Неточные совпадения
20) Грехи, соблазны и суеверия, препятствуя соединению
души с другими существами и богом, лишают человека свойственного ему блага, и потому
для того, чтобы человек мог пользоваться этим благом, он должен бороться с грехами, соблазнами и суевериями.
Для борьбы этой человек должен делать усилия.
30)
Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей
души со всем живым любовью и сознанием своей божественности — с богом, достигаемым только усилием в настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его
душою после смерти тела.
Душа не была и не будет, а всегда естьв настоящем. О том же, как будет сознавать себя
душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему.
Не дано знать этого человеку
для того, чтобы он душевные силы свои напрягал не на заботу о положении своей отдельной
души в воображаемом другом, будущем мире, а только на достижение в этом мире, сейчас, вполне определенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живыми существами и с богом.
Что же может понять человек? А одно то,
для чего не нужно ни места, ни времени, — свою
душу.
Говорить, что то, что мы называем собою, есть только тело, что и мой разум, и моя
душа, и моя любовь, всё только от тела, говорить так, всё равно, что говорить, что то, что мы называем нашим телом, есть только та пища, которой питается тело. Правда, что тело мое это только переделанная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело мое не пища. Пища это то, что нужно
для жизни тела, но не тело.
Говорят: спасать
душу. Спасать можно только то, что может погибнуть.
Душа не может погибнуть, потому что она одна только существует. Не спасать надо
душу, а очищать ее от того, что затемняет, оскверняет ее, просвещать ее
для того, чтобы бог всё больше и больше проходил через нее.
Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твое тело, а твоя
душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо,
для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.
Для бессмертной
души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это — бесконечное совершенствование себя и мира — и дано ей.
Для того же, чтобы люди знали, что им всем
для всех нужно, он вошел в их
душу и в
душах их сказался любовью.
Для того, чтобы все эти машины принесли свою пользу, нужно, чтобы люди усовершенствовали свою
душу, воспитали бы в себе любовь.
Ни вино, ни опиум, ни табак не нужны
для жизни людей. Все знают, что и вино, и опиум, и табак вредны и телу и
душе. А между тем, чтобы производить эти яды, тратятся труды миллионов людей. Зачем же делают это люди? Делают это люди оттого, что, впав в грех служения телу и видя, что тело никогда не может быть удовлетворено, они придумали такие вещества, как вино, опиум, табак, которые одуряют их настолько, что они забывают про то, что у них нет того, чего они желают.
Для того, чтобы нежить свое тело, нужно огрубеть
душою.
Для того, чтобы этого не было, нужно только одно — то самое, что высказывалось всеми мудрецами мира и что вложено в
душу всех людей, — целомудрие, стремление к наибольшему целомудрию.
Тела мужчин и женщин, а тем более их
души не должны быть покупаемы или продаваемы. А если это так, то точно так же не должна быть продаваема земля, потому что это вещь необходимая
для поддержания тел и
душ людских.
Напрасно хотят бедные люди переменить полезную
для тела и
души бедность на вредное
для тела и
души богатство.
Для того, чтобы не делать ближнему своему дурного — любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нем дурного, а
для того, чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нем дурного, не допускать в свою
душу чувство недоброжелательства даже в мыслях.
До тех пор, пока люди будут неспособны устоять против соблазнов страха, одурения, корысти, честолюбия, тщеславия, которые порабощают одних и развращают других, они всегда сложатся в общество насилующих, обманывающих и насилуемых и обманываемых.
Для того, чтобы этого не было, каждому человеку надо сделать нравственное усилие над самим собой. Люди сознают это в глубине
души, но им хочется как-нибудь помимо личного усилия достигнугь того, что достигается только таким усилием.
Всех этих людей, как
для их блага, так и
для блага народа, можно просить только об одном: чтобы они заботились о себе, о своей
душе и оставили бы в покое тот народ, которому они хотят служить с таким усердием.
Учение любви, не допускающее насилия, не потому только важно, что человеку хорошо
для себя,
для своей
души, терпеть зло и делать добро за зло, но еще и потому, что только одно добро прекращает зло, тушит его, не позволяет ему идти дальше. Истинное учение любви тем и сильно, что оно тушит зло, не давая ему разгораться.
В том, чтобы делать то, что делаешь, не
для своего тела, не
для своей
души, а только
для того, чтобы получить одобрение людей, — в этом одна из главных причин дурной жизни людей.
Хорошо, когда люди занимаются учением
для своей
души,
для того, чтобы быть умнее и добрее. Такое учение полезно
для них. Когда же люди учатся ради славы людской,
для того, чтобы казаться учеными, ученость не только бесполезна, но вредна, делает людей и менее умными и менее добрыми, чем бы они были, если бы и вовсе не учились.
Пора человеку узнать себе цену. Что же, в самом деле, он какое-нибудь незаконно рожденное существо? Пора ему перестать робко озираться по сторонам — угодил ли или не угодил он людям? Нет, пусть голова моя твердо и прямо держится на плечах. Жизнь дана мне не на показ, а
для того, чтобы я жил ею. Я сознаю свою обязанность жить
для своей
души. И заботиться хочу и буду не о мнении обо мне людей, а о своей жизни, о том, исполняю я или не исполняю я свое назначение перед тем, кто послал меня в жизнь.
Никто не проявляет такого уважения и приверженности к добродетели, как тот, кто охотно теряет славу хорошего человека, только
для того, чтобы в
душе своей оставаться хорошим.
Надо приучать себя жить так, чтобы не думать о людском мнении, чтобы не желать даже любви людской, а жить только
для исполнения закона своей жизни, воли бога. При такой одинокой, с одним богом жизни, правда, нет уж побуждений к добрым поступкам ради славы людской, но зато устанавливается в
душе такая свобода, такое спокойствие, такое постоянство и такое твердое сознание верности пути, которых никогда не узнает тот, кто живет
для славы людской.
Грехи, соблазны и суеверия задерживают, скрывают от человека его
душу. Чтобы раскрыть
для самого себя свою
душу, человеку нужно делать усилия сознания; и потому в этих усилиях сознания главное дело жизни человека.
Я — орудие, которым работает бог. Мое истинное благо только в том, чтобы участвовать в его работе. Участвовать же в его работе я могу только теми усилиями сознания, которые я делаю
для того, чтобы держать в порядке, чистоте, остроте, правильности то орудие божье, которое поручено мне — себя, свою
душу.
Есть только одно
для всех людей важное дело в жизни. Дело это в том, чтобы улучшать свою
душу. Одно это дело предназначено всем людям. Всё остальное пустяки в сравнении с этим делом. То, что это так, видно из того, что в этом одном деле человеку не бывает помехи и что от этого одного дела человеку всегда бывает радостно.
Царство божие силою берется. Это значит то, что
для того, чтобы избавиться от зла и быть добрым, нужно усилие. Усилие нужно
для того, чтобы удержаться от зла. Удержись от зла, и будешь делать добро, потому что
душа человеческая любит добро и делает его, если только свободна от зла.
Для того, чтобы светильник мог дать спокойный свет, нужно, чтобы он был поставлен в защищенное от ветра место. Если же светильник на ветру, то свет будет дрожать, и от него будут падать странные, темные тени. Такие же странные и темные тени будут падать на
душу человека от непроверенных, ничтожных, разнообразных мыслей.
Единственное истинное радостное дело жизни — это растить свою
душу, а
для роста
души нужно отречение от себя. Начинай отречение в малых делах. Когда приучишь себя к отречению в малых, осилишь отречение и в больших.
Человек не может знать последствий
для других своей самоотверженной жизни. Но пусть испытает такую жизнь хоть бы на время, и я уверен, что всякий честный человек признает то благотворное влияние, какое имели на его
душу и тело хотя бы те случайные минуты, когда он забывал себя и отрекался от своей телесной личности.
В том, что исторический опыт до сих пор не давал хороших результатов
для учения о добродетели, виновато то ложное предположение, что побуждение, выведенное из понятия долга, будто бы слишком слабо и отдаленно, а что сильнее действует на
душу более близкое побуждение, проистекающее из расчета на выгоды, которых надо ждать отчасти в этом, а также и в будущем мире за исполнение закона.
Считай себя всегда школьником-учеником. Не думай, чтобы ты был стар, чтобы учиться, что
душа твоя уже такова, какой она должна быть, и не может быть лучше.
Для разумного человека нет оконченного курса: он до самого гроба ученик.
Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти.
Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затемняющих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища
для человека, которое было бы вернее и неприступнее
для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не верит разуму, тот истинно несчастен.
Если ты хочешь достигнуть познания всеобъемлющего я,то ты должен прежде всего узнать самого себя.
Для того же, чтобы познать самого себя, ты должен пожертвовать своим я всемирному я. Жертвуй своей жизнью, если ты хочешь жить в духе. Удаляй свои мысли от внешних вещей и всего, что представляется извне. Старайся удалять от себя возникающие образы, с тем чтобы они не кидали темной тени на твою
душу.
Мы называем злом всё то, что нарушает благо нашей телесной жизни. А между тем вся жизнь наша есть только постепенное освобождение
души от того, что составляет благо тела. И потому
для того, кто понимает жизнь такою, какая она действительно есть, нет зла.
Объяснение этого странного противоречия только одно: люди все в глубине
души знают, что жизнь их не в теле, а в духе, и что всякие страдания всегда нужны, необходимы
для блага духовной жизни. Когда люди, не видя смысла в человеческой жизни, возмущаются против страданий, но все-таки продолжают жить, то происходит это только оттого, что они умом утверждают телесность жизни, в глубине же
души знают, что она духовна и что никакие страдания не могут лишить человека его истинного блага.
Смерть неизбежна
для всего рожденного так же, как и рождение неизбежно
для всего смертного. Поэтому не должно сетовать на то, что неизбежно. Прежнее состояние существ неизвестно, среднее состояние очевидно, будущее состояние не может быть познано, — о чем же заботиться и беспокоиться? Некоторые люди смотрят на
душу, как на чудо, а другие говорят и слушают про нее с удивлением, но никто ничего не знает про нее.
Дверь неба открыта
для тебя ровно настолько, насколько тебе нужно. Освободись от забот и тревог и направь свою
душу на духовное. Пусть твои поступки будут руководимы тобою, а не событиями. Не будь из тех, цель поступков которых — награда. Будь внимателен, совершай свой долг, оставь мысль о последствиях, так чтобы тебе было всё равно, кончится ли дело приятно или неприятно
для тебя.
Одного мудреца, говорившего о том, что
душа бессмертна, спросили: «Ну, а как же, когда мир кончится?» Он отвечал: «
Для того, чтобы
душа моя не умерла, не нужно мира».
Говорят, что
для того, кто делает добро, не нужно награды. Это правда, если думать, что награда будет не в тебе и не сейчас, а в будущем. Но без награды, без того, чтобы добро не давало радости человеку, не мог бы человек делать добро. Дело только в том, чтобы понимать, в чем истинная награда. Истинная награда не во внешнем и будущем, а во внутреннем и настоящем: в улучшении своей
души. В этом и награда и побуждение к деланию добра.
Мы не знаем и не можем знать,
для чего мы живем. И потому нельзя бы было нам знать, что нам делать и чего не делать, если бы у нас не было желания блага. Это желание верно указывает нам, что нам делать, если только мы понимаем свою жизнь не как животное, а как
душу в теле. И это самое благо, какого желает наша
душа, и дано нам в любви.
Что ты мечешься, несчастный? Ты ищешь блага, бежишь куда-то, а благо в тебе. Нечего искать его у других дверей. Если благо не в тебе, то его нигде нет. Благо в тебе, в том, что ты можешь любить всех, — любить всех не за что-нибудь, не
для чего-нибудь, а
для того, чтобы жить не своей одной жизнью, а жизнью всех людей. Искать блага в мире, а не пользоваться тем благом, какое в
душе нашей, всё равно что идти за водой в далекую мутную лужу, когда рядом с горы бьет чистый ключ.