Неточные совпадения
Вера только тогда вера, когда у тебя и мысли нет о том, чтобы то, во что ты
веришь, могло бы
быть неправда.
Верить — значит доверять тому, что нам открывается, не спрашивая о том, отчего это так и что из этого выйдет. Такова истинная вера. Она показывает нам, кто мы такие и что мы поэтому должны делать, но ничего не говорит нам о том, что выйдет из того, что мы
будем делать то, что велит нам наша вера.
Но всегда и везде ложные учителя поучали людей тому, чтобы признавать богом то, что не
есть бог, и законом бога то, что не
есть закон бога. И люди
верили ложным учениям и удалились от истинного закона жизни и от исполнения истинного закона его, и жизнь людей становилась от этого труднее и несчастнее.
Не надо думать, что вера истинна оттого, что она старая. Напротив, чем дольше живут люди, тем всё яснее и яснее становится им истинный закон жизни. Думать, что нам в наше время надо
верить тому же самому, чему
верили наши деды и прадеды, — это всё равно, что думать, что, когда ты вырос, тебе
будет впору твоя детская одежа.
Думать, что нет бога, это, по учению Лао-Тсе, всё равно, что
верить в то, что если дуешь мехом, то дух идет из меха, а не из воздуха, и что мех мог бы дуть и там, где не
было бы воздуха.
Если войдет тебе в голову мысль о том, что всё, что ты думал о боге, неправда, что нет бога, — не смущайся этим, а знай, что это
было и бывает со всеми людьми. Но не думай только того, что если ты перестал
верить в того бога, в которого ты
верил, то это сделалось оттого, что нет бога. Если ты не
веришь в того бога, в которого
верил, то это только оттого, что в вере твоей
было что-нибудь неправильное.
В наше время большая часть людей думает, что благо жизни в служении телу. Это видно из того, что самое распространенное в наше время учение это — учение социалистов. По этому учению, жизнь с малыми потребностями
есть жизнь скотская, и увеличение потребностей это первый признак образованного человека, признак сознания им своего человеческого достоинства. Люди нашего времени так
верят этому ложному учению, что только глумятся над теми мудрецами, которые в уменьшении потребностей видели благо человека.
Еще с самых древних времен мудрецы учили тому, что не надо
есть мяса животных, а питаться растениями, но мудрецам не
верили, и все
ели мясо. Но в наше время с каждым годом находится всё больше и больше людей, которые считают грехом
есть мясо и не
едят его.
Человек прав, если он
верит тому, что нет на свете ни одного человека выше его; но он очень ошибается, если думает, что
есть на свете хоть один человек ниже его.
В старину люди
верили в то, что люди рождаются разной породы, черной и белой кости, Иафетова и Хамова отродья, и что одни люди должны
быть господами, а другие рабами. Люди признавали такое деление людей на господ и рабов, потому что
верили что такое деление установлено богом. Грубое и губительное суеверие это, хотя и в другом виде, признается и до сих пор.
Хорошо
было еврею, греку, римлянину не только отстаивать независимость своего народа убийством, но и убийством же подчинять себе другие народы, когда он твердо
верил тому, что его народ один настоящий, хороший, добрый, любимый богом народ, а все остальные — филистимляне, варвары.
Не
верь тому, что равенство невозможно или что оно может
быть только в далеком будущем. Учись у детей. Оно сейчас может
быть для каждого человека и для этого не нужно никаких законов. Ты сам в своей жизни можешь установить равенство со всеми людьми, с которыми сходишься. Только не оказывай особенного уважения тем, которые себя считают великими и высокими, а, главное, оказывай такое же, как ко всем, уважение тем, которых считают маленькими и низкими.
Только тот, кто не
верит в бога, может
верить в то, что такие же люди, как и он сам, могут устроить его жизнь так, чтобы она
была лучше.
Только те люди, которым выгодно властвовать над другими людьми, могут
верить в то, что насилие может улучшить жизнь людей. Людям же, не подпавшим этому суеверию, должно бы
быть ясно видно, что жизнь людей может измениться к лучшему только от их внутреннего душевного изменения, а никак не от тех насилий, которые над ними делаются.
Еще можно понять, что люди властвующие могут
верить в то, что наказание тех людей, которые мешают устроенному ими порядку, может
быть полезно. Но удивительно то, что сами подвластные
верят в это и содействуют наказанию друг друга и сами подвергаются наказаниям, считая, что наказания полезны и благодетельны для них.
Мы не переставая стараемся украшать это воображаемое существо, а о настоящем, о том, что мы на самом деле, не заботимся. Если мы покойны душой, если мы
верим, любим, мы стараемся как можно скорее рассказать об этом, с тем чтобы эти добродетели
были не только наши добродетели, но и воображаемого существа в мыслях других людей.
Чем больше людей
верят в одно и то же, тем осторожнее надо
быть к такой вере и тем внимательнее обсудить ее.
Общество говорит человеку: «думай, как думаем мы;
верь, как
верим мы;
ешь и
пей, как мы
едим и
пьем; одевайся, как мы одеваемся». Если же кто не поддается этим требованиям, общество замучает его своими насмешками, сплетнями, ругательствами. Трудно не покориться этому, а между тем, покорись, и тебе станет еще хуже, потому что покорись, и ты уже не свободный человек, а раб.
Люди уже давно не
верят в старые обычаи, законы, учреждения, а все-таки подчиняются им, потому что каждый думает, что большинство людей осудит его, если он откажется повиноваться. А между тем большинство уже давно не
верит, а только каждый боится
быть первым.
Для того, чтобы выказать себя перед людьми, ты или хвалишь, или бранишь себя перед людьми. Если
будешь хвалить, — люди не
поверят. Если
будешь хулить, — они подумают о тебе еще хуже, чем ты сказал. И потому самое лучшее ничего не говорить и заботиться о суде своей совести, а не о суде людском.
Есть только одно средство совсем не
верить в бога: средство это в том, чтобы признавать всегда справедливым мнение людей и не придавать никакого значения своему внутреннему голосу.
«
Верь или
будь проклят». В этом главная причина зла. Если человек принимает без рассуждения то, что он должен бы
был разобрать своим разумом, человек в конце концов отвыкает от рассуждения и подпадает проклятию сам и вводит в грех своих ближних. Спасение людей в том, чтобы каждому научиться думать своим умом.
Только те, которые
верят, что служение богу состоит в стремлении к лучшей жизни, отличаются от первых — тем, что признают иную, неизмеримо высшую основу, соединяющую всех благомыслящих людей в невидимую церковь, которая одна может
быть всеобщею.
Говорят, истинно верующие составляют церковь.
Есть ли эти истинно верующие, или нет их, мы не можем знать. Каждый из нас желал бы
быть таким истинно верующим и каждый старается
быть им; но никто не должен говорить ни про себя, ни про тех, которые
верят так же, как он, что они одни истинно верующие, потому что если они могут сказать про себя, что они истинно верующие, то точно то же могут сказать и другие.
Оно и не может
быть иначе: люди, верующие в злого и безрассудного бога, проклявшего род человеческий и обрекшего своего сына на жертву и часть людей на вечное мучение, не могут
верить в бога любви.
Человек, верующий в бога-Христа, паки грядущего со славою судить и казнить живых и мертвых, не может
верить в Христа, повелевающего подставлять щеку обидчику, не судить, прощать и любить врагов; человек, верующий в боговдохновенность ветхого завета и святость Давида, завещающего на смертном одре убийство старика, оскорбившего его и которого он сам не мог убить, так как
был связан клятвой (3-я кн.
Как египтянин на все положения, которые ему предлагались жрецами как истина, не смотрел так, как мы теперь смотрим на них, — как на верования, — а как на откровения высшего, доступного человеку знания, то
есть науку, точно так же и теперь наивные люди, не знающие науки, смотрят на всё то, что им выдается теперешними жрецами науки за несомненную истину, —
верят в нее.
Если человек знает все науки и говорит на всех языках, но не знает того, что он такое и что он должен делать, он просвещен гораздо менее той безграмотной старухи, которая
верит в батюшку спасителя, то
есть в бога, по воле которого она признает себя живущей, и знает, что этот бог требует от нее праведности.
Лучше никогда не читать ни одной книги, чем читать много книг и
верить во всё то, что там написано. Можно
быть умным, не читая ни одной книги;
веря же во всё, чтò написано в книгах, нельзя не
быть дураком.
Предназначенный нам труд мы должны выполнять честно и безукоризненно, всё равно, надеемся ли мы со временем стать ангелами, или
верим в то, что мы когда-то
были слизняками.
Если тебе чего-нибудь так хочется, что даже кажется, что ты не можешь воздержаться, не
верь себе. Неправда, чтобы человек не мог воздержаться от чего бы то ни
было. Не может воздержаться только тот, кто вперед уверил себя, что он не может.
Если ты знаешь, как надо жить людям, и желаешь им добра, то
будешь высказывать им это. Высказывать же это
будешь стараться так, чтобы они
поверили в твои слова. Для того же, чтобы они
поверили тебе и поняли тебя, тебе надо постараться передать твои мысли не с раздражением и гневом, а спокойно и с добром.
Говорят, что разум не может
быть руководителем жизни, только такие люди, разум которых так извращен, что они не
верят своему разуму.
Неверно думают и говорят, что для исполнения назначения жизни и для блага нужны здоровье, достаток и вообще благоприятные внешние условия. Это неправда: здоровье, достаток и благоприятные условия не нужны для исполнения назначения и для блага. Нам дана возможность блага духовной жизни, ничем не могущего
быть нарушенным, блага увеличения в себе любви. Только надо
верить в эту духовную жизнь, перенести в нее все свои усилия.
Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затемняющих этот свет,
есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое
было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не
верит разуму, тот истинно несчастен.
Только знай и
верь, что всё, что случается с тобой, ведет тебя к твоему истинному, духовному благу, и ты
будешь встречать болезни, бедность, позор, — всё то, что считается людьми бедствиями, — не как бедствия, а как то, что нужно для твоего блага, как земледелец принимает нужный для его поля дождь, измочивший его, как больной принимает горькое лекарство.
Только скажи себе, что во всем, что случается, воля бога, и
верь, что воля бога всегда добро, и ты ничего не
будешь бояться, и жизнь для тебя всегда
будет благом.
Веру в бессмертие нельзя принять от кого-нибудь, нельзя себя заставить
верить в бессмертие. Чтобы
была вера в бессмертие, надо понимать свою жизнь в том, в чем она бессмертна.
Сын живет в отцовском доме всегда, а поденщик только на время. И потому сын
будет жить не так, как поденщик,
будет заботиться об отцовском доме, а не думать, как поденщик, только о том, чтобы получить свою плату. Если человек
верит, что жизнь его не кончается со смертью, то он
будет жить, как сын в доме отца. Если же жизнь только та, какая
есть в этом мире, то он
будет жить как поденщик, стараясь воспользоваться всем, что можно в этой жизни.
Кончается ли наша жизнь с телесной смертью, это вопрос самой большой важности, и нельзя не думать об этом. Смотря по тому,
верим ли мы или нет в бессмертие, и поступки наши
будут разумны или бессмысленны.
Я не
верю ни в одну из существующих религий и потому не могу
быть заподозрен в том, что слепо следую какому-либо преданию или влияниям воспитания.
Обманутые все эти люди, — даже Христос напрасно страдал, отдавая свой дух воображаемому отцу, и напрасно думал, что проявляет его своею жизнью. Трагедия Голгофы вся
была только ошибка: правда
была на стороне тех, которые тогда смеялись над ним и желали его смерти, и теперь на стороне тех, которые совершенно равнодушны к тому соответствию с человеческой природой, которое представляет эта выдуманная будто бы история. Кого почитать, кому
верить, если вдохновение высших существ только хитро придуманные басни?
Если мы
верим, что всё, что случается с нами в нашей жизни, случалось с нами для нашего блага, мы не можем не
верить и в то, что то, что случается с нами, когда мы умираем, должно
быть нашим благом.
Не
верь, что жизнь эта только переход в другой мир и что хорошо нам может
быть только там. Это неправда. Нам должно
быть хорошо здесь, в этом мире. И для того, чтобы нам
было хорошо здесь, в этом мире, нам нужно только жить так, как хочет тот, кто послал нас в него. И не говори, что для того, чтобы тебе хорошо
было жить, надо, чтобы все хорошо жили, жили по-божьи. Это неправда. Живи сам по-божьи, сам делай усилие, и самому тебе наверное
будет хорошо и другим также от этого
будет наверное не хуже, но лучше.