже всех чужих мыслей. Но зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В том, что можно пользоваться чужими мыслями и идти дальше, сила человечества.
Нет ничего противнее
человека, кичащегося своим богатством, званием,
умом, просвещением, ученостью, добротой.
Объяснение этого странного противоречия только одно:
люди все в глубине души знают, что жизнь их не в теле, а в духе, и что всякие страдания всегда нужны, необходимы для блага духовной жизни. Когда
люди, не видя смысла в человеческой жизни, возмущаются против страданий, но все-таки продолжают жить, то происходит это только оттого, что они
умом утверждают телесность жизни, в глубине же души знают, что она духовна и что никакие страдания не могут лишить
человека его истинного блага.
Только испытав страдания, узнал я близко сродство человеческих душ между собою. Стоит только хорошенько выстрадаться самому, как уже все страдающие становятся тебе понятны. Этого мало, — самый
ум проясняется: дотоле скрытые положения и поприща
людей становятся тебе известны, и делается видно, что кому потребно. Велик бог, нас умудряющий. И чем же умудряющий? Тем самым горем, от которого мы бежим и хотим скрыться. Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.
Неточные совпадения
Простите,
люди добрые, // Учите уму-разуму, // Как жить самой?
Софья. Вижу, какая разница казаться счастливым и быть действительно. Да мне это непонятно, дядюшка, как можно
человеку все помнить одного себя? Неужели не рассуждают, чем один обязан другому? Где ж
ум, которым так величаются?
Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить
ум у
человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Стародум. Это странное дело!
Человек ты, как вижу, не без
ума, а хочешь, чтоб я отдал мою племянницу за кого — не знаю.
Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь
человек во всякое время. На все прочее мода: на
умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.