Неточные совпадения
5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от бога, стремятся к соединению с
тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с богом —
сознанием своей божественности. В этом всё большем и большем соединении с душами других людей — любовью и с богом —
сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни.
6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существами и богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается освобождением души от
того, что препятствует любви к людям и
сознанию своей божественности: грехи, т. е. потворство похотям тела, соблазны, т. е. ложные представления о благе, и суеверия, т. е. ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны.
30) Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей души со всем живым любовью и
сознанием своей божественности — с богом, достигаемым только усилием в настоящем, не может быть вопроса о
том, что будет с его душою после смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда естьв настоящем. О
том же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему.
Совесть — это
сознание того духовного существа, которое живет во всех людях. И только тогда, когда она такое
сознание, она верный руководитель жизни людей. А
то часто люди считают за совесть не
сознание этого духовного существа, а
то, что считается хорошим или дурным
теми людьми, с которыми они живут.
Прежде всего пробуждается в человеке
сознание своей отделенности от всего остального вещества,
то есть своего тела. Потом
сознание того, что отделено,
то есть своей души, и потом
сознание того, от чего отделена эта духовная основа жизни —
сознание всего — бога.
Человек может всякую минуту спросить себя, что я такое и что я сейчас делаю, думаю, чувствую, и может ответить себе: сейчас я делаю, думаю, чувствую то-то и то-то. Но если человек спросит себя: что же такое
то, что во мне сознает
то, что я делаю, думаю, чувствую? —
то он ничего не может ответить другого, как только
то, что это
сознание себя. Вот это-то
сознание себя и есть
то, что мы называем душою.
Душа человеческая, будучи отделена телом от бога и душ других существ, стремится к соединению с
тем, от чего она отделена. Соединяется душа с богом всё большим и большим
сознанием в себе бога, с душами же других существ — всё большим и большим проявлением любви.
Безгрешно
то, в чем нет
сознания единого с богом и со всем живым духа. От этого безгрешно животное, растение.
В наше время большая часть людей думает, что благо жизни в служении телу. Это видно из
того, что самое распространенное в наше время учение это — учение социалистов. По этому учению, жизнь с малыми потребностями есть жизнь скотская, и увеличение потребностей это первый признак образованного человека, признак
сознания им своего человеческого достоинства. Люди нашего времени так верят этому ложному учению, что только глумятся над
теми мудрецами, которые в уменьшении потребностей видели благо человека.
Главное средство борьбы с похотью — это
сознание человеком своей духовности. Стоит человеку вспомнить, кто он, для
того, чтобы половая страсть представилась ему
тем, что она и есть: унизительным животным свойством.
Сознание того, что если я сам не мог или сама не могла вполне отдаться служению богу,
то я сделаю всё возможное для
того, чтобы дети мои сделали это, —
сознание это дает и браку и воспитанию духовный смысл.
Гордость совсем не
то, что
сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается от ложной почести и ложной похвалы людской;
сознание же достоинства увеличивается, напротив, от ложного унижения и осуждения людей.
Мало
того, что люди этим путем избавляются от
сознания ответственности за совершаемые ими дела, они теряют нравственное
сознание своей ответственности еще и оттого, что, складываясь в государственное устройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя и других в
том, что все они не одинаковые люди, а люди, различающиеся между собою, «как звезда от звезды», что начинают искренно верить в это.
То особенное одно и
то же чувство умиления, которое мы испытываем при виде только что рожденного и только что умершего человеческого существа, к какому бы сословию он ни принадлежал, показывает нам наше врожденное
сознание равенства всех людей.
Надо приучать себя жить так, чтобы не думать о людском мнении, чтобы не желать даже любви людской, а жить только для исполнения закона своей жизни, воли бога. При такой одинокой, с одним богом жизни, правда, нет уж побуждений к добрым поступкам ради славы людской, но зато устанавливается в душе такая свобода, такое спокойствие, такое постоянство и такое твердое
сознание верности пути, которых никогда не узнает
тот, кто живет для славы людской.
Всякий истинный христианин при предъявлении к нему требования государства, противного его
сознанию, может и должен сказать: я не могу доказывать ни необходимости, ни вреда государства; знаю только одно
то, что, во-первых, мне не нужно государство, а во-вторых, что я не могу совершать все
те дела, которые нужны для существования государства.
Единственное объяснение
той безумной жизни, противной
сознанию лучших людей всех времен, которую ведут люди нашего времени, в
том, что молодые поколения обучаются бесчисленным самым трудным предметам: о состоянии небесных тел, о состоянии земли за миллионы лет, о происхождении организмов и т. п., не обучаются они только
тому одному, что всем и всегда нужно:
тому, какой смысл человеческой жизни, как надо прожить ее, что думали об этом вопросе и как решили его мудрейшие люди всех веков.
Эти вопросы так обширны, так многочисленны, что требуют отстранения из
сознания всего излишнего для
того, чтобы предоставить полный простор работе ума.
Самоотречение освобождает людей от грехов, смирение — от соблазнов, правдивость — от суеверий. Но для
того, чтобы человек мог отрекаться от похотей тела, смиряться перед соблазнами гордости и проверять разумом запутывающие его суеверия, он должен делать усилия. Только усилиями
сознания может человек избавиться от грехов, соблазнов и суеверий, лишающих его блага.
Царство божие усилием берется. Царство божие внутри вас есть (Луки XVI, 16; XVII, 21). Эти два стиха евангелия значат
то, что только усилием
сознания могут люди побороть в себе
те грехи, соблазны и суеверия, которые задерживают приближение царства божия.
Люди часто думают, что для
того, чтобы быть истинным христианином, надо делать особенные, необыкновенные дела. Это неправда. Для христианства нужны не особенные, необыкновенные дела, а только всегдашнее усилие
сознания, освобождающее себя от грехов, соблазнов и суеверий.
Я — орудие, которым работает бог. Мое истинное благо только в
том, чтобы участвовать в его работе. Участвовать же в его работе я могу только
теми усилиями
сознания, которые я делаю для
того, чтобы держать в порядке, чистоте, остроте, правильности
то орудие божье, которое поручено мне — себя, свою душу.
Мы делаем усилие проснуться и действительно просыпаемся, когда сон становится ужасен и нет уже больше сил переносить его.
То же надо делать и в жизни, когда она становится невыносима. В такие минуты надо усилием
сознания проснуться к новой, высшей, духовной жизни.
«Будьте совершенны, как совершен отец ваш небесный», — сказано в евангелии. Это не значит
то, что Христос велит человеку быть таким же совершенным, как бог, а значит
то, что всякий человек должен делать усилия
сознания, чтобы приближаться к совершенству. Полное совершенство — это бог; дело же человека приближаться к этому совершенству, и в этом приближении — жизнь человека.
Как ошибочно просить бога или даже людей, чтобы они вывели меня из моего плохого положения! Человеку не нужно ничьей помощи, не нужно и выходить из
того положения, в котором он находится, а нужно одно: самому делать усилия
сознания для
того, чтобы освобождаться от грехов, соблазнов и суеверий. Только в
той мере, в которой освободится человек от грехов, соблазнов и суеверий, изменится и улучшится его положение.
Сознание своего нездоровья, заботы об устранении его, главное — мысль о
том, что я теперь нездоров и не могу, а вот дай выздоровлю, тогда сделаю, — всё это великий соблазн. Это ведь значит говорить: не хочу
того, что мне дано, а
того, чего нет. Всегда можно радоваться
тому, что сейчас есть, и делать из
того, что есть (
то есть
тех сил, какие есть), всё, что можно.
Сознание того, что наслаждение находится в твоей власти, плодотворнее и обширнее, как и всё идеальное, чем удовлетворенное посредством этого наслаждения чувство, потому что вместе с удовлетворением уничтожается и самое чувство наслаждения.
Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. В действительности же есть только один руководитель — совесть,
то есть
сознание того голоса бога, который живет в нас. Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
Всякая великая истина для
того, чтобы войти в
сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. Первая ступень: «Это так нелепо, что не стоит и обсуждать». Вторая ступень: «Это безнравственно и противно религии». Третья ступень: «Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это».
Если бы мы захотели смешать
сознание своего назначения с наслаждением и предложили бы эту смесь в качестве лекарства больной душе,
то эти два начала сейчас же сами собой разделились бы.
Если же бы они этого не сделали, и
сознание возвышенного назначения человека не оказало бы никакого действия, и телесная жизнь приобрела бы, от стремления к наслаждению, будто бы совпадающему с назначением, некоторую силу,
то нравственная жизнь исчезла бы безвозвратно.
Отречение от животного блага ради духовного есть последствие изменения
сознания,
то есть человек, признававший себя прежде только животным, начинает признавать себя духовным существом. Если это изменение
сознания совершилось,
то то, что представлялось прежде лишением, страданием, представляется уже не лишением и страданием, а только естественным предпочтением лучшего худшему.
Чем больше человек переносит свою жизнь из жизни животной в жизнь духовную,
тем жизнь его становится свободнее и радостнее. Для
того же, чтобы человек мог переносить свою жизнь из жизни животной в жизнь духовную, надо, чтобы он сознавал себя духовным существом. Для
того же, чтобы человек мог сознавать себя духовным существом, ему надо отрекаться от жизни телесной. Для веры нужно самоотречение, для самоотречения нужно
сознание. Одно помогает другому.
Между
тем как
сознание человеком в себе духовного начала, вызывающее отречение от своей личности, гораздо сильнее всяких наград побуждает человека к исполнению закона добра.
Нехорошо скрывать от больного
то, что он может умереть от своей болезни. Надо, напротив, напоминать ему об этом. Скрывая это от него, мы лишаем его
того блага, которое дает ему болезнь, вызывая в нем
сознанием близости смерти усиление
сознания духовной жизни.
То, что время не может быть необходимым условием всего существующего, доказывается
тем, что мы сознаем в себе нечто не подлежащее времени: свою жизнь в настоящем. И потому вопрос о
том, есть ли или нет загробная жизнь, есть, собственно, вопрос о
том, что из двух реально: наше представление о времени или
сознание нашей жизни в настоящем.
Верить в будущую жизнь может только
тот, кто установил в своем
сознании то новое отношение к миру, которое не умещается в этой жизни.
Сознание близости смерти учит людей
тому, чтобы уметь кончать свои дела. Из всех же дел есть только одно дело, которое всегда совсем закончено: это дело любви в настоящем.
Если смерть есть полное уничтожение
сознания и подобна глубокому сну без сновидений,
то смерть — несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведенную им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью
те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами и неудовлетворенными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий не много найдет дней и ночей счастливее ночи без сновидений.
Я отыскивал его в истории человечества и в моем собственном
сознании, и я пришел к ненарушимому убеждению, что смерти не существует; что жизнь не может быть иная, как только вечная; что бесконечное совершенствование есть закон жизни, что всякая способность, всякая мысль, всякое стремление, вложенное в меня, должно иметь свое практическое развитие; что мы обладаем мыслями, стремлениями, которые далеко превосходят возможности нашей земной жизни; что
то самое, что мы обладаем ими и не можем проследить их происхождения от наших чувств, служит доказательством
того, что они происходят в нас из области, находящейся вне земли, и могут быть осуществлены только вне ее; что ничто не погибает здесь на земле, кроме видимости, и что думать, что мы умираем, потому что умирает наше тело, — всё равно что думать, что работник умер потому, что орудия его износились.
Мы боимся смерти только потому, что считаем собою
то орудие, которым мы призваны работать, — свое тело. А стоит привыкнуть считать собою
то, что работает орудием, — дух, и не может быть страха. Человек, считающий свое тело только данным ему для работы орудием, испытает в минуту смерти только
сознание неловкости, которое испытал бы работник, когда у него отнято прежнее орудие, которым он привык работать, а новое не дано еще.
Человек в первой половине своей жизни всё больше и больше любит предметы, людей,
то есть, выходя из своих пределов, переносит свое
сознание в другие существа.
«Иго мое благо». Люди надевают на себя ярмо, не по ним сделанное, и впрягаются в воз не по их силам. Ярмо не по себе и воз не по силам, — это жизнь для блага своего тела или для телесного блага других людей. Благо только во всё большем и большем
сознании в себе бога. Только это ярмо сделано как раз по силам людей, и ему-то учит Иисус. Попробуйте и узнаете, как ладно и легко. Кто захочет узнать, правду ли я говорю, пусть попытается делать
то, что я говорю, — сказал Иисус.