Неточные совпадения
После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те
условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжеле были
свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде.
Каждому историку, смотря по его взгляду на то, чтó составляет цель движения народа, представляются эти
условия в величии, богатстве,
свободе, просвещении граждан Франции или другого государства.
Если
условия, под которыми передается власть, состоят в богатстве,
свободе, просвещении народа, то почему Людовики ХІV-е и Иоанны ІV-е спокойно доживают свои царствования, а Людовики ХVІ-е и Карлы І-е казнятся народами?
Всякий человек, дикий и мыслитель, как бы неотразимо ему ни доказывали рассуждение и опыт то, что невозможно представить себе два разных поступка в одних и тех же
условиях, чувствует, что без этого бессмысленного представления (составляющего сущность
свободы), он не может себе представить жизни.
Если понятие о
свободе для разума представляется бессмысленным противоречием, как возможность совершить два paзные поступка в одних и тех же
условиях, или как действие без причины, то это доказывает только то, что сознание не подлежит разуму.
Разрешение вопроса о
свободе и необходимости для истории, перед другими отраслями знания, в которых разрешался этот вопрос, имеет то преимущество, что для истории вопрос этот относится не к самой сущности воли человека, а к представлению о проявлении этой воли в прошедшем и в известных
условиях.
Если же мы рассматриваем человека в наименьшей зависимости от внешних
условий; если действие его совершено в ближайший момент к настоящему, и причины его действия нам недоступны, то мы получим представление о наименьшей необходимости и наибольшей
свободе.
1) Как бы ни увеличивалось наше знание тех пространственных
условий, в которых находится человек, знание это никогда не может быть полное, так как число этих
условий бесконечно, велико так же, как бесконечно пространство. И потому как скоро определены не все
условия, не все влияния на человека, то и нет полной необходимости, а есть известная доля
свободы.
Итак, для того чтобы представить себе действие человека, подлежащее одному закону необходимости, без
свободы, мы должны допустить знание бесконечного количества пространственных
условий, бесконечно великого периода времени и бесконечного ряда причин.
Неточные совпадения
― Вы называете жестокостью то, что муж предоставляет жене
свободу, давая ей честный кров имени только под
условием соблюдения приличий. Это жестокость?
Шестнадцать часов дня надо было занять чем-нибудь, так как они жили за границей на совершенной
свободе, вне того круга
условий общественной жизни, который занимал время в Петербурге.
— Послушайте-с, Павел Иванович, — сказал он, — я привез вам
свободу на таком
условии, чтобы сейчас вас не было в городе.
— Все — программы, спор о программах, а надобно искать пути к последней
свободе. Надо спасать себя от разрушающих влияний бытия, погружаться в глубину космического разума, устроителя вселенной. Бог или дьявол — этот разум, я — не решаю; но я чувствую, что он — не число, не вес и мера, нет, нет! Я знаю, что только в макрокосме человек обретет действительную ценность своего «я», а не в микрокосме, не среди вещей, явлений,
условий, которые он сам создал и создает…
Если под революцией понимать совершаемые в известный исторический день насилия, убийства, кровопролития, если понимать под ней отмену всех
свобод, концентрационные лагеря и пр., то желать революции нельзя и нельзя ждать от нее явления нового человека, можно только при известных
условиях видеть в ней роковую необходимость и желать ее смягчения.