Неточные совпадения
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то
действие; но как скоро он сделает его, так
действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не
свободное, а предопределенное значение.
Бенигсен, великий князь и герой генерал-адъютантов остаются при армии с тем, чтобы следить за
действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя
свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных
действий и избегает сражения.
Если же есть хоть один закон, управляющий
действиями людей, то не может быть
свободной воли, ибо тогда воля людей должна подлежать этому закону.
В действительной жизни каждое историческое событие, каждое
действие человека понимается весьма ясно и определенно, без ощущения малейшего противоречия, несмотря на то, что каждое событие представляется частию
свободным, частию необходимым.
Это есть то основание, вследствие которого очевидно, что тонущий человек менее свободен и более подлежит необходимости, чем человек, стоящий на суше; то основание, вследствие которого
действия человека, живущего в тесной связи с другими людьми в густо-населенной местности,
действия человека связанного семьей, службой, предприятиями, представляются несомненно менее
свободными и более подлежащими необходимости, чем
действия человека одинокого и уединенного.
Если мы рассматриваем человека одного, без отношения его ко всему окружающему, то каждое
действие его представляется нам
свободным.
Это есть то основание, вследствие которого
действия наши и других людей представляются нам, с одной стороны, тем более
свободными и менее подлежащими необходимости, чем более известны нам те выведенные из наблюдения физиологические, психологические и исторические законы, которым подлежит человек, и чем вернее усмотрена нами физиологическая, психологическая или историческая причина
действия; с другой стороны, чем проще самое наблюдаемое
действие и чем несложнее характером и умом тот человек,
действие которого мы рассматриваем.
Если мы имеем большой ряд опытов, если наблюдение наше постоянно направлено на отыскание соотношений в
действиях людей между причинами и следствиями, то
действия людей представляются нам тем более необходимыми и тем менее
свободными, чем вернее мы связываем последствия с причинами.
Действие мое кажется мне
свободным; но спрашивая себя: могли я по всем направлениям поднять руку, я вижу, что я поднял руку по тому направлению, по которому для этого
действия было менее препятствий, находящихся как в телах, меня окружающих, так и в устройстве моего тела.
Для того чтобы
действие мое было
свободным, необходимо, чтобы оно не встречало себе никаких препятствий.
Неточные совпадения
Когда начались военные
действия, всякое воскресенье кто-нибудь из родных привозил реляции; Кошанский читал их нам громогласно в зале. Газетная комната никогда не была пуста в часы,
свободные от классов: читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях; всему живо сочувствовалось у нас: опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему. Профессора приходили к нам и научали нас следить за ходом дел и событий, объясняя иное, нам недоступное.
Ибо человек, будучи одинаково причастен духа божия и стихийной натуры мира и находясь
свободною душою своею посреди сих двух начал, как некая связь их и проводник
действия божия в мире, тем самым имел роковую возможность разъединить их, уклонившись от божественного начала и перестав проводить его в натуру.
Еще недавно ваше превосходительство, не изволив утвердить журнал губернского правления о предании за противозаконные
действия суду зареченского земского исправника, изволили сказать следующее: «Пусть лучше говорят про меня, что я баба, но не хочу, чтоб кто-нибудь мог сказать, что я жестокий человек!» Каким чувством была преисполнена грудь земского исправника при известии, что он от суда и следствия учинен
свободным, — это понять нетрудно.
— К черту! Опять ходить по струнке! Настоящая жизнь здесь. Ведь это прелесть что такое: ничем не стеснять ни себя, ни других, распустить себя до состояния дикого человека, чувствовать себя во всех
действиях свободным. Ведь это роскошь! C'est superbe!
Везде, где присутствуют науки, должны оказывать свою власть и де сиянс академии. А как в науках главнейшую важность составляют не столько самые науки, сколько
действие, ими на партикулярных людей производимое, то из сего прямо явствует, что ни один обыватель не должен мнить себя от ведомства де сиянс академии
свободным. Следственно, чем менее ясны будут границы сего ведомства, тем лучше, ибо нет ничего для начальника обременительнее, как ежели он видит, что пламенности его положены пределы.