Я не видал того, что невозможно в одно и то же время исповедывать Христа-бога,
основа учения которого есть непротивление злому, и сознательно и спокойно работать для учреждения собственности, судов, государства, воинства, учреждать жизнь, противную учению Христа, и молиться этому Христу о том, чтобы между нами исполнялся закон непротивления злому и прощения.
Неточные совпадения
Я понял теперь, что в положении о непротивлении злу Христос говорит не только, что выйдет непосредственно для каждого от непротивления злу, но он, в противоположение той
основы, которою жило при нем по Моисею, по римскому праву и теперь по разным кодексам живет человечество, ставит положение непротивления злу, которое, по его
учению, должно быть
основой жизни людей вместе и должно избавить человечество от зла, наносимого им самому себе.
Мы устроили всю свою жизнь на тех самых
основах, которые он отрицает, не хотим понять его
учение в его простом и прямом смысле и уверяем себя и других, или что мы исповедуем его
учение, или что
учение его нам не годится.
Он говорит просто, ясно: тот закон противления злу насилием, который вы положили в
основу своей жизни, ложен и противоестественен; и дает другую
основу — непротивления злу, которая, по его
учению, одна может избавить человечество от зла. Он говорит: вы думаете, что ваши законы насилия исправляют зло; они только увеличивают его. Вы тысячи лет пытались уничтожить зло злом и не уничтожили его, а увеличили его. Делайте то, что я говорю и делаю, и узнаете, правда ли это.
Церковное
учение дало основной смысл жизни людей в том, что человек имеет право на блаженную жизнь и что блаженство это достигается не усилиями человека, а чем-то внешним, и это миросозерцание и стало
основой всей нашей науки и философии.
Учение Христа о сыне человеческом — сыне бога, составляющее
основу всех Евангелий, яснее всего выражено в его беседе с Никодимом.
Может быть, справедливее предположить, что человека после этой мирской жизни, пережитой для исполнения его личной воли, все-таки ожидает вечная личная жизнь в раю со всевозможными радостями; может быть, это справедливее, но думать, что это так, стараться верить в то, что за добрые дела я буду награжден вечным блаженством, а за дурные вечными муками, — думать так не содействует пониманию
учения Христа; думать так значит, напротив, лишать
учение Христа самой главной его
основы.
Учение о жизни, δόξα, есть
основа веры.
Основа веры, по
учению Христа, есть свет.
Словами: человек не затем живет, чтобы на него работали, а чтобы самому работать на других, Христос устанавливает ту
основу, которая, несомненно, обеспечивает материальное существование человека, а словами: трудящийся достоин пропитания, Христос устраняет то столь обыкновенное возражение против возможности исполнения
учения, которое состоит в том, что человек, исполняющий
учение Христа среди не исполняющих, погибнет от голода и холода.
Люди эти часто вовсе не знают
учения Христа, не понимают его, часто не принимают, так же как и враги их, главной
основы Христовой веры — непротивления злу, часто даже ненавидят Христа; но вся их вера в то, какова должна быть жизнь, почерпнута из
учения Христа. Как бы ни гнали этих людей, как бы ни клеветали на них, но это — единственные люди, не покоряющиеся безропотно всему, что велят, и потому это — единственные люди нашего мира, живущие не животной, а разумной жизнью, — единственные верующие люди.
Метафизическая
основа древнего
учения евреев и Христа — одна и та же: любовь к богу и ближнему.
По закону Христа
учение о жизни, вытекающее из той же метафизической
основы, выражено в пяти заповедях, разумных, благих и носящих в самих себе свой смысл и свое оправдание и обнимающих всю жизнь людей.
Неточные совпадения
Но его
учение о свободе, положенное в
основу его философии и его богословия, возможно было только после
учения об автономии, о свободе духа Канта и немецкого идеализма.
Это-то и происходит в деле перехода человечества от одного возраста к другому, которое мы переживаем теперь. Человечество выросло из своего общественного, государственного возраста и вступило в новый. Оно знает то
учение, которое должно быть положено в
основу жизни этого нового возраста, но по инерции продолжает держаться прежних форм жизни. Из этого несоответствия жизнепонимания с практикой жизни вытекает ряд противоречий и страданий, отравляющих нашу жизнь и требующих ее изменения.
Лицемерие, имевшее прежде одну религиозную
основу в
учении о падении рода человеческого, об искуплении и о церкви, в этом
учении получило в наше время новую научную
основу и вследствие этого захватило в свои сети всех тех людей, которые уже не могут по степени своего развития опираться на лицемерие религиозное.
Мнение это совершенно ошибочно. Христианское
учение и
учение позитивистов, коммунистов и всех проповедников всемирного братства людей, основанное на выгодности этого братства, не имеют ничего общего между собой и отличаются друг от друга в особенности тем, что
учение христианское имеет твердые, ясные
основы в душе человеческой;
учение же любви к человечеству есть только теоретический вывод по аналогии.
Так что если прежде только человек, исповедующий церковное религиозное
учение, мог, признавая себя при этом чистым от всякого греха, участвовать во всех преступлениях, совершаемых государством, и пользоваться ими, если он только при этом исполнял внешние требования своего исповедания, то теперь и все люди, не верящие в церковное христианство, имеют такую же твердую светскую научную
основу для признания себя чистыми и даже высоконравственными людьми, несмотря на свое участие в государственных злодеяниях и пользование ими.