Неточные совпадения
И подумал человек про первого хозяина: «Уж очень много обещает. Если
бы дело по правде было, незачем обещать так много. Польстишься на роскошную жизнь, как
бы хуже
не было. А хозяин, должно, сердитый, потому что строго наказывает тех,
кто не по нем делает. Пойду лучше ко второму, — тог хоть ничего
не обещает, да, говорят, добрый, да и живет заодно с рабочими».
Нехорошо нам оттого, что мы знаем много лишнего, а
не знаем самого нужного: самих себя.
Не знаем того,
кто живет в нас. Если
бы мы знали и помнили то, что живет в каждом из. нас, то жизнь наша была
бы совсем другая.
Главное в учении Христа это то, что он всех людей признавал братьями. Он видел в человеке брата и потому любил всякого,
кто бы он ни был и какой
бы он ни был. Он смотрел
не на внешнее, а на внутреннее. Он
не смотрел на тело, а сквозь наряды богатого и лохмотья нищего видел бессмертную душу. В самом развращенном человеке он видел то, что могло этого самого падшего человека превратить в самого великого и святого человека, такого же великого и святого, каким был он сам.
Индийский мудрец говорил: «В тебе, во мне, во всех существах живет один и тот же дух жизни, а ты сердишься на меня,
не любишь меня. Помни, что мы с тобой одно.
Кто бы ты ни был, ты и я — одно».
Нет такого дурного дела, за которое был
бы наказан только тот,
кто его сделал. Мы
не можем так уединиться, чтобы то зло, которое есть в нас,
не переходило на других людей. Наши дела, и добрые и злые, как и наши дети: живут и действуют уже
не по нашей воле, а сами по себе.
Если
бы мы
не видели глазами,
не слышали ушами,
не щупали руками, мы ничего
бы не знали из того, что вокруг нас. Если же
бы мы
не сознавали бога в себе, мы
не знали
бы и самих себя,
не знали
бы в себе того,
кто видит, слышит, ощупывает мир кругом себя.
Посмотрите на то, как хочет жить раб. Прежде всего он хочет, чтобы его отпустили на волю. Он думает, что без этого он
не может быть ни свободным, ни счастливым. Он говорит так: если
бы меня отпустили на волю, я сейчас
бы был вполне счастлив, я
не был
бы принужден угождать и прислуживаться моему хозяину, я мог
бы говорить с
кем угодно, как с равным себе, мог
бы идти, куда хочу,
не спрашиваясь ни у
кого.
Жизнь для души тем отличается от жизни мирской, что тот,
кто живет для души,
не может быть доволен собой, что
бы он ни сделал хорошего; он считает, что сделал только то, что нужно, и то далеко
не всё, и потому может только укорять себя, а никак
не гордиться,
не быть довольным собою.
Принуждающий нас силой как
бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его. Как благодетелей наших, мы любим тех,
кто умеет убедить нас.
Не мудрый, а грубый, непросвещенный человек прибегает к насилию. Чтобы употребить силу, надо многих соучастников; чтобы убедить,
не надо никаких. Тот,
кто чувствует достаточно силы в самом себе, чтобы владеть умами,
не станет прибегать к насилию. Государство прибегает именно потому, что оно сознает свое бессилие убедить людей в своей необходимости.
То, что делает животное, то, что делает ребенок, дурачок и иногда человек взрослый под влиянием боли и раздражения, то есть огрызается и хочет сделать больно тому,
кто ему сделал больно, это признается законным правом людей, называющих себя правителями. Разумный человек
не может
не понимать того, что всякое зло уничтожается противным ему добром, как огонь водой, и вдруг делает прямо противоположное тому, что говорит ему разум. И закон, будто
бы произведение мудрости людей [?], говорит ему, что так и надо.
Страх перед наказанием никогда
не удержал ни одного убийцу. Тот,
кто идет убивать своего соседа из мести или нужды,
не рассуждает много о последствиях. Убийца всегда уверен, что избегнет преследования. Если
бы когда-нибудь было объявлено, что никакого наказания
не будут налагать на убийц, число убийств
не увеличилось
бы ни на один случай. Весьма вероятно, напротив, что оно уменьшилось
бы, потому что
не было
бы преступников, развращенных в тюрьмах.
Разумно любить добродетель, уважать подвиги, признавать добро, откуда
бы мы его ни получали, и даже лишаться своего удобства для славы и выгоды того,
кого любишь, и
кто того заслуживает: таким образом, если жители страны нашли такое лицо, которое показало им большую мудрость, чтобы охранять их, большую храбрость, чтобы их защищать, и великую заботу, чтобы управлять ими, — и если вследствие этого они привыкли повиноваться ему так, чтобы предоставить ему некоторые выгоды, я
не думаю, чтобы это было неразумно.
А между тем это совершается во всех странах со всеми людьми всякий день, — совершается то, что несколько людей властвуют над ста тысячами деревень и лишают их свободы;
кто бы поверил этому, если
бы только слышал, а
не видел это.
Люди в наше время так привыкли к тому, что из всех дел, которые делаются, есть такие, которые им запрещено делать, и еще такие, которые им велено делать, как
бы это ни было трудно для них, и что если они будут делать то, что запрещено, и
не будут делать того, что повелено, то кто-то за это накажет их, и им будет от этого худо. Люди так привыкли к этому, что и
не спрашивают,
кто те лица, которые запрещают им, и
кто будет их наказывать за неисполнение, и покорно исполняют всё, что от них требуется.
Если тебе чего-нибудь так хочется, что даже кажется, что ты
не можешь воздержаться,
не верь себе. Неправда, чтобы человек
не мог воздержаться от чего
бы то ни было.
Не может воздержаться только тот,
кто вперед уверил себя, что он
не может.
Святость
не в лесах,
не на небе,
не на земле,
не в священных реках. Очисти себя, и ты увидишь его. Преврати твое тело в храм, откинь дурные мысли и созерцай бога внутренним оком. Когда мы познаем его, мы познаем себя. Без личного опыта одно писание
не уничтожит наших страхов, — так же как темнота
не разгоняется написанным огнем. Какая
бы ни была твоя вера и твои молитвы, пока в тебе нет правды, ты
не постигнешь пути блага. Тот,
кто познает истину, тот родится снова.
Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты
не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затемняющих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было
бы вернее и неприступнее для зла.
Кто не знает этого, тот слеп, а
кто, зная,
не верит разуму, тот истинно несчастен.
Говорят, что для того,
кто делает добро,
не нужно награды. Это правда, если думать, что награда будет
не в тебе и
не сейчас, а в будущем. Но без награды, без того, чтобы добро
не давало радости человеку,
не мог
бы человек делать добро. Дело только в том, чтобы понимать, в чем истинная награда. Истинная награда
не во внешнем и будущем, а во внутреннем и настоящем: в улучшении своей души. В этом и награда и побуждение к деланию добра.
Был такой благодетель, что хотел как можно больше добра сделать людям, и стал думать, как
бы так сделать, чтобы никого
не обидеть и чтобы всем было на пользу. Если раздавать добро прямо по рукам, то
не сообразишь,
кому давать,
кто больше того стоит, а потом всех
не уравняешь, — те,
кому не достанется, скажут: «Зачем тем дал, а
не нам?»