Если не разум человека, то мучительность страдания волей-неволей заставляют его признать то, что жизнь его не умещается в его личности, что личность его есть только видимая часть всей его жизни, что внешняя, видимая им из его личности
связь причины и действия, не совпадает с той внутренней связью причины и действия, которая всегда известна человеку из его разумного сознания.
3) Третье основание есть бòльшая или мèньшая доступность для нас той бесконечной
связи причин, которая составляет неизбежное требование разума, и в которой каждое понимаемое явление, и потому каждое действие человека, должно иметь свое определенное место, как следствие для предыдущих и как причина для последующих.
Разум говорит: 1) Пространство со всеми формами, которые дает ему видимость его — материя — бесконечно и не может быть мыслимо иначе. 2) Время есть бесконечное движение без одного момента покоя, и оно не может быть мыслимо иначе. 3)
Связь причин и последствий не имеет начала и не может иметь конца.
Неточные совпадения
«Она не мало видела людей, но я остался для нее наиболее яркой фигурой. Ее первая любовь. Кто-то сказал: “Первая любовь — не ржавеет”. В сущности, у меня не было достаточно солидных
причин разрывать
связь с нею. Отношения обострились… потому что все вокруг было обострено».
Причина эта заключалась не в том, что он 10 лет тому назад соблазнил Катюшу и бросил ее, это было совершенно забыто им, и он не считал это препятствием для своей женитьбы;
причина эта была в том, что у него в это самое время была с замужней женщиной
связь, которая, хотя и была разорвана теперь с его стороны, не была еще признана разорванной ею.
Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они
причиной его нечувствительности полагали любовную
связь.
Поступая в познании естества, откроют, может быть, смертные тайную
связь веществ духовных или нравственных с веществами телесными или естественными; что
причина всех перемен, превращений, превратностей мира нравственного или духовного зависит, может быть, от кругообразного вида нашего обиталища и других к солнечной системе принадлежащих тел, равно, как и оно, кругообразных и коловращающихся…
Если он ставит в зависимости один от другого несколько фактов, а по рассмотрению критики окажется, что эти факты никогда в такой зависимости не бывают, а зависят совершенно от других
причин, — опять очевидно само собой, что автор неверно понял
связь изображаемых им явлений.