Неточные совпадения
Внешние же предметы мы знаем тем менее, чем менее в познании участвует наше
сознание, вследствие чего предмет определяется только своим местом в пространстве и времени.
Всё, что знает человек о
внешнем мире, он знает только потому, что знает себя и в себе находит три различные отношения к миру: одно отношение своего разумного
сознания, другое отношение своего животного и третье отношение вещества, входящего в тело его животного. Он знает в себе эти три различные отношения и потому всё, что он видит в мире, располагается перед ним всегда в перспективе трех отдельных друг от друга планов: 1) разумные существа; 2) животныя и растения и 3) неживое вещество.
Человеку представляется, что жизнь его останавливается и раздваивается, но эти задержки и колебания суть только обман
сознания (подобный обману
внешних чувств). Задержек и колебаний истинной жизни нет и не может быть: они только нам кажутся при ложном взгляде на жизнь.
Рассуждая на основании своего
сознания, я вижу, что соединявшее все мои
сознания в одно — известная восприимчивость к одному и холодность к другому, вследствие чего одно остается, другое исчезает во мне, степень моей любви к добру и ненависти к злу, — что это мое особенное отношение к миру, составляющее именно меня, особенного меня, не есть произведение какой-либо
внешней причины, а есть основная причина всех остальных явлений моей жизни.
Если не разум человека, то мучительность страдания волей-неволей заставляют его признать то, что жизнь его не умещается в его личности, что личность его есть только видимая часть всей его жизни, что
внешняя, видимая им из его личности связь причины и действия, не совпадает с той внутренней связью причины и действия, которая всегда известна человеку из его разумного
сознания.
Всякое мое понятие о
внешней жизни основано на
сознании моего стремления к благу. И потому, только познав, в чем мое благо и моя жизнь, я буду в состоянии познать и то, что есть благо и жизнь других существ. Благо же и жизнь других существ, не познав свою, я никак не могу знать.
Неточные совпадения
Да и что такое эти все, все муки прошлого! Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка казались ему теперь, в первом порыве, каким-то
внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в
сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.
Новая жизнь ожидалась исключительно от изменений социальной среды, от
внешней общественности, а не от творческих изменений в личности, не от духовного перерождения народа, его воли, его
сознания.
Но интеллигенция претендует быть носительницей мысли и
сознания, и ей труднее простить эту леность и вялость мысли, это рабство у привычного, навязанного,
внешнего.
И свет
сознания, который должен идти навстречу этой пробуждающейся России, не должен быть
внешним, централистическим и насилующим светом, а светом внутренним для всякого русского человека и для всей русской нации.
Но
сознание этой массы должно быть поднято до этого мирового
сознания, а не до того рабски-обособленного
сознания, для которого все мировое оказывается
внешним и навязанным.