Неточные совпадения
Для того, чтобы людям выйти из той грязи греха, разврата и бедственной жизни, в которой они живут теперь, нужно одно: нужна такая вера, в которой люди
не жили бы, как теперь, каждый для себя, а жили бы все общей жизнью, признавали бы все один закон и одну цель. Только
тогда могли бы люди, повторяя слова молитвы господней: «Да приидет царство твое на земле, как на небе», надеяться на то, что царство божие точно придет на землю.
Царство божие придет к нам только
тогда, когда церковная вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. Время это приближается. Вера эта еще в зародыше. Но зародыш
не может
не разрастаться. Будем же ждать и работать для того, чтобы время это скорее пришло.
Если бы Христос
не отступал от того учения, которое
тогда считалось истиной, мы бы
не знали его великого учения.
Совесть — это сознание того духовного существа, которое живет во всех людях. И только
тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель жизни людей. А то часто люди считают за совесть
не сознание этого духовного существа, а то, что считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они живут.
Человек,
не оставайся человеком. Делайся богом — только
тогда ты сделаешь с собой то, что должно.
Итак, Иисус сказал им: когда вознесете сына человеческого,
тогда узнаете, что это я и что ничего
не делаю от себя, но как научил меня отец мой, так и говорю.
Душа и тело — вот что человек считает своим, о чем беспрестанно печется. Но надо знать, что настоящее «ты» — это
не твое тело, а твоя душа. Помни это, вознеси душу свою выше плоти, соблюдай ее от всякой житейской грязи,
не давай плоти подавлять ее, —
тогда хорошо проживешь жизнь.
Тогда мы
не можем ко всем этим чужим нам существам чувствовать ничего, кроме равнодушия, зависти, ненависти, злости.
Тогда те оскорбления, огорчения, угнетения, которые мы теперь делаем людям-братьям,
не замечая их, возмущали бы нас больше, чем теперешние величайшие преступления.
Странно, что я
не знаю его, а вместе с тем мне всегда страшно, когда я без него, а только
тогда нестрашно, когда я с ним.
Несчастны вы, мирские люди! Горести и тревоги у вас над головой и под ногами, и направо и налево, и сами вы для самих себя загадки. И такими загадками останетесь вы навсегда, если
не сделаетесь радостными и любовными, как дети. Только
тогда вы познаете меня, — и, познав меня, познаете себя, и
тогда только будете управлять собою.
Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для того вложил в нас потребность счастья, но он хотел, чтобы мы были счастливы все, а
не отдельные люди, и для того вложил в нас потребность любви. Оттого и счастливы могут быть люди только
тогда, когда они все будут любить друг друга.
Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной. Надо помнить, что во всяком человеке живет тот же дух, какой и в нас. Даже
тогда, когда человек отвратителен и душой и телом, надо думать так: «Да, на свете должны быть и такие уроды, и надо терпеть их». Если же мы показываем таким людям наше отвращение, то, во-первых, мы несправедливы, а во-вторых, вызываем таких людей на войну
не на живот, а на смерть.
Человек любит себя. Но если он любит в себе свое тело, то он ошибается, и от этой любви ему ничего
не будет, кроме страданий. Любовь к себе только
тогда хороша, когда человек любит в себе свою душу. Душа же одна и та же во всех людях. И потому, если человек любит свою душу, он будет любить и души других людей.
Тело хочет блага только себе, хотя бы во вред душе; душа же хочет блага себе, хотя бы во вред телу. Борьба эта кончается только
тогда, когда человек поймет, что жизнь его
не в теле, а в душе, и что тело — это только то, над чем должна работать его душа.
Мы всё находим, только самих себя
не умеем найти. Удивительное дело! Человек живет на свете много лет и
не может заметить за собою, когда он чувствует себя лучше всего. Только бы замечал это человек, и ему ясно станет, в чем его истинное благо; ясно станет то, что хорошо ему бывает только
тогда, когда в душе его любовь к людям.
Если доброе дело делается для чего-нибудь, то оно уже
не доброе дело. По-настоящему любишь только
тогда, когда
не знаешь, зачем и для чего.
И тогда-то люди, привыкшие служить своему телу, чтобы
не отречься от прошедшей жизни, придумывают соблазны и суеверия, которые дают им возможность жить в грехах.
Такое состояние души, при котором человек
не сознает того зла, которое делает, бывает у человека
тогда, когда он или
не желает проверять разумом свое поведение, или, еще хуже, употребляет свой разум на оправдание своих поступков, когда он подпал соблазнам и связанным с ними суевериям.
Служить телу надо только
тогда, когда оно требует этого. Употреблять же свой разум на то, чтобы придумывать удовольствия телу, — значит жить навыворот:
не тело заставлять служить душе, а душу телу.
Если бы люди ели только
тогда, когда они голодны, и питались простой, чистой и здоровой пищей, то они
не знали бы болезней и им легче было бы бороться со страстями.
Как в пище приходится людям в воздержании учиться у животных — есть только, когда голоден, и
не переедать, когда сыт, так приходится людям и в половом общении учиться у животных: так же, как животные, воздерживаться до полной зрелости, приступать к общению только
тогда, когда неудержимо влечешься к нему, и воздерживаться от полового общения, как только появился зародыш.
Хорошее, достигающее своей цели, питание бывает только
тогда, когда человек
не ест больше того, что может переварить его желудок.
Точно так же и хороший, достигающий своей цели, брак бывает только
тогда, когда муж
не имеет больше жен, а жена больше мужей, чем сколько их нужно для того, чтобы правильно воспитать детей, а это возможно только
тогда, когда у мужа одна жена, а у жены один муж.
Но чувство это законно только
тогда, когда соединенные браком супруги стараются воспитать детей так, чтобы они
не были помехой делу божьему, а работниками его.
Во всей животной жизни, и особенно в рождении детей, человеку надо быть выше скота, а никак уже
не ниже его. Люди же именно в этом самом большею частью ниже животного. Животные сходятся самец с самкой только
тогда, когда от них может быть плод. Люди же, мужчина с женщиной, сходятся ради удовольствия,
не думая о том, будут или
не будут от этого дети.
Тогда старец сказал: «Возьми ты эту чашу, полную масла, и обойди вокруг деревни и вернись, но смотри, чтобы ни капли масла
не пролил на землю».
«
Не заботьтесь и
не хлопочите,
не говорите, что надо подумать о том, что будем есть и чем оденемся. Это всем людям нужно, и бог знает эту нужду вашу. Так и
не заботьтесь о будущем. Живите настоящим днем. Заботьтесь о том, чтобы быть в воле отца. Желайте того, что одно важно, а остальное всё само прийдет. Старайтесь только быть в воле отца. Так и
не заботьтесь о будущем. Когда прийдет будущее,
тогда будет и забота».
И если мы
тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, —
тогда, брат Лев, только
тогда будет радость совершенная».
Только
тогда легко жить с человеком, когда
не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.
Если в старину, когда каждый народ подчинялся одной неограниченной власти своего верховного обоготворяемого владыки и представлялся сам себе как бы островом среди постоянно стремящегося залить его океана, если
тогда патриотизм и имел смысл и представлялся добрым делом, то в наше время, когда пережитое уже народами чувство требует от людей прямо противоположного тому, чего требует их разум, нравственное чувство, религия — признания равенства и братства всех людей, патриотизм
не может представляться
не чем иным, как только самым грубым суеверием.
Нельзя соединить неравенство с любовью. Любовь только
тогда любовь, когда она, как лучи солнца, падает одинаково на всё, что подпадает под лучи ее. Когда же она может обращаться на одно, а исключать другое, то это показывает только то, что это уже
не любовь, а нечто только похожее на нее.
Воздавайте добром за зло, всем прощайте. Только
тогда не будет зла на свете, когда все станут делать это. Может быть, у тебя недостанет силы делать так. Но знай, что только этого надо желать, этого одного добиваться, потому что это одно спасет нас от того зла, от которого мы все страдаем.
«
Тогда Петр приступил к нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему:
не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. XVIII, 21, 22).
Тогда Петр приступил к нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему:
не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
Говорят, что нельзя
не воздавать злом за зло, потому что если
не делать этого, то злые завладеют добрыми. Я думаю, что совсем напротив: только
тогда злые завладеют добрыми, когда люди будут думать, что позволено воздавать злом за зло, как это и есть теперь во всех христианских народах. Злые теперь завладели добрыми именно потому, что всем внушено, что
не только позволено, но и полезно делать зло людям.
Человека никогда
не будут хвалить все. Если он хороший, дурные люди будут находить в нем дурное и будут или смеяться над ним, или осуждать его. Если он дурной, хорошие
не будут одобрять его. Для того, чтобы все хвалили человека, ему надо перед добрыми притворяться добрым, а перед дурными — дурным. Но
тогда и те и другие угадают притворство, и те и другие будут презирать его. Одно средство: быть добрым и
не заботиться о мнении других, а награду за свою жизнь искать
не в мнении людском, а в себе.
Трудно различить, служишь ли ты людям для души, для бога или для похвалы от них. Поверка одна: если делаешь дело которое считаешь добрым, спроси себя, будешь ли делать то же, если знаешь вперед, что никто никогда
не узнает о том, что ты делаешь. Если ответишь себе, что все-таки будешь делать,
тогда наверное можешь знать: то, что делаешь, — делаешь для души, для бога.
Лжеучение государства состоит в признании себя соединенным с одними людьми одного народа, одного государства и отделенным от остальных людей других народов, других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него человек только
тогда, когда признает в себе духовное начало жизни, одно и то же во всех людях. Признавая это начало, человек уже
не может верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено богом.
Скажу больше — в самом деле правителям это качество может быть только вредно,
тогда как притворство в том, что имеешь те добрые качества, которых
не имеешь, напротив, очень полезно.
Никогда люди
не делают злых дел с бòльшим спокойствием и уверенностью в своей правоте, как
тогда, когда они делают их по ложной вере.
Истинное богопочитание свободно от суеверия; когда в него проникает суеверие, то и самое богопочитание разрушается. Христос указал нам, в чем истинное богопочитание. Он учил, что из всего того, что мы делаем в своей жизни, одно есть свет и счастье людей, это — наша любовь друг к другу; он учил, что счастья нашего мы можем достигнуть только
тогда, когда будем служить людям, а
не себе.
Наука — это пища для ума. И эта пища для ума может быть так же вредна, как и пища телесная, если она
не чиста, подслащена и если принимаешь ее
не в меру. Так что и умственной пищи можно переесть и заболеть от нее. Для того, чтобы этого
не было, надо так же, как в телесной пище, принимать ее только
тогда, когда голоден, когда чувствуешь необходимость узнать, — только
тогда, когда знание нужно для души.
Изучать
не нужные для духовной жизни науки, как астрономия, математика, физика и т. п., так же как пользоваться всякими удовольствиями, играми, катаниями, прогулками можно
тогда, когда эти занятия
не мешают делать то, что должно; но нехорошо заниматься пустыми науками, так же как и удовольствиями, когда они мешают настоящему делу жизни.
Но он
не одобрял увлечения большими трудностями в этой науке, и хотя сам лично знал их, но говорил, что они могут занять всю жизнь человека и отвлечь его от других полезных наук,
тогда как они ни к чему
не нужны.
Знание только
тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а
не одной памяти.
Если же этот прием вывернуть наизнанку,
тогда ученики схватывают что-то вроде разума, прежде чем в них выработается рассудок, и выносят из обучения заимствованную науку, которая только как бы приклеена, но
не срослась с ними, причем их духовные способности остаются такими же бесплодными, как и раньше, но в то же время сильно испорченные воображаемой ученостью.
Нам кажется, что настоящая работа только над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, а работа над своей душой, над чем-то невидимым — дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и
не делать, а между тем всякая другая работа, — кроме работы над своей душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем духовнее и любовнее, — всякая другая работа пустяки. Только одна эта работа настоящая, и все остальные работы полезны только
тогда, когда делается эта главная работа жизни.
Тот, кто признает свою жизнь нехорошей и хочет начать жить лучше,
не должен думать, что он может начать жить лучше только
тогда, когда он переменит условия своей жизни.