Неточные совпадения
Произошло это оттого, что люди христианского мира, приняв, под видом христианства, церковное
учение, отличавшееся в своих
основах от язычества только своей неискренностью и искусственностью, очень скоро перестали верить в это
учение, не заменив его никаким другим.
Но ни одно из этих
учений не поставило этой добродетели
основой жизни, высшим законом, долженствующим быть не только главным, но единым руководством поступков людей, как это сделано позднейшим из всех религиозных
учений — христианством.
Во всех дохристианских
учениях любовь признавалась как одна из добродетелей, но не тем, чем она признается в христианском
учении: метафизически —
основой всего, практически — высшим законом жизни человеческой, то есть таким, который ни в каком случае не допускает исключений.
Христианское
учение по отношению всех древних
учений не есть новое и особенное
учение; это есть только более ясное и определенное выражение той
основы жизни человеческой, которая чувствовалась и неопределенно проповедывалась предшествовавшими религиозными
учениями.
Так что казалось бы очевидно, что допущение хотя какого бы то ни было исключения из требования исполнения закона любви уничтожает всё значение, весь смысл, всю благодетельность закона любви, лежащего в
основе и всякого религиозного
учения и всякого нравственного
учения.
Приемы же и средства борьбы у тех и других одинаково чужды свойствам человеческой души и
основам христианского
учения и, одинаково озлобляя людей и доводя их до высшей степени неразумия и озверения, не только не достигают той цели, которую они выставляют, но, напротив, только отдаляют людей от возможности достижения ее.
Я не видал того, что невозможно в одно и то же время исповедывать Христа-бога,
основа учения которого есть непротивление злому, и сознательно и спокойно работать для учреждения собственности, судов, государства, воинства, учреждать жизнь, противную учению Христа, и молиться этому Христу о том, чтобы между нами исполнялся закон непротивления злому и прощения.
Неточные совпадения
Но его
учение о свободе, положенное в
основу его философии и его богословия, возможно было только после
учения об автономии, о свободе духа Канта и немецкого идеализма.
Это-то и происходит в деле перехода человечества от одного возраста к другому, которое мы переживаем теперь. Человечество выросло из своего общественного, государственного возраста и вступило в новый. Оно знает то
учение, которое должно быть положено в
основу жизни этого нового возраста, но по инерции продолжает держаться прежних форм жизни. Из этого несоответствия жизнепонимания с практикой жизни вытекает ряд противоречий и страданий, отравляющих нашу жизнь и требующих ее изменения.
Лицемерие, имевшее прежде одну религиозную
основу в
учении о падении рода человеческого, об искуплении и о церкви, в этом
учении получило в наше время новую научную
основу и вследствие этого захватило в свои сети всех тех людей, которые уже не могут по степени своего развития опираться на лицемерие религиозное.
Мнение это совершенно ошибочно. Христианское
учение и
учение позитивистов, коммунистов и всех проповедников всемирного братства людей, основанное на выгодности этого братства, не имеют ничего общего между собой и отличаются друг от друга в особенности тем, что
учение христианское имеет твердые, ясные
основы в душе человеческой;
учение же любви к человечеству есть только теоретический вывод по аналогии.
Так что если прежде только человек, исповедующий церковное религиозное
учение, мог, признавая себя при этом чистым от всякого греха, участвовать во всех преступлениях, совершаемых государством, и пользоваться ими, если он только при этом исполнял внешние требования своего исповедания, то теперь и все люди, не верящие в церковное христианство, имеют такую же твердую светскую научную
основу для признания себя чистыми и даже высоконравственными людьми, несмотря на свое участие в государственных злодеяниях и пользование ими.