3) Третье основание есть бòльшая или мèньшая доступность для нас той бесконечной
связи причин, которая составляет неизбежное требование разума, и в которой каждое понимаемое явление, и потому каждое действие человека, должно иметь свое определенное место, как следствие для предыдущих и как причина для последующих.
Разум говорит: 1) Пространство со всеми формами, которые дает ему видимость его — материя — бесконечно и не может быть мыслимо иначе. 2) Время есть бесконечное движение без одного момента покоя, и оно не может быть мыслимо иначе. 3)
Связь причин и последствий не имеет начала и не может иметь конца.
Неточные совпадения
Возможно понять, что Наполеон имел власть, и потому совершилось событие; с некоторою уступчивостью можно еще понять, что Наполеон, вместе с другими влияниями, был
причиной события; но каким образом книга Contrat Social [Общественный договор] сделала то, что французы стали топить друг друга, — не может быть понято без объяснения причинной
связи этой новой силы с событием.
Итак, представление наше о свободе и необходимости постепенно уменьшается и увеличивается, смотря по большей или меньшей
связи с внешним миром, по бòльшему или меньшему отдалению времени и бòльшей или меньшей зависимости от
причин, в которых мы рассматриваем явление жизни человека.
Так что, если мы рассматриваем такое положение человека, в котором
связь его с внешним миром наиболее известна, период времени суждения от времени совершения поступка наибольший и
причины поступка наидоступнейшие, то мы получаем представление о наибольшей необходимости и наименьшей свободе.
Но ни в том, ни в другом случае, как бы мы ни изменяли нашу точку зрения, как бы ни уясняли себе ту
связь, в которой находится человек с внешним миром, или как бы ни доступна она нам казалась, как бы ни удлиняли или укорачивали период времени, как бы понятны или непостижимы ни были для нас
причины, мы никогда не можем себе представить ни полной свободы, ни полной необходимости.
История рассматривает проявления свободы человека в
связи с внешним миром во времени и в зависимости от
причин, т. е. определяет эту свободу законами разума, и потому история только на столько есть наука, на сколько эта свобода определена этими законами.
Если не разум человека, то мучительность страдания волей-неволей заставляют его признать то, что жизнь его не умещается в его личности, что личность его есть только видимая часть всей его жизни, что внешняя, видимая им из его личности
связь причины и действия, не совпадает с той внутренней связью причины и действия, которая всегда известна человеку из его разумного сознания.
Неточные совпадения
«Она не мало видела людей, но я остался для нее наиболее яркой фигурой. Ее первая любовь. Кто-то сказал: “Первая любовь — не ржавеет”. В сущности, у меня не было достаточно солидных
причин разрывать
связь с нею. Отношения обострились… потому что все вокруг было обострено».
Причина эта заключалась не в том, что он 10 лет тому назад соблазнил Катюшу и бросил ее, это было совершенно забыто им, и он не считал это препятствием для своей женитьбы;
причина эта была в том, что у него в это самое время была с замужней женщиной
связь, которая, хотя и была разорвана теперь с его стороны, не была еще признана разорванной ею.
Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они
причиной его нечувствительности полагали любовную
связь.
И на вершинах философской мысли должна быть оправдана эта мифология, в ней ключ и тайна
связи между
причиной и следствием.
Поступая в познании естества, откроют, может быть, смертные тайную
связь веществ духовных или нравственных с веществами телесными или естественными; что
причина всех перемен, превращений, превратностей мира нравственного или духовного зависит, может быть, от кругообразного вида нашего обиталища и других к солнечной системе принадлежащих тел, равно, как и оно, кругообразных и коловращающихся…